Хазары и мадьяры

 

Андраш Рона-Таш.
Хазары и мадьяры

 

111

В основе этой статьи лежит моя книга «Hungarians and Europe in the Early Middle Ages»1. Она рассматривает проблемы ранней истории венгров и Восточной Европы до середины X в. и в особенности контактов между венграми и тюрками, среди которых хазары играли доминирующую роль.

В дальнейшем я обращу внимание на некоторые из моих результатов.

1. Хазарские исследования в Венгрии

Основные этапы изучения хазар в Венгрии:

1. Хазары в латинских хрониках XII—XVII вв.

2. Хазары в исторических исследованиях XVIII — начала XIX вв.

3. Хазары в так называемой угорско-тюркской дискуссии по вопросу о

происхождении венгров; работы Вамбери, который утверждал, что венгры были тюркского происхождения3, а также Буденца, Ханфолви, Полера, Мункачи и др.

4. XX век: Золтан Гомбоц, Юлиус Немет, Луис (Лайош) Лигети и другие.

5. Современные исследования.

Общепризнанно исключительное значение работы Гомбоца (Die bulgarisch-tiirkischen Lehnworter in der ungarischen Sprache, 1912) 4, менее известны изменения, которым подвергалась его точка зрения5. Остается совершенно неизвестным, что Луис Лигети, ключевая фигура6 в венгерской ориенталистике, прочел лекцию по хазарам в 1945 году в Венгерской академии наук, которая никогда не была опубликована7.

112

Статья Лигети о «Киевском письме» (1981 г., опубликована в 1984 г.) поднимает ряд проблем, связанных со словом, написанным руническим письмом, в связи с предыдущей его интерпретацией, предложенной Прицаком (Golb Pritsak, 1982). Последняя, наиболее важная монография Лигети, опубликованная в 1986 г., A magyar nyelv torok Kapcsolatai a honfoglalas elott as az Arpad-Korban («Тюркские связи венгерского языка в период до Завоевания Родины и во время Арпада»), не воспринята большинством ученых, и не только потому, что она была опубликована лишь на венгерском языке, но и из-за ее структуры и недостаточной аргументированности отдельных выводов8.

Если бы я был вынужден заключить в одном предложении историю хазарских исследований в Венгрии, я бы сказал: «Это история своего рода умалчивания «хазарский проблемы»«9.

2. Названия хазар

Названия хазар играют важную роль в определении их языка. В своей работе, опубликованной в 1912 г., Гомбоц предложил свой анализ имени хазар. Он утверждал, что

а) это самоназвание;

б) оно имеет корневое z-;

в) оно является тюркским по происхождению.

Отсюда Гомбоц пришел к следующему выводу: «Aus der oben gegebenen Deutung des Namens Kazar kann nur gefolgert werden, dass das Chasarische eine z- sprache war, und folgedessen als Quelle der altturkischen Lehnworter der ungarischen Sprache nicht in betracht kommt» (1912, C. 199, приводится в авторской орфографии).

Это утверждение было принято поздними исследователями и оказало влияние не только на изучение тюркских заимствований в венгерском языке, но и на выводы по ряду исторических проблем, связанных с хазарами. Мы знаем из Приска, что около 463 г. н. э. огурские племена появились в Восточной Европе. Затем, после основания первого Тюркского каганата в 551 г., восточные тюркские племена также достигли Европы. Если хазары говорили на z-тюркском языке, они могли попасть на запад лишь после середины VI в., если же они говорили на огурском или r-тюркском языке, то они относятся к племенам, прибывшим в середине V в.

Открытие терхских надписей К. Доржсюреном и их публикации Шинехюю (1975), С. Кляшторным (1980, английская версия вышла в 1983 г.) и Т. Текином (1982) внесли решающее изменение в дискуссию. Терхская надпись10, выполненная тюркскими рунами и датируемая 754 г. н. э., содержит тюркскую форму названия хазар (qasar). В двух последующих статьях, вышедших в 1982 и 1983 г. соответственно, я утверждал, что именно форма с интервокальным -s- является оригинальной. Я показал, что гла

113

гол qas, на котором была основана этимология Гомбоца, никогда не существовал11.

Я отметил, что форма Qasar появляется также и в других источниках (надписи Шине Усу и Теза, китайские и сирийские источники и др.). Наконец, я утверждал, что термин «хасар» через иранское посредничество восходит к титулу «qasar», который происходит от имени «кесарь», как и титулы «кайзер» и «царь». Существование в ираноязычном мире титула «кесарь» отмечается с конца III века н. э. Этот титул через иранское посредничество появляется в древней тибетской литературе как «гесарь». Позднее он становится центральной фигурой знаменитого тибетского эпического цикла.

Гесаритский эпос был передан от тибетских народов к монголам, где этот термин в соответствии с законом гармонии гласных изменился на «гесер», вследствие того, что ударение в монгольском языке падает на первый слог.

