Солнечные знаки на украшениях

В культуре суваро-булгарского периода еще очень много неизученного, вот почему каждый предмет имеет не только культурную ценность, но является также источником исторических знаний. То, что дошло до нас, характеризует их высокий художественный уровень, выразившийся в замечательных творениях декоративноприкладного искусства. Сложность в раскрытии искусства древних суваро-булгар заключается в дефиците, а то и в отсутствии археологического материала, что лишает возможности охарактеризовать все виды их художественного творчества.

Поэтому и необходима публикация и популяризация всех тех выявленных произведений, что имеются в фондах музеев и в частных коллекциях. Необходимо это, прежде всего, для формирования в нынешнем и последующих поколениях интереса и уважения к далеким предкам.

Наибольший интерес представляют предметы искусства, относящиеся к периоду образования и становления государства Волжская Булгария — к X — началу XIII века. Искусство этой эпохи было пронизано атмосферой высокого гуманизма, чувством достоинства личности, стремлением к поэтически целостному постижению мира.

В Волжской Булгарии за исторически достаточно короткий срок были созданы условия для сравнительно высокого развития ремесленного производства, чему способствовала и активизация торговли. Из ремесел широкое распространение получает металлообрабатывающие — выплавка железа, кузнечное, бронзолитейное, ткацкое, гончарное. Обособившуюся группу ремесленников представляли ювелиры. Они знали тонкую технику скани, зерни, чернения серебра, применяли гравировку, чеканку, инкрустирование, золочение и т.п., достигая в иных изделиях изумительного мастерства. Совместно с ювелирами работали гранильщики, шлифовальщики драгоценных и полудрагоценных камней, стекла.

В средние века мастер либо работал на заказ для определенного потребителя, либо для местного ограниченного рынка. Секреты мастерства ювелиров передавались из поколения в поколение. Это время отличается тем, что данное ремесло не было привилегией только мужчин. Наиболее тонкие, технически сложные украшения создавали и женщины. Жители Волжской Булгарии в основном носили украшения, выполненные местными мастерами. Материалом для ювелирных украшений служили бронза, медь, серебро, золото, различные сплавы, кость, драгоценные, полудрагоценные камни, стекло.

С самого начала украшения, наряду со своей эстетической функцией, должны были выполнять и иные важные задачи. Во-первых, они служили в качестве амулета и талисмана, во-вторых, украшениями застегивалась или закреплялась одежда, обувь или пояс и укреплялись прически1.

В изготовленных мастерами Волжской Булгарии оберегах и украшениях изображались звери и растения. Любое живое существо, — будь то человек, зверь, птица, и даже неживые цветы или камни, — имели потаенный смысл.

Сохранившиеся амулеты-обереги дают дополнительные сведения о верованиях суваро-булгар, о широком распространении в суваро-булгарской среде различных суеверий, вызванных страхом перед природными стихиями, способными приносить человеку зло и вред не только при жизни, но и после смерти. По представлениям суваро-булгар, их со всех сторон окружали духи, в том числе и враждебные им. Для защиты от злонамеренных врагов необходимо было знать магические слова, увешивать себя многочисленными оберегами. Амулеты, талисманы сопровождали суваро-булгар с момента их рождения и до самой смерти2. Состав амулетов довольно разнообразен: это различной формы подвески, пронизи, монеты, бусы, изготовленные из различного материала. В качестве амулетов часто использовали предметы естественного происхождения (рога, зубы, кости и когти животных, ракушки и т.д.).

Ил. 12. Кость . Резьба. X—XIII в.Амулеты из кости представлены подвесками с ромбическим ушком. Эти амулеты в основном носили на теле, иногда вешали над кроватью. Они служили в качестве защиты и для обретения счастья. Ромбическая форма символизировала сплоченность, единство (рода, племени, народа). По предположению историков, такие обереги носили предводители рода и воины. На амулете заметен след, оставленный наконечником стрелы. Возможно, данный амулет сохранил жизнь своему «хозяину» (см. ил. 12).

В 1236 году Волжская Булгария была подчинена Золотой Орде, ее жителей обязали платить обременительную дань. Население должно было чинить дороги, заготавливать лес, строить различные сооружения3. Ремесленников заставляли производить предметы вооружения, сельскохозяйственные орудия, предметы украшения, керамику, изделия из кости, кожу, обувь, одежду и т.п. Насильственный угон лучшей части булгарских ремесленников в города Золотой Орды привел к ухудшению ремесла в самой Булгарии. Сравнивая булгарские изделия домонгольского периода и золотоордынского времени, можно видеть грубоватость, тяжеловесность и небрежность в исполнении последних4.

В течение XIII—XIV веков на территорию Среднего Поволжья переселились многочисленные группы кипчаков (половцев) и других народов из Азии5. В связи с этим к середине XIV века национальный костюм жителей Волжской Булгарии претерпевает значительные изменения. Под давлением запретов исламской религии на украшениях-оберегах исчезают изображения людей, животных и птиц. Геометрический орнамент сохраняется, но частично, а большое распространение получает растительный, переплетающийся порой с вычурными арабскими письменами6. Запрет изображать людей, животных и птиц сохраняется в татарских домах и в середине XIX века. Вот как описывает Карл Фукс дома богатых татарских купцов: «Внутри дома стены часто расписываются малярами, где представлены ландшафты с деревьями, цветами, рекой иногда представляется море с кораблями, но никогда там не увидишь ни людей, ни зверей, ни птиц — это строго запрещено»7.

