Какое происхождение татар (казанских татар и мишарей)?

Какое происхождение казанских татар (татарский субэтнос)?

Фаизхан сформулировал и обосновал собственную концепцию о происхождении булгар, отличную от концепции Н. И. Ашмарина. Он считал, что при сложении общности казанских татар из потомков волжских булгар принимали участие как чуваши, так и кипчаки, тем самым признавая родство татар и чувашей, полагая их булгарскими племенами и не соглашаясь с официальной концепцией того времени о татаро-монгольском происхождении казанских татар.

Юзеев А. Н. Хусаин Фаизхан — первый татарский просветитель. / А. Н. Юзеев, Д. В. Мухетдинов. — Нижний Новгород: Медина, 2011. — 274 с.

Гораздо естественнѣе признать, что казанскіе татары представляютъ изъ себя народъ, образовавшійся изъ смѣшенія чувашъ или другихъ народовъ, входившихъ въ составъ болгарскаго царства, съ татарами-монголами. Имя «татары» приписано имъ не столько для означенія ихъ племенного происхожденія, сколько для указанія на исповѣданіе ими мухаммеданской религіи. Для чуваша или другого изъ нашихъ инородцевъ выраженіе «принять мусульманство» тождественно выраженію «уйти въ татары»: по принятіи ислама тотчасъ оставляется родной языкъ, национальный костюмъ, національные обычаи, и все это замѣняется татарскимъ. Чувашенинъ, принявшій мухаммеданство, уже стыдится именоваться чувашениномъ и говорить по-чувашски, а называетъ себя татариномъ. «Я не чувашенинъ, т. е. не язычникъ», мыслитъ онъ; «я татаринъ, т. е. правовѣрующiй».

Комиссаров Г. И. Чуваши Казанскаго Заволжья. // Извѣстiя общества археологiи, исторiи и этнографiи при Императорскомъ Казанскомъ университетѣ. Т. XXVII, вып. 5. — Казань: Типо-литографiя Императорскаго Университета, 1911. — С. 319—320.

60. Нугай-кала — в переводе с татарского «Ногайский город»; ногаями, или ногайцами, назывались в основном кыпчаки Ногайской Орды, в том числе и предки татар. Казахи, калмыки и некоторые другие южные народы до сих пор называют казанских татар ногаями.

Егоров Н. И. Примечания // Хрестоматия по культуре Чувашского края: дореволюционный период. — Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2001. —  С. 46.

Царь же вселися в жилищах ихъ. И постави себѣ древяный градъ крѣпокъ на новом мѣсте, крѣпчае старого, недалече от старыя Казани, разоренныя от московския рати. И начаша ко царю збиратися много варвар от различныхъ странъ: от Златыя Орды, и от Астрахани, и от Азова, и от Крыма.

Царь же поселился среди них. И построил он себе на новом месте, неподалеку от старой Казани, разоренной московским войском, крепкий деревянный город, крепче прежнего. И начали собираться к царю многие варвары из различных стран: из Золотой Орды, и из Астрахани, и из Азова, и из Крыма.

ПСРЛ, том XIX. История о Казанском царстве (Казанский Летописец). Издание 1-е. — СПб., 1903. 546 стр. + 6 табл. снимк.

Казанские татары, как показывают исследования последних лет, образовались в результате ассимиляции местного булгаро-чувашского населения пришлыми кыпчаками в конце XVI—XVII вв. Русские источники вплоть до XVIII в. фиксируют в Предкамье и Заказанье «чювашей», которых марийцы и называли первоначально суасами. После ассимиляции булгаро-чувашей кыпчаками этноним суас по инерции стал означать татар.

Егоров Н. И. Примечания. // Хрестоматия по культуре Чувашского края: дореволюционный период. — Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2001. — С. 136.