Он дошел также и до тюрок. Мы располагаем письменными источниками и нумизматическими свидетельствами о тюркском правителе династии Тюрк Шахи, которого звали Фромо Кесар — «Романский» Кесарь. В языке, где ударение падает на последний слог, как в тюркском, гласная гармония превращает слово в qasar. Титул может стать названием группы людей, если их лидер принимает этот титул. Так народ «ябгу» назывался ябгу или ябгуйя; народ «керал» (от имени Карла Великого, славянское «krai», венгерское «kirali» — «король») стал «карел» (из «Тайной истории монголов»). Народ «тархана» дал имя венгерскому племени Taijan. Монголы также приняли тюркскую форму, давшую имя брату Чингисхана Касару. Если правильно утверждение Альтхейма (Altheim, 1959), недавно принятое и аргументированное Людвигом (Ludwig, 1982), что хазары, или по крайней мере их правящие роды, пришли из Хорасана, исторический фон для превращения титула ясен. Эта этимология также исключает столь долго обсуждаемую теорию уйгурского происхождения хазар и делает возможным то, что племя Qasar, упоминаемое в китайском сочинении Танг Шу (Hamilton, 1955), присоединилось к уйгурам позднее и пришло с запада.

К несколько иному выводу пришел Л. Базен (1981-1982, публикация 1983 г.), согласно которому имя «хасар» может происходить от глагола, зафиксированного в турецком языке как Kas — «натягивать», «сжимать», «укорачивать». Тогда существует и форма герундия kasip kavur — «притеснять», «угнетать»12. Попытки предложить этимологии для этнических названий от похоже звучащих слов не новы. Мы находим такие этимологии уже в работах Исидора Севильского. Тем не менее с трудом представляется, чтобы народы в прошлом могли начать называть себя «мы, угнетатели».

Т. Сенга (Senga, 1990), анализируя китайские источники, упоминающие «хазар», предположил, что в них имеется в виду не название племени, а прозвище племенного вождя. Это не имеет значения, поскольку названия

114

племен, внутриплеменных и межплеменных объединений часто переходили из одного в другое. Если «хазар» представлялся для редактора «Тан хуй-йао» или «Джиу Тан-шу» как «хинг» — «прозвище, родовое имя», то это оказывается второй стадией в трансформации «титул» — «родовое название» — «племенное название» — «этнические название». Тем не менее исторические факты представляются более сложными. Во всяком случае, тот факт, что -z- не является оригинальным звуком в этнониме «хазар», открывает дорогу для правильной интерпретации тюркских заимствований в венгерском языке13, а также решения многих вопросов истории хазар.

3. Венгерский язык как источник по истории хазарского языка и этноса

В работе Гамбоца 1912 г. мы находим 227 слов, которые, по его утверждению, являются по происхождению древнетюркскими, точнее, булгаротюркскими. Сам этот перечень представляет значительную научную ценность. Вместе с тем достигнутый за последние 90 лет14 значительный прогресс в изучении истории тюркских языков и истории венгерского языка ставит вопрос о необходимости пересмотра этой проблемы заново.

Со времени выхода в свет работы Гомбоца многие ученые исследовали тюркские элементы в венгерском языке15. Я не имею возможности здесь входить в детали, достаточно упомянуть, что около 20% из предложенных Гомбоцем этимологий пересмотрены и признаны неверными. Более важным представляется то, что список общего числа заимствований за это время был почти удвоен. Список, подготовленный мной для готовящейся к печати монографии по древнетюркским заимствованиям в венгерском языке, включает около 450 слов.

В этом смысле венгерский язык является наиболее перспективным источником для изучения языка хазар и булгар16. Среди ряда уместных вопросов я хотел бы упомянуть здесь только проблемы языка-источника, хронологии и семантики.

Существуют два основных кандидата на роль языка-источника древнетюркских заимствований в венгерском языке: хазарский и оногуро-болгарский. Мы, однако, не можем исключить того, что среди тюркских языков, на которых говорили в Восточной Европе с V по X в., не существовали иные, не огурские языки (см.: Rona-Tas, 1998).

Теперь можно увидеть, что проблема хазарского языка становится еще более запутанной, нежели ранее. В Хазарской империи говорили не на одном, а на многих языках. Вполне вероятно, что наиболее распространенным был r-тюркский или огурский язык. Язык оногуро-булгаров также был r-тюркским. Тем не менее в некоторых случаях мы можем различать хазарские и булгарские элементы в венгерском. Существуют два очень важных изменения в языке хазар, которые мы можем датировать IX-X вв. Первое -

115

это изменение заднего звука к- на х- в начале слова (ср.: qan bali'q «столица, город хана» > Xanbalik, другое название для хазарской столицы Итиля, откуда развилась форма Xambalik и позднее Xamlik, и наконец Xamlix и Xamliy ). Другое изменение интервокального звука -d- в межзубный фрикативный звук 5 (как th в английском the).

Мы располагаем двумя примерами, в которых два изменения появляются одновременно. Название березы в древнетюркском kading, однако согласно Ибн Фадлану (921-922) оно звучало как xaSing, а мусульманский судья, «кади» был назван xazi, что является неточной передачей арабского qadi, которое произносилось хазарами как xa5i. В венгерском языке звук х- перешел в h-, как в hajo «корабль» — xayiy < древнетюркское *qayiq (ср. английское kayak — «каноэ»), венгерское homok — «песок» — xumak, ср. древнетюркское *qum.

