Предисловие

Для того чтобы приблизиться к истине, нужны гипотезы, пусть даже самые невероятные и, на первый взгляд, ошибочные. Только их наличие может свидетельствовать о движении мысли, о перестройке сознания, а в конечном случае — об отсутствии застоя в изучении истории чувашского народа. Для этого необходимо иметь возможность свободного и доброжелательного обсуждения фактов нашего недавнего и очень далекого прошлого, которых мы продолжаем для себя открывать по мере публикуемых в нашей прессе материалов по истории чувашского народа.

С 1947 по 1969 год я проживал в Узбекистане, вырос далеко от Чувашии. Мои познания о чувашах сложились под впечатлением рассказов профессора Самаркандского университета Василия Ильича Шахмайкина, чуваша по национальности, с семьей которого дружила наша семья. В школе я изучал историю Древнего Рима, а у профессора В. И. Шахмайкина историю древних чувашей. Поэтому в моей детской памяти одинаково сохранились, как история Древнего Рима, так и история древних чувашей.

Когда я после окончания Ташкентского политехнического института в 1969 году переехал в Чебоксары, то мои познания о чувашском народе стали вступать в противоречие с принятой здесь хронологией исторических событий. Например, я приехал в город Чебоксары, когда шла подготовка к празднованию 500-летия Чебоксар. Это меня очень удивило, потому что мы, живущие в Самарканде чуваши (со слов В. И. Шахмайкина), были убеждены в том, что Чебоксары лишь в два раза моложе Самарканда, который собирался в 1970 году отметить свое 2500-летие.

По рассказам профессора В. И. Шахмайкина, крепость Чебоксары была заложена в 922 году суварским князем Вырыгом, который, отказавшись принять ислам, увел часть своих соплеменников из левобережья Волги на правый ее берег (к родственным савирам) и построил там, на землях марийцев крепость, которую в честь своей прежней столицы, города Сувар, назвал «Вӗдӗ Сувар», что на их языке означало «небольшой по величине город Сувар», или просто «Малый Сувар». Это подтверждается тем, что на карте португальского путешественника Фра-Мауро 1459 года, территория современной Чувашии названа Амазонией, и на которой, на месте современных Чебоксар, изображен город с названием Веде-Суар, где слово «суар» и есть марийское название левобережных чувашей из племени «сувар».

Эту суварскую крепость марийцы стали именовать «Суас-кар», то есть «чувашской крепостью», или «чувашским городом», аналогично следующим финно-угорским названиям: Шешкар (населенный пункт в Моргаушском районе Чувашии), Сыктывкар (столица Республики Коми), Кудымкар (столица Коми-Пермяцкого автономного округа) и т. д., где финно-угорское «кар» (карда) означает — крепость (ограда).

В конце XIV века, после разгрома Золотой Орды Тимуром (Тамерланом) (1336-1405 годы), крепость (город) Суас-Кар стали именовать — Шупашкар (городом шупашей). Словом «шупаш» именовали предков чувашей, во времена династии Караханидов в Средней Азии, то есть при династии Тимуридов, а еще раньше при хане по имени — «Узбек» (имевших среднеазиатское происхождение) делалась попытка — именовать чувашей их прежним среднеазиатским именем (см. далее, стр. 107, 110).

Таким образом, согласно вышеизложенной гипотезе В.И. Шахмайкина, Чебоксарам исполнилось 1000 лет — в 1922 году.

Происхождение гуннов (одних из предков чувашей) профессор В.И. Шахмайкин связывал с гипотезой дрейфа материков, оледенениями Европы и катастрофическими наводнениями, после таяния ледников, в регионах Средиземноморья. Его предсказания во многом подтверждаются и сейчас.

Например, он еще в 1947 году предсказывал, что из-за «подползания» Индостанской литосферной плиты под Евразию происходит рост Гималаев и приподнятие южного края Евразийской литосферной плиты, что влечет за собой неминуемое обмеление и высыхание водных остатков бывшего Сарматского, или Скифского моря. По его предположению (высказанному в 1947 году), Аральское море к 2000 году должно значительно обмелеть и в итоге (к 2050 годам) превратиться в рядовое озеро, повторив участь озера Лобнор, являющегося водным остатком древнего «Ханьхай-моря» («Восточного Тетиса», или «Таежного моря»), блуждающего в настоящее время в песках пустыни Такла-Макан, на дне Люкчунской котловины в Северо-Западном Китае.

Не прекращающийся тысячелетний процесс дрейфа материков, по предположению В.И. Шахмайкина, приведет к смещению (по направлению к экватору) материковой суши Антарктиды, что приведет (в будущем столетии) к значительному потеплению на Земле.

Его предположение о том, что 6000 лет до н. э. реки Средней Азии текли с востока на запад, а не как современные — текущие с юга на север, подтверждается снимками, сделанными из космоса, на которых отчетливо видны русла среднеазиатских рек того периода — направленностью с востока на запад. Его предположение конца 40-х годов о том, что в дельте Волги в древности располагался гуннский город — Итиль, также подтвердилось в конце 80-х годов снимками, сделанными из космоса, на которых отчетливо просматриваются очертания этого затонувшего города.

Ввиду того, что ареал обитания чувашского народа, в течение последних тысячелетий, постепенно перемещался из Центрально-Азиатского региона в Волго-Уральский регион России, рассмотрим общую историко-этническую периодизацию процесса, приведшего, в конечном счете, к формированию, а затем и к современному состоянию чувашского народа — в Волго-Камской историко-этнографической области. В рамках этой периодизации выделим следующие пять главных этапов:

1. Вероятно, предки чувашей первоначально проживали в Северо-Западном Китае, являясь в течение длительного времени ближайшими соседями китайцев в Центрально-Азиатском регионе.

2. Следующий этап, охватывающий II и I тысячелетия до н. э., связан со смешением финно-угорских племен с индоиранскими и пратюркскими племенами, с тенденцией к сложению обширной культурно-исторической зоны, включавшей: Южную Сибирь, Приуралье, Поволжье и Северный Кавказ.

3. Третий этап (от середины I тысячелетия нашей эры до начала ХIII века) характеризуется постепенным изживанием первобытнообщинных отношений и становлением феодализма, взаимодействием финно-угорского населения с раннетюркским, а также возникновением булгарского феодального государства.

4. Предпоследний этап (XIII первая половина XVI века) наполнен событиями и процессами, связанными с позднетюркской иммиграцией.

5. Последний этап (с середины XVI века по настоящее время) связан с широкой русской миграцией, существенно изменившей этнический состав населения и этнокультурную ситуацию в Волго-Уральской историко-этнографической области.

Постепенно разбираясь с вышеприведенными историко-этническими процессами при формировании чувашского народа и с возникшими при этом разночтениями исторических фактов нашего прошлого, так разбросанных по разным изданиям, что головы у читателей все равно остаются замороченными множеством гипотез происхождения чувашского народа и, убедившись в правильности многих предположений профессора В. И. Шахмайкина, я принял решение попытаться восстановить в памяти три первых этапа становления предков чувашей и вынести их на суд наших читателей, основываясь на версии профессора Самаркандского университета — Василия Ильича Шахмайкина. При этом, естественно, я вовсе не считаю свою точку зрения по поднятым в книге вопросам единственно правильной. Нужны новые поиски и дискуссии.