Заключение

Как мы уже отмечали в предыдущих главах, китайские летописцы историю гуннов (наших предков по материнской линии) делили на два периода.

Первый — от легендарного родоначальника гуннов Шуньвэя, положившего начало формированию «союза вольных людей» (казаков или хунну) в Прибайкалье, до верховного вождя гуннов «шаньюя» Тоуманя, положившего начало формированию сильной и могущественной Державы хунну.

Второй период — от начала формирования Тоуманем Державы хунну до ее распада в начале нашей эры.

Таким образом, историю наших предков — период становления их государственности — мы начали, пользуясь сведениями выдающегося китайского историка древности Сыма Цянь, с конца правления китайской династии Ся — с 1764 года до рождения Христа, когда сын последнего государя из династии Ся (Шуньвэй) бежал к хунну в Прибайкалье44 и закончили ее 209 годом до нашей эры насильственным свержением верховного вождя гуннов «шаньюя» Тоуманя.

В заключение проследим хронологию формирования государственности гуннов, имея в виду то, что предки чувашей (савиры) играли не последнюю роль в империи гуннов. Аналогично тому, как наши предки еще совсем недавно входили в состав Российской империи, так в те далекие времена они входили в состав империи гуннов, подчиняясь одному для всех тюркоязычных народов императору (хану).

Задолго до наступления нашей эры, как мы уже отмечали выше, гунны подразделялись на восточных и западных.

По мифологии тюркских народов, это разделение гуннов на восточных и западных произошло следующим образом. Праотцом племен, населявших всю полосу Средней Азии от Каспийского моря до Корейского залива, был человек по имени Тюрк (по китайской мифологий — Шуньвэй), сын Иафета (Яфета), внук библейского Ноя. Сие сказание, по-видимому, принято для того, чтобы протянуть родословную правителей тюркских племен аж до самого Ноя и его младшего сына — Яфета. Из этого сказания следует то, что в седьмом колене от Тюрка (Шуньвэя) родились два близнеца: Татар и Могулл, которым отец их Илли-хан разделил Тюркистан — первому дал восточную половину, а второму — западную. После смерти Могулла власть перешла к его сыну Тоуманю.

Как известно, еще в конце первого тысячелетия до нашей эры савиры начали смешиваться с тюркоязычными племенами хунну, превратившись после завоевания последних в их новую племенную знать. Белокурые завоеватели (савиры) переженились на девушках покоренных племен — людей монголоидного физического типа. В продолжение этой мысли следует отметить, что мать Тоуманя была из числа этих людей, родившая Могулл-хану темнокожего наследника, за что, когда Тоумань стал ханом, ему дали прозвище Кара-хан, то есть Чёрный хан.

После дворцового переворота в 209 году до нашей эры наследником престола в державе гуннов стал старший сын Кара-хана — Маодунь, взошедший на престол под аристократическим именем Модэ. У простолюдинов же он получил прозвище Огуз-хан (Бычий хан), где слово «огуз» (бык) — навязанный покоренным племенам ненавистный тотемный знак завоевателей из царствующего Дома савиров.

Объединенные в единой державе гунны, как мы уже обмечали выше, все же подразделялись на восточных и западных. Западные гунны испытывали сильное влияние со стороны савирских и восточно-скифских племен. Китайцы именовали их «си-жун», то есть «западными варварами» или тюрками, а восточных хунну они называли «дунху», то есть восточными гуннами (слово «дун» «а китайском языке значит «восток»).

Длительное время гунны не различались еще по национальным признакам. Их просто именовали обобщающим словом «хунну» аналогично нашему, не признающему национальности, слову «казак». Три раза в год вожди гуннских племен собирались для решения вопросов войны и мира. При необходимости создавали племенные союзы. На пост верховного вождя племенного союза избирался наиболее сильный и решительный глава отдельного племени и получал звание «улу-батыр», то есть «великан». Это подтверждается тем, что предки восточных гуннов, выбирая из своей среды самого рослого и сильного батыра, именовали его «ман-хун», что означало «большой человек», то есть «великан» (богатырь).

Слово «мӑн-хун» сохранилось до наших дней в названии ханты-мансийских племен, у которых слово «хун» (хум) означает человека, а слово «манси» (мӑн-ҫин) — «большой человек». У восточных же гуннов слово «ман-хун» по законам ротацизма превратилось в слово «монгол». Буква «н» превратилась в «л», «у» в «о», «х» в «г». Слово «хун» сохранилось и в некоторых чувашских словах, связанных с человеком, в таких, как «хуняма» (мать гуннов, свекровь) и «хуньӑм» (свекор, отец гуннов).

Следует иметь в виду то, что китайское государство издревле не имело постоянного наименования, а получало его от названия царствующего дома (династии). Если Китаем, скажем, правила династия Хань, то он именовался империей Хань, а если у власти была династия Цинь, то Китай именовали уже империей Цинь. Так и у гуннов, но примеру Китая, племя или стойбище, выдвинувшее своего батыра на пост общего вождя, объявлялось царствующим становищем (станом) и именовалось в дальнейшем станом (Домом) такого-то батыра.