Звук -δ- в венгерском перешел в -г-, но только после -g-, венгерское biiza «зерно» — bugSai < древнетюркское bugdai, венгерское tuzok — «дрофа» — togSay < древнетюркское bugdaq18. Это означает, что изменения еще только начинались, когда венгры заимствовали эти слова. Наиболее характерное изменение в языке хазар заключалось в том, что -s- в начальной позиции перед предыдущим и последующим -i- переходило в -š- (ср. название Sharkel). Это было отражено в венгерском, см., например, serke (читается sherke) — «гнида» — sirke < древнетюркское sirke, венгерское sar (читается shar) — «грязь» — siar < древнетюркское saz19.

Легче установить периодизацию заимствования или копирования слов. Этот процесс начинается в VI в., и значительное число древнетюркских слов вошло приблизительно до 800 года. Но это еще не все. Некоторые слова могли еще быть заимствованы в IX в . Новые данные представляют результаты исследования языка авар, живших в Карпатском бассейне в период с 567 г. до мадьярского вторжения в 895 г. Мы сейчас обладаем новыми данными по языку ранних авар и можем утверждать, что они также говорили на огурском языке21. В 670-680 гг. часть булгарских племен присоединилась к аварам, и они начали играть важную роль в Аварской империи.

Франки в первой половине IX в. разгромили Аварский каганат, и это ускорило славизацию его населения. Ко времени прибытия венгров в Карпатский бассейн в 895 г. большая часть аваров уже была двуязычной, тюрко-славянской. Здесь возникает интересный вопрос: не могли ли венгры получить часть своих древнетюркских заимствований уже в Карпатском бассейне? В некоторых случаях мы даем позитивный ответ на этот вопрос22.

Семантика заимствований весьма широка, она включает животноводческие, сельскохозяйственные, садоводческие понятия, термины, относящиеся к политической организации, социальным контактам, верованиям и другие. Они представляют яркую картину повседневной жизни хазар и хазаро-венгерских контактов.

116

Наибольший интерес представляют сельскохозяйственные и садоводческие понятия, поскольку они отражают не вполне кочевнический характер экономики, несут сильный оседлый компонент тюркского происхождения. Далее я привожу только выборку венгерских слов, связанных с сельским хозяйством и садоводством, без каких-либо лингвистических деталей (на первом месте я даю венгерское слово в соответствии с его современной орфографией, на втором после знака *- я даю предполагаемое хазарское слово, за которым, в случае необходимости, следует древнетюркская форма) : alma — «яблоко» — alma, arok — «канава», «канал» — aruq, агра — «ячмень» — агра, Ьог — «вино» — bor, borso — «горох» — burcae < древнетюркское burcag, biiza — «зерно» — bugSai (см. выше), csepii — «цепь» — cepiy < древнетюркское cepig, kender — «конопля» — kendir, gyumolcs — «фрукт» — jemic < древнетюркское cepig, komlo — «хмель» — kumlay < древнетюркское kumlag, sarlo — «серп» — carl'fy < древнетюркское carl'ig, szolo — «вино-град» — jeSlig < древнетюркское jedlig, orol — «молоть» — ovir < древнетюркское ogir-, eke — «плуг» — ekey < древнетюркское ek — «сеять», «выращивать», «пахать»23.

4. Ранние контакты: хазары и мадьяры с V по VII в.

Когда в V в. н. э. тюрки появились с востока, из казахской степи, венгры жили в южной части Урала, а не на территории современной Башкирии, как это утверждают некоторые ученые24. Изменения в образе жизни были более постепенными, нежели предполагали до настоящего времени. От примитивного сельского хозяйства и животноводства происходил медленный переход к кочевому образу жизни. Вместо ранних иранских и пермских племен венгры вступили в контакт с новыми соседями. Среди этих соседей мы можем предполагать также предков или некоторых из предков хазар25.

В конце VI в. или в самом начале VII в. венгры мигрируют к юго-западу и занимают территорию булгарских племен, которые в свою очередь оставляют этот регион и оседают в междуречье Донца-Днестра-Буга.

. В регионе Кубани-Дона венгры вступили в близкий контакт с хазарами, первое упоминание о которых мы находим около 540 г. в Kamamag (Деяния Хосрова Ануширвана, арабский перевод Мискавейха (ум. 1030 г.), публикация Grignaschi, 1966) 26 и в 555 г. в сирийском географическом приложении к апокалиптической истории Захарии Ритора27.

5. Булгария Куврата, ее новая локализация и ее разгром хазаро-мадьярской коалицией

Согласно византийским источникам, Куврат, правитель булгар, восстал против аваров и провозгласил свою независимость в 635 г. До настоящего времени считалось общепринятым мнение (основанное преимуще-

117

ственно на исследованиях Моравчика), согласно которому Булгарская империя Куврата располагалась в районе Кубани. Это мнение нуждается в настоящее время в пересмотре. Идентификация могилы Куврата Вернером и его кольца-печатки Зайбтом (Werner, 1984), новая интерпретация некоторых отрывков из «Армянской географии» Анания Ширакаци [ранее цитировался как Псевдо-Мовсес Хоренаци, сейчас издан в редакции Хьюсена (Hewsen, 1992)], пересмотр сочинений Феофана и Никифора, точнее, их совместного источника, а также путевых заметок Константина Багрянородного демонстрируют, что Булгария Куврата находилась в районе Днепра, а не в районе Кубани28.