БИГЕР татарин; татарский: Миллер, 33: «удмурты называют татар бигер»; Видеман 1851: biger; Мункачи: bigär; Букварь 1898, 15: бигер; диал. бидер (сред.). Этимология спорная. 1) Семантически бигер можно было бы возвести к тюр. этнониму булгар ~ болгар. Но фонетически эту гипотезу невозможно обосновать: в инлауте cлова булгар ~ болгар выступают заднерядные гласные (у, о, а) и сонорный боковой л, в этнониме же бигер этих звуков нет. В словах, заимствованных из тюр. языков, такая фонетическая закономерность не наблюдается. 2) Попытка выводить этноним бигер из тюр. словосочетания биек äр букв. «высокий (большой, великий) человек» (биек äр > бигер) не убедительна. Вряд ли др.-тат. племена себя назвали биек äр (исторически это не известно). Тем более, что ни один из соседних народов (чуваши, марийцы, мордва и башкиры) татар не назвал и не называет биек äр или бигер. 3) Точка зрения, согласно которой этноним бигер исторически связан с микроэтнонимом (воршудным именем) Бигра (Этнонимы. М., 1970, 171), тоже не может считаться убедительной. Воршудное имя Бигра восходит к тюр. аделлятиву бекра «осётр», зафиксированному в удмуртских письменных памятниках ещё в XVIII в. (Миллер). Слово это — тюр.: узб. бикри «осетр», чаг. бäкра «осетр», кирг. бекрä «севрюга», баш. бикре «осетр» (Раддов IV, 1577). См. также др.-тюр. Бекирä — собственное муж. имя (ДТС). Итак: тюр. бекрä, бикрä > удм. Бигра. 4) Гипотеза, связывающая бигер с микроэтконимом — топонимом биляр, фонетически никак не объяснима. 5) Вероятнее всего, что этноним бигер представляет собою несколько модифицированное в устах древних удмуртов название одного из родо-племенных групп тюрков, обитавших в регионе Волго-Камья. Таким микроэтническим термином мог быть бäкер ~ бикер ~ бекер, зафиксированный в башкирокой родо-племенной номенклатуре; гласные ä ~ и первого слога являются отражением диалектного чередования в баш. языке (ОИЭБ, 57; ГБЯ, 12—13; КБШ, 287). Озвончение инлаутного глухого к произошло между двумя гласными на удм. почве: тюр. бикер (бäкер) > удм. бигер. Исторически вполне вероятно, что древние удмуртские родо-племенные группировки впервые встретились с тюр. родовой группой, называвшей себя бакер ~ бикер. С этого момента вcе другие непосредственно родственные тюр. этнические группы были названы именем бигер.

Алатырев В. И. Этимологический словарь удмуртского языка : Буквы А, Б; 778 словарных статей / Под ред. В. М. Вахрушева, С. В. Соколова. — Ижевск: НИИ при СМ УАССР. 1988. — С. 176—177.

 

Какое происхождение мишар (татарский субэтнос)?

8. Касимов — город в Рязанской области на левом берегу Оки. Основан в 1152 г., до 1471 г. назывался Городец Мещерский. В 1446 г. великий князь Московский Василий II Тёмный подарил его татарскому хану Касиму, бежавшему из Золотой Орды и поступившему на службу к Московскому князю. В 1471 г. город переименован в Касимов. С середины XV в. Касимов становится центром Касимовского царства. Здесь в результате ассимиляции местного мещерского населения золотоордынцами формируется основное ядро татар-мишарей. После завоевания Казанского ханства в 1552 г. часть служилых татар-мишарей переселяется на южные границы Русского государства для охраны от набегов южных кочевников. Таким образом, на территории Чувашии появляются татары-мишары.

Егоров Н. И. Примечания. // Хрестоматия по культуре Чувашского края: дореволюционный период. — Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2001. —  С. 69.

 


 

Ссылки

 

 

Комментарии

Аватар пользователя Легенда

Вы прекрасно знаете, есть у нас Шумерля, что то наверное значит, и еще, я родился в селе Тобурданово, скорее всего тупортан,в смысое сидеть на месте, ведь русскими буквами не напишешь так же как чуваш.Далее Сикаси, прыжок, старт , наступление, они наверное два села которые образовались потом в одно. Яманово, скорее всего то же что то означает древность. Но овраг Апаш, мне по моему встретилось по Месопотамии. Дорогой мой Егоров, каждый овраг или высота, название которых имел имя в истории они что то значат. Скажи пожалуйста, у нас есть такая карта в чуваши, в котором бы обозначились все высоты и овраги на чувашском языке, а это много значит. И вообще, Чуваши в Ульяновске считают что ты написал сильную книгу, но мне дали почитать только на время, мне затянуло.Если такая карта будет, мы можем поближе подойти к клинописям. Я просмотрел их не очень бегло, но мне кажеться это стоит сравнить, название любого оврага или высоты они древние.

Хлебников