Религия и мифология древних болгар в трудах болгарских учёных (1950—1990 гг.)

Комлев И. Г.
Религия и мифология древних болгар в трудах болгарских учёных (1950—1990 гг.)

Источник: http://www.rusnauka.com/15_APS...

Комлев Игорь Геннадьевич, к. и. н., доцент кафедры Отечественной истории имени А. В. Арсентьевой историко-географического факультета ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова».

 


 

В условиях современной действительности как никогда становится особо значимым изучение вклада каждого народа в сокровищницу мировой культуры. Пристальное внимание уделяется сегодня духовной культуре, особенно вопросам религии и мифологии.

В последние десятилетия в Болгарии в разработке проблем истории древних болгар, в том числе системы их религиозных верований и мифологических представлений достигнуты существенные успехи.

Под воздействием сложных явлений современности в болгарской этнологической науке происходят значительные перемены. Теряют свои позиции одни направления, усиливается влияние других, появляются новые.

Так, постепенно уходит в прошлое направление, сформировавшееся в болгарской этнографии под сильным влиянием советской школы, занимавшее лидирующее место в период с конца 1950-х до середины 1980-х гг., согласно которому протоболгары были полностью ассимилированы славянскими племенами, не оставив никаких следов в культуре современной Болгарии [1; 3]. Следует отметить, что в указанный период ученые-археологи и лингвисты (Д. Овчаров, Ж. Вожарова, С. Петров, Н. Кауфман, Д. Сосолов, П. Добрев и др.) пытались объективно оценить роль древнего болгарского элемента в становлении болгарского этноса и развитии его культуры, но этнографическая наука в данном вопросе предпочитала придерживаться рамок официальной доктрины.

С конца 80-х — начала 90-х годов прошлого (ХХ в.) столетия в болгарской этнологической науке наблюдается всплеск интереса к протоболгарскому наследию в духовной культуре народа. Происходит это во многом благодаря исчезновению такого серьезного препятствия для ученых, каким ранее была политическая конъюнктура. Наука обогащается новыми теоретическими построениями, авторы которых представляют различные точки зрения и школы, придерживаются различных политических взглядов. Ученым стали доступны материалы новых архивов, зарубежные издания, сочинения авторов конца ХIХ — начала ХХ века, которые в своих работах пытались проанализировать вклад тюркоязычных протоболгар в этногенез дунайских болгар, за что в 50-е годы ХХ века они были удостоены характеристики «буржуазных националистов» и «профашистских элементов», а труды их определялись не иначе как «грубо фальсифицирующие историю». В. Бешевлиев («Вярата на първобългарите», «Първобългари: История», «Първобългарски надписи» и др.) был первым, кто попытался систематизировать весь накопленный источниковедческий материал по вопросу о мировоззрении и традиционной культуре древних болгар. Отдельные стороны религиозных представлений протоболгар рассматривались и другими авторами, как, например: В. Златарским («Клятва у языческих болгар» (1905) ) ; В. Кацаровым («Клятвата у языческите българи» (1912) ) ; Г. Фехером («Мадарският конник. Погребяни обичяни на прабългарите» (1926), «Ролята на прабългарите. Значението на прабългарската и старомаджарската култура в изграждането на цивилизацията на Източна Европа» (1929), «Културата на прабългарите» (1929) ) ; С. Д. Поповым («Верования, обичаи и религиозни обряди» (1936) ) и других. В настоящее время в Республике Болгария уделяется большое внимание изданию трудов выдающихся ученых прошлого.