Этот вывод имеет исключительную важность, поскольку история независимой Хазарской империи начинается в 670 г., когда хазары в союзе с венграми разгромили булгар. Одна группа булгар — кутригуры — перешла Дон и поселилась на его левом берегу. Другая группа мигрировала на Нижний Дон и основала Дунайскую Болгарию; еще одна нашла убежище среди аваров в Карпатском бассейне. Также небольшие группы булгар появились в Далматии и даже в Италии. Булгары, во главе которых находился Бат Байан, перешли под хазарский контроль, позднее ушли на север и медленно начали двигаться к северо-востоку. Их потомки позднее появятся как волжские булгары.

6. Миграция мадьяр из региона Кубани в Этелькёз, район Днепра-Дуная, конец VII в.

После разгрома булгар хазары преследовали их до Дона. Власть хазар достигла Крымского полуострова и в большей или меньшей степени распространилась над всеми причерноморскими степями. Переселение венгров в регион, оставленный булгарами, должно было быть политическим решением хазар. Венгры постепенно заняли территорию между Днепром и Нижним Дунаем, где они выступили в роли пограничников. Это и есть земля, называемая венграми Этелькюзю29 (Месопотамия) и описанная позднее Константином Багрянородным. До конца VII в. венгры защищали западные границы Хазарской империи. Проблема Леведии и Этелькюзю широко обсуждалась в венгерской литературе, однако я не могу здесь входить в эту дискуссию30.

7. Хазаро-мадьярские политические отношения в VIII—IX вв.

В первый период жизни венгров в Этелькюзю их отношения с хазарами были весьма тесными. Это отразилось, помимо прочего, в том, что главный венгерский вождь имел хазарскую жену. Очень тесные отношения возможно также проследить в зеркале хазарских заимствований в венгерском языке.

118

Около 800 г. н. э. ситуация изменилась. Три восставших хазарских племени, называемые «хабарами» или «каварами»31, оставили хазар и присоединились к венгерскому межплеменному союзу. Если бы венгры находились под тяжелым хазарским гнетом, не было бы никакого смысла искать у них убежища. С одной стороны, можно с уверенностью сказать, что венгры не были полностью независимы от хазар. Полностью независимый правитель в степях брал титул кагана, а с венграми этого не произошло. В сочинении Константина Багрянородного «Об управлении империей» мы находим интересную историю. Она связана с тем, что за некоторое время до этого хазарский правитель хотел поставить Леведия, главного вождя венгров, первым архонтом венгров. Леведий, однако, воспротивился такой чести и предложил это предоставить другому роду, его главе Алмушу или его сыну Арпаду. Так и произошло, Арпад был избран. Эта история, записанная со слов венгерских посланцев в Константинополе, долгое время воспринималась буквально.

Я думаю, однако, что эта история была несколько искажена. Род Леведия, лояльный по отношению к хазарам, был отстранен, а род Алмуша захватил верховную власть. Это было представлено как жест «благородства» Леведия. Несмотря на это, хазарский правитель формально признал переход власти.

Отношения между венграми и хазарами в IX в. были очень похожи на отношения между правителем волжских булгар и хазарами в X в. После 800 г. хазарский суверенитет над венграми носил лишь формальный характер.

8. Роль Хазарской империи в образовании мадьярской племенной конфедерации. Кавары. Существовало ли сакральное царство у мадьяр?

В первый период, до 800 г., венгерская политическая организация находилась под существенным влиянием хазарской власти. Она была организована как племенная конфедерация, однако имела над собой представителя хазарской власти, наиболее вероятно обладавшего титулом йилтевер32.

Рисплинг (1990) показал, что на монетах волжских булгар необходимо читать вместо ал-Амир Барман ал-Амир Йилтевер, поскольку -t- написано с -та-. Ранняя форма ilteber изменилась на yilteber > yiltever.

После 800 г. заново пришедшие три племени каваров были объединены в одно и присоединены в качестве восьмого племени к семи венгерским племенам (венгерское Hetumojer, Hetmagyar — «Семь мадьяр»), Кавары играли важную роль в конфедерации. Крепость Саркел была построена около 838 г., вероятнее всего, против венгров. В 862 г. западные источники упоминают уже вторжение венгров на территорию Франкской империи.

119

Похожие записи отмечены в 881, 892 и 904 гг. Хотя в западных хрониках лишь однажды (под 881 годом, в Зальцбургских анналах) упоминаются кавары (cowari), можно с уверенностью говорить о том, что они играли важную роль во всех венгерских кампаниях на западе.

Существует известное описание венгров, датируемое временем около 870 г. Наиболее вероятно, что это часть второго сочинения Ибн Хордадбеха (написанного около 885-886 гг.), однако взято непосредственно у ал-Джайхани (ум. в 941 г.).