Суваро-булгары, исповедовавшие этническую религию, в конце XIV века потеряли свое влияние, и в основной массе были неплатежеспособны. Ведь создавать памятники культуры можно лишь тогда, когда есть заказчик, способный оплатить работу мастера.

А в начале XVII века, в связи с активизацией крестьянских антифеодальных восстаний в Среднем Поволжье, суваро-булгарам было запрещено заниматься производством кузнечных и серебряных изделий, и торговлей. Запрет сохранялся до середины XVIII века. Традиции металлообработки постепенно угасали, в украшениях наблюдается сокращение металлических изделий, особенно в женском костюме и головном уборе. Это было связано, помимо запрета, с широким распространением вышивки, заменившей металлические обереги. Для изготовления украшений-оберегов применяли раковины, мелкие серебряные монеты, кожу, тесьму, а также, как и в булгарское время, различного вида бисер8.

После снятия запрета заниматься производством кузнечных и серебряных изделий с середины XVIII века начинается возрождение национального костюма. В этот период еще сохраняются вековые традиции, связанные с древнейшими понятиями и взглядами. По мере появления в обороте серебряных монет сувары (чуваши) начали их использовать в украшениях и головных уборах. В это время благосостояние народа начинает улучшаться. Все это находило отражение в национальном костюме. Праздничные костюмы оформлялись на высокохудожественном уровне, представляя собой шедевры национального искусства9. Такая традиция сохранялась вплоть до начала XX века.

В суваро-булгарских женских украшениях содержатся не только народные представления о красоте, сложившиеся в течение тысячелетий, но и следы миропонимания наших предков. Древнейшей функцией украшений было, без сомнения, их магическое предназначение (обереги). Суваро-булгарская женщина, облаченная в полный свадебный наряд, носила одежду и украшения весом около 15 кг, в т.ч. серебряные монеты весом до 5 кг10. Суваро-булгары в память о своем «знатном» происхождении вплоть до наших дней сохраняли фамильные драгоценности, передаваемые из поколения в поколение. В основном это были серебряные украшения, и даже в самой бедной семье их вес шел на килограммы (Приложения, ил. 15).

Истоки орнаментальных мотивов оформления чувашского костюма (растительный узор, звезды, круги, стилизованной формы фигуры животных и т.п.) следует искать в суваро-булгарском изобразительном искусстве. Геометрическая вышивка, как отмечает Г. Егоров, — единственное в своем роде искусство — сохранила в себе неповторимость, древность и разгадку тайны происхождения предков. В сказочных узорах — душа народа, тысячелетний путь, пройденный им, его могущество, сила, радости и успехи, взлет необыкновенного таланта, богатство традиций и загадочность происхождения. В каждом узоре, элементе чувашской вышивки — философия11.

Суваро-булгарское искусство прошло в своем развитии сложный путь. Оно имеет как свои национальные особенности, так и черты, которые объединяют культуры нескольких народностей, иногда соседних, а нередко и географически весьма отдаленных друг от друга. В большинстве случаев эти общие черты говорят о взаимопроникновении культур разных народов 12.

Суваро-булгарское искусство исследовано еще недостаточно, много неясного остается в его символике и даже в назначении ряда предметов. Каждый символ имеет свое значение и связан с тысячелетней историей народа. Символы — это ключевая информация, и важны они прежде всего для национального самосознания. В ходе изучения разного рода амулетов, талисманов складывается мнение, что они специально были созданы с целью общения через пространство и время. Знаменательно, что, пройдя через столетия, эти изделия и мифологические сюжеты сохранились до нашего времени13.

Как указывает Г.А. Федоров-Давыдов, ювелирное дело всегда находилось под покровительством и контролем правителей в связи с использованием драгоценных металлов и ценных привозных материалов14. Хотя в Волжской Булгарии правители исповедовали ислам, тем не менее, судя по материалам музеев, запрет на изготовление ювелирных изделий языческого характера не наблюдается до конца XIV века.

 

Литература

1 Большая иллюстрированная энциклопедия древностей. — Чехия: Артия, 1984. С. 279.

2 Валеев Ф.Х., Валеева-Сулейманова Г.Ф. Древнее искусство Татарстана. — Казань, 2002. С. 28.

3 История Татарской АССР — Казань, 1966. С. 15.

4 История Татарской АССР Том 1. — Казань. 1955. С. 83.

5 История Татарской АССР — Казань, 1966. С. 16-17.

6 История Татарской АССР Том 1. — Казань, 1955. С. 73.

7 Фукс К. Казанские татары в статистическом и этнографическом отношениях. — Казань, 1991. С. 24.

8 Николаев В.В., Иванов-Орков Г.Н., Иванов В.П. Чувашский костюм от древности до современности. — Москва-Чебоксары-Оренбург 2002. С. 37.

9 Там же. С. 42.

10 Культура Чувашского края. Часть 1. — Чебоксары, 1994. С. 85.

11 Егоров Г.П. Воскресение шумеров. — Чебоксары, 1993. С. 56, 57.

12 Никитин Г.А., Крюкова Т.А. Чувашское народное изобразительное искусство. — Чебоксары, 1960. С. 6.

13 Никитин В.В., Никитина Т.Б. К истокам марийского искусства. — Йошкар-Ола, 2004. С. 10, 11.

14 Федоров-Давыдов Г.А. Древности Поволжья: эпоха средневековья. — Казань, 2005. С. 114.