В числе болгарских работ второй половины ХХ — начала XXI столетия по указанной проблеме могут быть названы труды Ив. Дуйчева «Славяно-български древности IХ-го века» (1950) и его же «Еще о болгаро-славянских древностях» (1951) ; статьи Д. Овчарова «За прабългарските амулети» (1977), «Култът към солнцето в езическите религиозни представи на българите» (1978), «Към въпроса за реконструкцията на религиозно-митологичния комплекс на прабългарите» (1980) и его книга «Средновековни рисунки от Плиска и Преслав» (1982) ; статьи П. Юхаса «Остаци от тотемизъм в религиозния комплекс на маджари и българи» (1980) ; труды А. Стойнева «Елементи от религиозно-митологическия комплекс на прабългарите» (1984) и «Светоглетът на прабългарите» (1985) ; работа Й. Манковой «Култът към водата в българската фолклорна култура» (1996) ; монография П. Цветкова «Славяни ли са българите?» (1998) ; статья П. Никова «Начало на българската история» (1995) ; работы П. Добрева «Българи, тюрки, славяни» (1996), «Приоткриванието на прабългарския календар» (1994) ; М. Москова «Именник на българските ханове (ново тълкуване) « (1988) ; кроме того, следует упомянуть ряд публикаций Л. Дончевой-Петковой, Р. Рашева, П. Георгиева, Ж. Аладжова, Ив. Венедикова, Ат. Стаматова, Й. Йорданова, Ф. Галевой-Цветковой, Т. Танева, В. Илиева и др.

В свете тематики публикации особо следует остановиться на рассмотрении труда Д. Овчарова «Протоболгарская религия. Происхождение и сущность» (1997) [7]. Автор рассматривает проблему религии древних болгар в двух ее аспектах: с одной стороны, как сложную по структуре, развитую систему верований, а с другой стороны — как повседневную практику, культ, в котором одним из главных действующих лиц являлся шаман — маг и волшебник, целитель и пророк. Анализируя общие черты протоболгарской культуры, ментальные и поведенческие установки народа, автор предпринимает попытку реконструкции компонентов древнеболгарской религиозной системы (шаманизм, культ Солнца, атрибуты и функции верховного бога Тангра), посредством историко-сопоставительного исследования археологических памятников периода Первого Болгарского Царства (прежде всего, разнообразных рисунков-граффити, найденных при раскопках на территории древних столиц болгарского государства на Балканах — Плиски и Преславля) с памятниками других тюркских народов (чуваш, тюркоязычных народов Ирана и др.). Большое внимание уделяет Д. Овчаров исследованию теоретических вопросов, связанных с комплексом протоболгарских религиозных и мифологических представлений.

Подводя итог, следует отметить, что исследование теоретических и методологических тенденций, школ и направлений в разработке учеными Болгарии проблем духовной культуры болгарского народа представляет значительный научный интерес: оно дает возможность расширить и углубить наше знание о современном научном историзме в решении вопросов влияния религиозно-мифологических представлений древних народов на их социокультурное развитие, позволяет установить общее, закономерное и особенное, неповторимое в развитии болгарского этноса. Вопросы религиозных и мифологических воззрений праболгар представляют серьезный интерес для отечественных исследователей (этнологов, культурологов, историков, лингвистов и др.), в первую очередь, для ученых Чувашии, так как в структуре комплекса традиционной культуры чувашского народа сохранилось большое количество праболгарских компонентов.

Литература

1. Болгары: Очерк традиционной народной культуры. — София: Изд-во на БАН, 1984. — 246 с.
2. Денисов П. В. Этнокультурные параллели дунайских болгар и чувашей. — Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1969. — 176 с.
3. Етнография на България: В 3-х т. — София: Изд-во на БАН, 1985. — Т. 3. — 588 с.
4. Илиев В. Тюркските каганати — описание и анализ //Дуло — Годишник на института по старобългаристика Альфред Халиков. — Март, 2001. — Год. I. — Брой 1. — 42 с.
5. Коев И. Етнокултурни параллели между волжските и дунавските българи //Първи конгресс на БИД. — София, 1972. — С. 167-177.
6. Мифы народов мира. Энциклопедия: В 2-х т. /Гл. ред. С. А. Токарев. — М.: Советская Энциклопедия, 1988. — Т. 2. — С. 500-501.
7. Овчаров Д. Прабългарската религия: Произход и същност. — София: Академично издателство «Проф. Марин Дринов», 1997. — 184 с.
8. Стеблева И. В. К реконструкции древнетюркской религиозно-мифологической системы. //Тюркологический сборник. — М.: Наука, 1971. — С. 92-115.
9. Стойнев А. Светогледът на прабългарите. — София: Изд-во на БАН, 1985. — 178 с.