Это сообщение дошло до нас из более поздних сочинений Ибн Руста и персидского автора Гардизи. Согласно тексту этого сообщения, венгры имели формального правителя, обладавшего титулом künde, и реального правителя, стоявшего во главе войск, а также управлявшего другими делами, — jila. Эта система была изменена ко времени завоевания Карпатского бассейна. Правителем стал Арпад, он стал kunde и оставался в то же время реальным правителем. Вторым вслед за ним следовал jila, а третьим в этой иерархии был karkha. В качестве модели для этой системы была выбрана хазарская. В дальнейшем произошло то же самое, что и с Каролингской династией во время ее возвышения, когда Карл Мартелл, майордом или главнокомандующий при династии Меровингов, захватил власть и основал династию Каролингов.

У венгров нельзя проследить следов сакрального царства. Некоторые ученые вслед за К. Цегледи (Czeglegy, 1966, 1974) утверждали, что сакральное царство существовало у венгров и было видоизменено под влиянием хазар. Эта гипотеза недоказуема. Соправительство слабого царя и сильного военнокомандующего является лишь одним из условий реализации сакрального царства. Венгры под натиском печенегов и дунайских булгар вынуждены были пересмотреть свою политику. Для эволюции сакрального царства не осталось времени.

9. Хазары, печенеги и венгры: венгерское завоевание Карпатского бассейна в 895 г.

В 894 г. венгры разгромили дунайских булгар. В том же году печенеги под нажимом огузов перешли Волгу и попытались прорваться в Хазарию. Эта попытка оказалась неудачной. В начале 895 г. армия венгров перешла Карпаты и атаковала булгар. Византийская администрация, обещавшая нанести удар с юга, не сдержала своего обещания. У дунайских булгар оказались развязанными руки, и в союзе с печенегами они схватили в двойные клещи венгров, которые оставили Этелькюзю и заняли восточную часть Карпатского бассейна. Печенеги стали хозяевами причерноморских степей от Дона до Нижнего Дуная. Это изменило баланс сил вокруг Хазарии.

120

10. Хазаро-венгерские отношения в X в.: переписка Хасдая ибн Шапрута бен Ицхака и царя Иосифа

Осуществляли ли венгры какие-либо контакты с хазарами после Завоевания 895 г.? Некоторые источники описывают такие контакты, носившие торговый характер. Византийские источники повествуют о торговых поездках венгров на восток, очевидно к хазарам, а также к венграм, которые вместе с булгарами ушли в Волго-Камский регион. В трактате «Об управлении империей» мы читаем: «Через некоторое время печенеги, напав на турок (т. е. на венгров), изгнали их вместе с архонтом Арпадом. Поэтому турки, блуждая в поисках земли для поселения, явившись, прогнали обитателей Великой Моравии и поселились в их земле, где и живут теперь турки по сей день. С тех пор турки не испытывали войны от печенегов. К вышеупомянутому же народу турок, который поселился к востоку, в краях Персии, эти турки, живущие к западу, только что названные, и поныне посылают торговцев и навещают их и часто доставляют от них к себе ответные послания» (цит. по: Константин Багрянородный. Об управлении империей. М., 1991, под ред. Г. Г. Литаврина и А. П. Новосельцева. С. 162—163).

Часть хорезмийцев, которые играли значительную роль в жизни Хазарин в X в., также нашли свой дом в Венгрии. Венгерские источники называют их «хализ». В знаменитом письме Хасдая ибн Шапрута к хазарскому царю Иосифу мы читаем, что письмо было послано через евреев, живущих в стране Hungrin, т. е. венгров. Они передали письмо через Русь и Булгар к правителю хазар. В письме царя Иосифа мы читаем, что его власть простиралась до «печенегов»33; и эти печенеги кочевали до границ * «венгров»34, «и они многочисленны, как песок, который на берегу моря во множестве. Все они служат (мне) и платят мне дань» (см.: Коковцов, 1932. С. 102).

Заключение

История венгров и хазар тесно связана друг с другом. Лингвистические данные весьма обильны с венгерской стороны до конца IX в. Со второй половины IX в. письменные источники также помогают нам воссоздать картину хазаро-венгерских отношений. Несмотря на это число нерешенных вопросов остается больше, чем решенных, и решения могут быть достигнуты лишь путем тесного сотрудничества нескольких ученых.

Примечания

1 Эта статья является расширенной и отредактированной версией моей книги на венгерском языке «А honfoglalo magyar пёр» (Венгры в период Завоевания). Budapest, 1996, 2-е изд. 1997.

2 Питер Голден в своей лекции The Khazars in Modern Research — Past A chievements and Future Goals and Prospects (см. статью в данном томе) затрагивает историю венгерских

121

исследований хазар. Он, разумеется, должен был быть изобретателен в силу ограниченности местом и временем. В данном разделе я предлагаю периодизацию и упоминаю лишь некоторые проблемы, не затронутые им.

