Введение

В современных условиях, когда в глобализирующемся мире стираются этнокультурные границы, в российском обществе проявляется повышенный интерес к основам народной культуры. Именно этим во многом обусловлена актуальность изучения проблемы культурной идентичности этноса. Модернизационные процессы становятся серьезным испытанием для носителей традиционной культуры. Современная реальность такова, что этносы постепенно отказываются от своей аутентичности, адаптируясь к происходящим трансформациям.

Изменение традиционных ценностных ориентиров, необходимых для культурной идентификации, неизбежно влечет повышение уровня нестабильности, тревожности, культурной энтропии. В процессе крупных социальных преобразований всегда рано или поздно возникает конфликт ценностей, противостояние культур и общностей, так как происходит разрушение старых форм идентичности и зачастую болезненное формирование новых.

Для большинства суваро-чувашей ключевым идентификационным маркером является традиционная культура, подвергшаяся в XX—XXI вв. существенным изменениям, в результате которых «культурное ядро» представителей данного народа разрушается, постепенно угасает.

Современный период истории для суваро-чувашей является поворотным в жизни народа, так как связан с поиском нового вектора развития традиционной культуры — восстановлением и обновлением культурной идентичности с учетом множества факторов, в том числе конституционно- регламентирующего фактора единого культурного пространства России.

Исследование состояния и характеристик этого периода позволит очертить и раскрыть проблемы потери и возрождения идентичности, обнаружить их причины, классифицировать и упорядочить культурно-идентификационные процессы и механизмы. Потому на современном этапе многократно возросла потребность в региональных исследованиях традиционной культуры, прежде всего культурной идентичности суваро-чувашей.

Развитие этнокультурной идентичности суваро-булгар и суваро-чувашей автор разделяет на два этапа: до начала XVI в. и с 1552 г., после вхождения предков чувашей в состав Русского государства. Первый период называется суваро-булгарским, т. к. социальный термин чюваша до 1508 г. в истории не был известен [94], второй период — суваро-чувашским, т. к. политоним булгар (болгар) означает собирательный образ (как, например, россияне) или некое состояние народов в рамках общей государственности. С распадом Серебряной (Волжской) Булгарии в 1236 г. и Булгарского улуса Золотой Орды в 1438 г. исчезла общность булгарский народ (см. с. 20—36).

В исследование суварского наследия в традиционной культуре современных чувашей большой вклад внесли А. Б. Булатов [25], В.Д. Димитриев [47; 48], В.Ф. Каховский [76; 77], Г.И. Комиссаров [84], А.Г. Львова [93], Н.Я. Марр [100], А.Г. Му- хамадиев [ПО], Д.Г. Мухаметшин [111], А.К. Салмин [136], А.П. Смирнов [143; 144], Л.А. Таймасов [150], Ф.С. Хакимзянов [170] и др.

В данной книге использованы: информационно-ресурсный контент Чувашского национального конгресса (ЧНК); Послания Главы Чувашской Республики М.В. Игнатьева Госсовету Чувашской Республики; программы национально-культурной и информационной политики Чувашской Республики.

Представляют научный интерес исследования суваро-булгарского наследия по проблемам культурной идентичности чувашей, выполненные Н.И. Ашмариным [12], А.В. Валентиновым [30], П.В. Денисовым [46], В.П. Ивановым [67; 68], А.П. Ковалевским [80; 81], Д.Ф. Мадуровым [95], В.Ф. Макаровым [96], В.В. Николаевым [114; 116], Г.Д. Петровой [124], А.А. Трофимовым [162], Ю.Ю. Ювенальевым [185; 186] и др.

На фоне происходящих в глобализационном пространстве процессов культурная идентичность — одна из главных тем как для науки, так и для повседневной жизни общества — требует глубокого изучения. Современная российская культурная политика должна быть нацелена на органичное сочетание модернизации и одновременного сохранения национальных идентичностей всех народов России с учетом культурной преемственности и единства социокультурного пространства. Традиционная культура суваро-чувашей является частью многонациональной культуры страны, поэтому ее анализ и поиски векторов развития являются насущной проблемой современной культурологии, в число задач которой входит сохранение и актуализация культурного наследия России.

Задача сохранения культурной идентичности в условиях надвигающейся глобализации общества, стирающей этнокультурные особенности и унифицирующей «картину мира», решается не просто. Поэтому анализ механизмов вхождения этноса в инновационное общество при сохранении социокультурных кодов, идентифицирующих тот или иной этнос, является важным ценностно-смысловым компонентом культуры любого народа, в том числе и суваро-чувашей.

Формирование в обществе новых ценностных ориентиров выражается не только в социокультурных изменениях, но и в том, что перестраиваются контекстуальные сферы мемориальной культуры. В этом аспекте историко-культурологическое исследование идентичности суваро-чувашей, поиск направления развития их традиционной культуры имеют большое значение. С одной стороны, необходимо возродить утраченные традиции, с другой — освоить новые форматы продвижения и развития культурного наследия, способствующие утверждению идентичности народа, его позиционированию в общероссийском культурном многоголосье.

Суваро-чувашский язык, как часть культуры, выступает важнейшим фактором возрождения полузабытых обычаев и традиций, формирования духовной культуры, в конечном итоге — культурной идентичности.

Особую роль в формировании и укреплении чувства национальной гордости играет государственная символика, которая составляет важную часть историко-культурного наследия нации. Национальные герб, флаг и гимн являются значимыми факторами в развитии чувашской государственности и заключают в себе непреходящие ценности многовековой истории суваро-булгар и суваро-чувашей. Государственные символы — это национальные святыни, охраняемые и защищаемые государством. Глубоко продуманное и целенаправленное их использование обогащает культурную жизнь нации, усиливает эмоционально-патриотическое воздействие на молодое поколение.

Использование символики в памятные дни, во время празднования различных событий, на культурных и спортивных мероприятиях способствует укреплению национального самосознания как молодого поколения, так и всего народа. Это и есть историческая память народа, следовательно, реализация объективной оценки культурного наследия предшествующих поколений, возрождение исторической справедливости в полном объеме в условиях, когда молодежь еще не абстрагирована от культуры своих предков.

Формирование социального облика молодежи нераздельно связано с воспитанием и образованием. Трансляция опыта от старшего поколения к младшему в традиционном обществе — явление обычное. Если общество не будет воздействовать на молодежь, то ее сознание не будет складываться ни как национальное, ни как интернациональное, т. е. она не может являться ни патриотической, ни интернационалистической.

Объединение национального языка с информационными технологиями способствует повышению значимости и популярности родного языка и культуры суваро-чувашей для подрастающего поколения. Все эти мероприятия и действия в комплексе содействуют дальнейшему развитию национального самосознания молодежи и населения республики в целом.

Пользуясь случаем, автор выражает искреннюю благодарность за помощь, оказанную в подготовке своего труда к изданию, В.П. Иванову, доктору исторических наук, директору ФИКИ им. К.В. Иванова, и О.В. Шлыковой, доктору культурологии, профессору Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.