Один и тот же народ в разные периоды именовался здесь по-разному, что было удивительно и непонятно для европейцев. Это объяснялось тем, что одни и те же гунны под Домом монгол назывались монголами, под Домом Дулга— дулганами (дунганами), под Домом Модэ — мадьярами, под Домом Узбек — узбеками, под Домом Казах — казахами. Здесь зачастую по имени того или иного хана возникали названия целых народов, сформировавшихся из одного и того же общего тюркского корня.

В 174 году до нашей эры верховным вождем гуннов стал сын Модэ — Гиюй, вступивший на престол под именем Лаошаня, который успешно продолжил начатые его отцом войны против восточноазиатских скифов (юэчжей).

В результате этих войн юэчжи потерпели сокрушительное поражение от гуннов и были окончательно вытеснены из пределов Средней Азии в Европу. Их правитель Кидолу был убит в сражении. Отрубленную его голову доставили Лаошаню, а он подобно печенежскому князю, сделавшему из черепа убитого им киевского князя Святослава чашу для пиров, из черепа Кидолу сделал кубок и пил из него вино для устрашения своих недругов.

После смерти Лаошаня верховным правителем гуннов стал его сын, т. е. внук Модэ — Гюньчень. У него не было сыновей и поэтому после смерти Гюньченя зимой 126 года до нашей эры его преемником стал брат Гюньченя Ичисие, который умер в 114 году до нашей эры. После этого власть перешла к его сыну Увэю, умершему в 105 гаду до нашей эры. Престол перешел к его сыну Ушилу.

Таким образом, к середине второго столетия до нашей эры западные гунны практически полностью вытеснили ираноязычных скифов из Средней Азии, заняв их территории по Сырдарье и Зеравшану. Ираноязычное население Средней Азии уцелело лишь глубоко в горах, сложившись там впоследствии в таджикскую народность.

К началу 1 века нашей эры западные хунну (гунны) вступили в полосу неудач. В их владениях сряду несколько лет была засуха и свирепствовала саранча. С севера на них нападали динлины (финно-угорские племена), а с юга теснили китайцы. В этот трудный и очень сложный период верховным вождем западных гуннов был праправнук Модэ (в пятом колене) — Хуханье.

В 57 году нашей эры против Хуханье восстали пять огурских родовых племен, поддержанные динлинами, объявившими своим верховным вождем старшего брата Хуханье — Хутууса. Дом Хуннов, по сему обстоятельству, разделился на северных и южных.

В_результате распада хунуунского Дома из их среды стали выделяться племена с претензиями на верховенство в империи гуннов. Главным козырем северного (огурского) Дома было то. что они сохранили отличительный племенной знак савиров — тотем быка и утверждали, что во главе гуннов могут стоять только те племена, которые в своем названии несут слово «огур», «угор», «вӑкӑр», т.е. «бык».

В начале нашей эры, в период распада хунуунского Дома, произошла настоящая революция в переименовании названия племен, ставших претендовать на верховенство в империи гуннов. Эти племена стали к своему названию или тотемному знаку повсеместно прибавлять слово «гур», сокращенно от «огур» (бык). Так, например, предки болгар с тотемным племенным знаком «пулу» (рыба), добавив к своему самоназванию слово «гур», стали именоваться «пулугурами» (булугурами), то есть булгарами или болгарами Гунны, проживавшие в степной зоне, стали именоваться — уйгурами, то есть степными уграми (где слово «уй» означает степь), которые кроме того по роду своей деятельности подразделялись на скотоводов и земледельцев. Скотоводов стали именовать «кутургурами», от слова «куту» (кӗтӳ), что значит стадо, а оседлых земледельцев «утургурами» (сидячими уграми), то есть оседлыми уграми. Савиры — белокурые европеоиды, пришедшие в Среднюю Азию из лесной зоны (отдавая дань моде), стали называться «сарагурами», то есть белыми гуннами, где слово «сара» означает «белый». Таким образом, к моменту исхода гуннов из Средней Азии в их названии все чаще стало попадаться слово «гуры» (огуры).

После распада западных хунну на северных и южных междоусобная борьба между Хуханье и Хутуусом разгорелась с новой силой. В этой борьбе верх одержал Хутуус — взойдя на престол под именем Чжи-чжи.

Хуханье с остатками своих войск прикочевал к границам Китая, с которыми установил мирные отношения.

В 91 году войско Чжи-чжи было разбито китайским военачальником Гэн Куем. Чжи-чжи со своей ордой и небольшой частью легкой конницы бежал за Амударью, в пределы Парфянского царства. Верховным вождем оставшейся в Средней Азии части орды объявил себя младший брат Чжи-чжи— Лули, но в 93 году он погиб в сражении с войском китайского полководца Жень Шаня.

Таким образом, к 93 году закончилось царствование Северного (огурского) Дома хунну—первого государственного образования наших предков в Средней Азии.

***

На этом мы ставим точку под историей древних хунну и продолжим её уже в следующей книге, постепенно отслаиваясь от общего их гуннского корня, приближаясь к современной истории чувашского народа.

Северная же (огурская) орда во главе с Чжи-чжи (Хутуусом) ушла в Среднюю Азию, на Сырдарью, вступив там в конфликт с китайцами.