3 Это, разумеется, излишнее упрощение. Вамбери, который изменял свою точку зрения на протяжении жизни, имеет огромные заслуги в изучении контактов венгров и тюрок в раннем Средневековье. Он был полон гениальных идей, обладал уникальными знаниями в области тюркских языков, однако в то же время его исключительная фантазия не всегда находилась под должным критическим контролем.

4 Эта работа была опубликована на венгерском языке в 1908 г.

5 Согласно изложенному ранее мнению Гомбоца (мы будем его называть Гомбоц 1), венгры мигрировали с севера, а первые их контакты с булгаро-тюрками произошли в районе Волги. Позднее Гомбоц изменил свое мнение (мы будем его называть Гомбоц 2) и предположил, что эти контакты начались южнее и намного раньше, около VI в. н. э., к северу от Кавказа.

6 Лигети был вице-президентом Венгерской академии наук, президентом ее Восточной комиссии, основателем Acta Orientalia, главой факультета Центральной Азии, Института изучения Китая и Дальнего Востока, а также некоторое время стоял во главе факультета тюркологии в Будапештском университете. Почти все венгерские ученые-ориенталисты (тюркологи, монголоведы, тибетологи, синологи и др.) после 1945 г. были его учениками, или, по меньшей мере, он сыграл значительную роль в их карьере.

7 Я знаю об этом только из личной беседы с проф. JI. Лигети. До настоящего времени я не смог обнаружить никаких иных документальных подтверждений, относящихся к этой лекции. Она была прочитана вскоре после окончания Второй мировой войны, когда деятельность Венгерской академии еще не стабилизировалась.

8 Эта книга вышла в свет (декабрь 1986 г.) за несколько месяцев до смерти автора (24 мая 1987 г.). Он хотел бы посвятить больше времени работе над книгой, однако чувствовал, что его время на исходе. В этой книге есть две главы, посвященные хазарам. Первая (Хазары и кабары. С. 353—360) посвящена изучению ранней истории и периода расцвета Хазарской империи. Во второй (Упадок Хазарской империи. С. 366-370) обсуждается ее история в X в. и хазарский вклад в венгерский язык и политическую структуру венгров. Важные замечания по хазарской проблеме разбросаны по всей книге, однако они с трудом могут быть собраны.

9 Было бы несправедливо утверждать, что венгерская наука не занималась хазарской проблемой. Кроме того, исследователи уделяли основное внимание изучению филологических и лингвистических проблем, пытаясь в то же время обойти исторические. Этому есть много причин. Одна из них в том, что после прихода к власти коммунистов в Венгрии многие ученые определили себя как лингвисты, поскольку историки были вынуждены полностью освоить марксистскую идеологию, тогда как лингвисты могли обходиться несколькими цитатами. Постоянный антисемитизм был другой причиной. В качестве третьей причины я должен указать на то, что не было достаточно компетентного гебраиста, который был бы заинтересован в изучении хазарской истории. Профессор Шейбер, которого я неоднократно просил о сотрудничестве с нами, всегда отвечал отказом, хотя и был готов помочь по другим вопросам.

10 Эта надпись раньше называлась Тариатской по имени местности, в которой была найдена. Позднее она получила название надписи Терхин-гола (реки Терхин) и ошибочно упоминалась как Терхинская. Терхинская надпись (753-754) вместе с надписью Теза (750) и Мойин-Хрской или иначе Шине-Усунской надписью (759/ 760) была написана восточнотюркским руническим письмом и относится к первому периоду существования Уйгурского каганата. Название хазар появляется на всех них, и все три надписи должны изучаться вместе.

11 В данной статье я также разбирал ранние попытки этимологии названия хазар. Я показал, что никогда не существовало тюркского слова kaz «herumschweifen». Это слово было выдумано Вамбери и затем взято у него Паве де Куртейле. Слово, которое молодой Немет взял из кумыкского языка, является местной диалектной фор

122

мой тюркского kac. К сожалению, это несуществующее слово цитируется и повторяется учеными спустя десятилетия.

12 Во всяком случае турецкое слово является поздней и вторичной формой от турецкого глагола k'is — «укорачивать», «резать», «экономить» < древнетюркское — «сжимать», «сдавливать», «щипать».

13 К этому, разумеется, следует добавить то, что происхождение этнического названия само по себе еще не дает прозрачного намека на язык народа, к которому оно относится. Французы не говорят на германском франкском языке, точно так же и русские не используют язык русов-норманнов.

14 Этот список впервые был опубликован на венгерском языке в 1908 г.

15 Лучший обзор находится в: Вепкб, 1993—1994.

16 См. статью М. Эрдаля в этом томе.

17 По вопросу об этих формах и их возможных прочтениях см.: Golden, 1980, с. 230—234.

18 В чувашском языке задненебное -к- стало -х-, a -d- через -δ- > -z- > -к-.

19 В своей книге я рассматриваю все критерии, по которым древнетюркские заимствования в венгерском языке были классифицированы, а также и процесс адаптации слов в фонетической системе древневенгерского языка (Rona-Tas, 1999, с. 106-109).

20 Константин Багрянородный упоминает, что кавары выучили язык мадьяров и в то же время говорили еще и на собственном языке. Венгры могли заимствовать некоторые слова от каваров уже после того, как те присоединились к венгерскому племенному союзу, однако маловероятно, что они копировали хазарские слова после того, как стали практически независимы около 800 г.

