Татары. Краткая этническая история

Исхаков Д. М.
Татары. Краткая этническая история. — Казань: Магариф, 2002. — 79 с.

Что стоит за понятием «татарская нация»? Можно ли считать волго-уральских, астраханских, сибирских, крымских татар единым народом? На эти и многие другие вопросы, касающиеся происхождения, расселения, формирования общей культуры и национального самосознания татар, вы найдете ответы в книге известного историка Д. М. Исхакова.

 

Ссылки

 

Содержание

Введение
В поисках формулы единства татар
Формирование общенациональной культуры татар
Демографическое развитие и расселение татар
Заключение
 

Введение

Татары (общенациональный этноним — татар) являются вторым по численности этносом в Российской Федерации. Общая численность живущих в РФ — 5552 тыс. чел. (1989 г.), а на всей территории СНГ — 6648,7 тыс. (1989г.). Основная территория их расселения — Волго-Уральский регион, где проживают свыше 4 млн татар, в т. ч. наиболее многочисленные группы—в Республике Татарстан (1765,4 тыс. чел.), являющейся национальной государственностью, и в Республике Башкортостан (1120,7 тыс. чел.), где самоопределение татар еще не состоялось.

Татары относятся к числу немногих народов Евразии, создавших самостоятельную уникальную тюрко-мусуль-манскую цивилизацию. Государственность предков татар восходит к периоду раннего средневековья, продолжая развиваться вплоть до позднего средневековья (гуннские объединения, Тюркский каганат и его наследники, Великая Болгария, Хазарский каганат, Волжская Булгария, Кимакский каганат и кыпчакские объединения, татарские государства XII в., Улус Джучи, татарские государства XV—XVI вв.: ханства Казанское, Касимовское, Астраханское, Сибирское (с предшественниками в лице государства Шейбанидов и Тюменского ханства), Ногайская Орда, а также Крымское ханство, просуществовавшее до 1783 г.

Как старописьменный народ, пользовавшийся рядом алфавитов (древняя письменность — тюркская руника, с Хв. по 1927 г. — арабская, с 1928 по 1939 г. —латинская графика, затем—алфавит на кириллической основе), татары обладают богатым письменным наследием. Самый ранний из сохранившихся литературных памятников на старотатарском языке написан в XIII в. (поэма Кул Гали «Кыйса-и Йосыф»). Рукописное наследие на татарском языке насчитывает несколько десятков тысяч экземпляров. С началом книгоиздания на татарском языке (конец XVIII в. и до 1917 г.) было издано на арабской графике 15 тыс. наименований книг общим тиражом около 50 млнэкз. До начала советского периода в России с 1905 г. ежегодно выходили около 20 татарских газет и журналов (всего — больше 100). Практически ни один народ, кроме русских, в России не обладает таким богатейшим культурным наследием, как татары.

Со второй половины XIX в. взамен старотатарского литературного языка (тюрки), не вполне понятного широким народным массам, на базе распространенных в Поволжье диалектов начинает развиваться современный общенациональный литературный язык, уже к 1910-м годам занявший доминирующее положение в общественной жизни. Заметим, что в России переход к новым общенациональным формам литературного языка в дореволюционный период был характерен лишь для ограниченного числа достаточно развитых наций.

Татары, как и всякий крупный этнос, обладают сложной внутриэтнической структурой. Она является результатом интенсивных процессов этнической консолидации этапа сложения их в нацию (XVIII — начало XX вв.). Именно в этот период взамен локальных, этносословных, конфессиональных наименований у них закрепился единый этноним «татар», который уже в первых десятилетиях XX в. стал общим национальным наименованием почти для 90% представителей татарской национальности. Некоторая обособленность, связанная с сословными и религиозными особенностями, сохранилась у части сибирских (бухарцы), астраханских (карагаши) и крещеных татар (кряшен, отдельно от них — нагайбаки), частично—у мишарей и тептярей в Приуралье. Бытование у ряда локальных групп к 1920-м годам собственных наименований (мишэр, тип-тар, керэшен, нагайбэк, карагаш) было связано с незавершенностью к этому времени среди татар процесса консолидации. Однако в целом большие достижения на пути к этнонациональной консолидации татар к началу XX в. отрицать невозможно. Если провести общий анализ этой проблемы, то можно сделать следующее заключение. Во-первых, народная культура татар, несмотря на ее региональную вариативность, в своей основе едина. Во-вторых, народно-разговорный татарский язык, состоящий из трех диалектов (западного — мишарского, среднего — казанско-татарского и восточного — сибирско-татарского) и стоящего несколько особняком языка астраханских татар (фактически это два языка — юртовских татар, который близок к татарским диалектам Поволжья, и карагашей, сближающийся с ногайским языком), в лингвистике в целом рассматривается как один — татарский языковой комп-лекс (язык). В-третьих, при становлении татарской нации сложилась общенациональная культура (в науке она называется «высокой» культурой), обслуживающая всех татар России (за исключением крымских татар, большинство которых сейчас живет на территории другого государства). Эта «высокая» культура, создаваемая сложной системой государственных социальных институтов (национальные СМИ, школа, научные учреждения, издательства, театры, ансамбли и т. п.), обеспечивает реальное единство татар как национальной общности.

В связи с тем, что татарская нация сложилась на территории России, она в этом государстве входит в число коренных (аборигенных) народов. Хотя в некоторых случаях отдельные группы татар, живущие в РФ, могут быть причислены к диаспоре, большинство, населяющее Волго-Уральский регион и Западную Сибирь, к этой категории не относится. Поэтому в составе многонационального народа РФ татары смело могут претендовать на статус государствообразующего этноса. Пока они являются вторым по численности (после русских) народом, это становится особенно очевидным.