21 Как я показал в моих работах (Rona-Tas, 1996 и Rona-Tas, 1999, с. 209-212), «жуан-жуани», или «азиатские авары», и по крайней мере одна из основных частей аваров в Европе говорили на огурском языке.

22 См., например, слово terem — «зал», ранее «большая юрта» (Rona-Tas, 1996).

23 Многие из этих тюркских слов являются по происхождению совсем не тюркскими, как, например, слово, обозначающее яблоко, о чем см.: Erdal, 1993.

24 См. Fodor (1982), Kristo (1996). В моей книге (Rona-Tas, 1999) я изложил свою аргументацию в пользу того, почему мы должны исключить теорию Волго-Камской «прародины» венгров. Мы можем проследить в этом регионе венгров лишь с IX в., когда они пришли туда вместе с волжскими булгарами.

25 У меня нет возможности в рамках этой статьи предложить комплексное обсуждение проблемы этногенеза хазар. Можно с уверенностью говорить о том, что огурские племена приняли участие в формировании хазарского племенного союза. Эти огурские племена мигрировали на восток во второй половине IV века и достигли региона Нижней Волги и Северного Кавказа во второй половине V в. В это время венгры находились в южной части Урала. Весьма вероятно, что тогда и начались их контакты. Тем не менее, первые письменные источники, фиксирующие хазаровенгерские контакты, относятся к периоду не ранее VII в.

26 Эти сведения недавно были привлечены Людвигом (Ludwig, 1982), который проанализировал данные, опубликованы Гриньяски (Grignaschi, 1966, см. также 1972). Наиболее ранние сведения о двух эпизодах, упомянутых в Karnamag, относятся к периоду между 540 и 544 г. Это должно быть время первых контактов персидского правителя Хосрова Ануширвана с хазарами, или, по крайней мере, когда таковые упомянуты в источнике.

27 Название хазар появляется в форме XSR в перечне северных народов. Тем не менее, хотя уже первый издатель текста идентифицировал это имя с хазарами, позднее Маркварт утверждал, что это название племен акациров. Это невозможно, поскольку форма «акацир» является вторичной латинской передачей имени, в оригинале звучавшего как «акатир». Несмотря на весь авторитет Маркварта, его утверждение не может быть принято. Сирийский текст имел также, помимо византийских, среднеперсидские источники и передает то же самое название как Karnamag. В таком случае первое упоминание хазар должно быть датировано между 540 и 555 г. Это не обязательно означает, что хазары прибыли именно в это время, они могли находиться на Северном Кавказе несколькими десятилетиями раньше.

123

28 Данные результаты были приведены в: Rona-Tas, 1999.

29 Тюрское слово etil — «река» было заимствовано также венграми. Вторая часть этого географического названия в современном венгерском koz — «промежуточное пространство», в современной венгерской научной литературе этот регион называется Etelkoz. В сочинении Константина Багрянородного он появляется как Atelkouzou.

30 Согласно Константину Багрянородному, венгры сначала жили в местности, называемой Леведия по имени их главы Леведия. Отсюда они ушли в Этелькюзю. Пристальный анализ текста показывает, тем не менее, что Леведий жил в Этелькюзю, а Леведия, если вообще она существовала когда-либо под этим именем, обозначала лишь территорию пламени Леведия, а не всех венгров. По отдельным вопросам этой дискуссии см.: Rona-Tas, 1999. С. 325-329, 413-421, содержащую также другую литературу по теме.

31 Произношение племенного имени было именно «кавар», не только потому, что beta в греческом тексте того периода всегда так произносится, но и потому, что в латинских источниках оно появляется как Cowari (Зальцбургские анналы).

32 Хазарский эквивалент восточного древнетюркского титула elteber (не имеет ничего общего со словом el — «народ», «государство»), отмеченного Ибн Фадланом. Его чтение как yiltavar, из-за эмпатического t, необоснованно. Это орфографическое написание сравнительно позднее, в любом случае позднее сочинения Кашгари, который работал во второй половине XI в. Мы имеем ясный пример с передними гласными *А1р ilteber в «Истории Кавказской Албании» Мовсеса Дасхуранци и в сочинении Левонда (см.: Golden, 1980. С. 147-150, 197-198).

33 Коковцов прав, что мы должны ожидать вместо Bcra- Bcna (k).

34 В тексте Пространной версии Xgri’im, в оксфордской рукописи Краткой версии Xigdi’im (см.: Коковцов, 1930. С. 83). Я не сомневаюсь, что здесь имеются в виду именно венгры, хотя написания этого имени кажутся странными и нуждаются в дополнительных объяснениях.

Библиография

Altheim F. (1959) Geschichte der Hunnen. Berlin.
Bazin L. (1981-1982) Pour une nouvelle hypothese sur l’origine des khazars // Materialia Turcica. P. 7-8, 51-71.
Benco L. (Hrsg) (1993-1994) Etymologisches Worterbuch des Ungarischen I—II, Budapest.
Czegledy K. (1966) Das sakrale Konigtum bei den Steppenvolkem // Numen, International Review for the History of Religions, 13. P. 14-26.
Czegledy K. (1974) A szakralis kiralysag a steppei пёрекпё1 (a kazaroknal es a magyaroknal) [The Sacral Kingship among the Nomadic Peoples (the Khazars and the Magyars) ] // Magyar Nyelv. P. 11-17.
Fodor I. (1982) In Search of a New Homeland, the Prehistory of the Hungarian People and the Conquest, Budapest.
Golden P. B. (1980) Khazar Studies. An Historico-philological Inquiry into the Origins of the Khazars I—II, Budapest.
Golden P. B. (1992) An Introduction to the History of the Turkic People, Wiesbaden.
Gombocz Z. (1912) Die bulgarisch-tiirkischen Lehnworter in der ungarischen Sprache, Helsinki, MSFOu 30.
Grignaschi M. (1969) La Nihayatu-l-‘arab fT akhbari-l-Furs wa-l-‘ Arab // Bulletin d’Etudes Orientales, 22. P. 15-67.
Grignaschi M. (1972) La Nihayatu-l-‘arab fi akhbari-1-Furs wa-l-‘ Arab et les Siyaru muluk-i-‘ajam du Ps. Ibn-al-Muqaffa // Bulletin d’Etudes Orientales, 26. P. 83-184.
Hamilton J. R. (1955) Les Ouigurs a l’epoque des Cinq Dynasties, d’apres les documents chinois, Paris.
Hewsen R. H. (1992) The Geography of Ananias of Sirak (A§xarha‘ouc‘). The Long and the Short Recensions, Wiesbaden.
Klashtornyj S. G. (1983) The Tariat (Terkhin) Inscription // Acta Orientalia Hungarica, 36. P. 335-366.
Klashtornyj S. G. (1985) The Tes Inscription of the Uighur Bogii Khagan // Acta Orientalia Hungarica, 39. P. 137-156.
Коковцов П. К. (1932) Еврейско-Хазарская переписка в X веке, JI.
Kristo Gy. (1996) Hungarian History in the 9th century, Szeged.
Ligeti L. (1981) The Khazarian Letter from Kiev and its Attestation in R uniform Script // Acta Linguistica Hungarica, 31. P. 5-18.
Ligeti L. (1986) A magyar nyelv torok kapcsolatai a honfoglalas elott es az Arpad-korban [The Turkic Connections of the Hungarian Language before the Conquest and in the Age of the Arpads], Budapest.
Ludwig D. (1982) Osteuropaische Geschichte. Struktur und Gesellschaft des Chazaren-Reiches im Licht der schriftlichen Quellen, Munster.
Rispling G. (1990) The Volga Bulgarian Imitative Coinage of Al-Amir Yaltawar (’Barman') and Mikail b. Jafar // Jonsson K. — Maimer B. (Eds.). Sigtuna Papers. Proceedings of the Sigtuna Symposium on Viking-Age Coinage 1-4 June 1989. [Commentationes de Numinis Saeculorum IX-XI in Suecia repertis. Nova Series 6]
Rona-Tas A. (1982) A kazar nepnevrol [On the Ethnonym Khazar] // Nyelvtudomanyi Kozlemenyek, 84. P. 349-380.
Rona-Tas A. (1983) Ujabb adatok a kazar nepnev tortenetehez [New Data on the History of the Ethnonym Khazar] //Nyelvtudomanyi Kozlemenyek, 85. P. 126^133.
Rona-Tas A. (1996a, 1997) A honfoglalo magyar nep. Bevezetes a korai magyar tortenelem ismeretebe [The Magyars of the Conquest. An Introduction into the Ancient History of the Magyars], Budapest.
Rona-Tas A. (1996b) Ugor, ogur or ugur? Remarks on the name «Finno-Ugrian» // Meszaros E. [Ed. ]. Unnepi konyv Mikola Tibor tiszteletere [Festschrift in honour of Tibor Mikola], Szeged. P. 265-269.
Rona-Tas A. (1996c) An «Avar» word: terem II Berta A. — Brendemoen B. — Schonig C. [Eds. ]. Symbolae Turkologicae, Uppsala. P. 181-188.
Rona-Tas A. (1998) Western Old Turkic // Johanson L. [Ed. ] The Mainz Meeting. Proceedings of the Seventh International Conference on Turkish Linguistics, August 3-6, 1994, Wiesbaden. P. 619-626.
Rona-Tas A. (1999) Hungarians and Europe in the Early Middle Ages, Budapest.
Senga T. (1990) The Toquz Oghuz Problem and the Origin of the Khazars // Journal of Asian History, 24. P. 57-69.
Shinekuii M. (1980) Orhon-Selengijn runi bicgijn Sine dursgal, Ulanbaatar.
Tekin T. (1982) The Tariat (Terkhin) Inscription // Acta Orientalia Hungarica, 37. P. 43-86.
Werner J. (1984) Der Grabfund von Malaja PereS6epina und Kuvrat, Kagan der Bulgaren, Mtinchen.

Перевод с английского М. Гольдельмана