Государственная религиоведческая экспертиза Природной экологической религиозной организации «Академия Чувашской Духовности»

Экспертный совет по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Чувашской Республике провёл государственную религиоведческую экспертизу в отношении Природной экологической религиозной организации «Академия Чувашской Духовности» (г. Чебоксары, руководитель Мадуров Дмитрий Фёдорович) с целью определения религиозного характера Организации, проверки и оценки сведений, содержащихся в представленных Организацией документах, относительно основ вероучения и соответствующей ему практики.

Источник: Государственная религиоведческая экспертиза

См. также

 

Ссылки

 


 

Экспертный совет по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Чувашской Республике

К.Маркса ул., д. 56, Чебоксары, 428000

тел. (8352) 62-43-44, факс (8352) 62-48-05

от 20 сентября 2011 г. № 03-03/01

Экспертное заключение

Экспертный совет по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Чувашской Республике (далее – Экспертный совет) на основании распоряжения Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Чувашской Республике (далее также – Управление) от 22.06.2011 № 230-р «О проведении государственной религиоведческой экспертизы при Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Чувашской Республике», в соответствии с подпунктом 8 статьи 11 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», подпунктом 41 пункта 6 Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 21.05.2009 № 147 «Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации», пунктами 6, 7, 8 Порядка проведения государственной религиоведческой экспертизы, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 18.02.2009 № 53 «О государственной религиоведческой экспертизе», приказом Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Чувашской Республике от 20.08.2009 № 319 «Об образовании Экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Чувашской Республике», провёл государственную религиоведческую экспертизу в отношении Природной экологической религиозной организации «Академия Чувашской Духовности» (г. Чебоксары, руководитель Мадуров Дмитрий Фёдорович) (далее также – Организация) с целью определения религиозного характера Организации, проверки и оценки сведений, содержащихся в представленных Организацией документах, относительно основ вероучения и соответствующей ему практики.

В соответствии с пунктом 10 «Порядка проведения государственной религиоведческой экспертизы», утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 18.02.2009 № 53 «О государственной религиоведческой экспертизе», Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Чувашской Республике перед Экспертным советом были поставлены следующие вопросы:

  1. Является ли вера, исповедуемая Природной экологической религиозной организацией «Академия Чувашской Духовности», вероучением?
  2. Можно ли считать участников Природной экологической религиозной организации «Академия Чувашской Духовности» последователями чувашской народной веры?
  3. Имеется ли на территории Чувашской Республики практика вышеназванного вероучения?

Для подготовки ответа на вопросы в распоряжение Экспертного Совета были представлены следующие документы:

  • Копия заявления о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы некоммерческой организации по форме РН0003 на 3 л. в 1 экз.;
  • Сведения о наименовании Природной экологической религиозной организации «Академия Чувашской Духовности» на 1 л. в 1 экз.;
  • Копия Устава Природной экологической религиозной организации «Академия Чувашской Духовности» на 9 л. в 1 экз.;
  • Выписка из протокола общего собрания Природной экологической религиозной организации «Академия Чувашской Духовности» от 27.05.2011 на 2 л. в 1 экз.;
  • Копия «Сведений об основах вероучения и соответствующей ему практики» на 5 л. в 1 экз.;
  • Копия распоряжения Управления от 22.06.2011 № 230-р «О проведении государственной религиоведческой экспертизы при Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Чувашской Республике» на 1 л. в 1 экз.;

Кроме того, члены Экспертного совета были уведомлены, что в Управлении имеются иные материалы, которые могут быть использованы при проведении религиоведческой экспертизы, и за которыми можно обратиться по адресу: ул.К.Маркса, д.56, каб.105, в том числе:

  • Мессарош Дюла. Памятники старой чувашской веры. — Чебоксары: ЧГИГН, 2000 — 360 с.;
  • Мадуров Д. Ф. Структурообразование культуры: статья // От краеведения до культурологи: Российскому институту культурологи — 70 лет. — М-во культуры РФ. Рос. Ин-т культурологи — Москва, 2002 — 372 с.;
  • Мадуров Д. Ф. Наука и религия: статья // Русский язык как интеллектуальная ценность и как учебный предмет: материалы Всероссийской науч.-практ. конф.: в 3 ч. Ч.2 / Чуваш. гос. пед. ун-т — Чебоксары: ЧГПУ, 2008 — 226 с.;
  • Браславский Л. Ю. Религиозные и оккультные течения в Чувашии. — Чебоксары: изд. «Чувашия», 2000 — 374 с., илл.;
  • документы, имеющиеся в регистрационном и контрольном делах Природной экологической религиозной организации «Академия Чувашской Духовности», не содержащие персональных данных;
  • видеоматериалы: о проведении Природной экологической религиозной организацией «Академия Чувашской Духовности» мероприятия, посвященного победе булгар над монголо-татарами в 1224 году «Патăрлăх кунĕ»: на 2-х компакт-дисках.

В соответствии с пунктом 7 Положения об Экспертном совете по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Чувашской Республике, утвержденного приказом Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Чувашской Республике от 20.08.2009 № 319, и подпунктом «в» пункта 13 Порядка проведения государственной религиоведческой экспертизы, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 18.02.2009 № 53 «О государственной религиоведческой экспертизе», при определении религиозного характера Организации на основании учредительных документов, сведений об основах ее вероучения и соответствующей ему практики, проверки и оценки сведений, содержащихся в представленных Организацией документах, относительно основ вероучения и соответствующей ему практики на заседании присутствовал руководитель Организации Мадуров Дмитрий Фёдорович.

Перед Экспертным советом были поставлены следующие вопросы:

Вопрос 1. Является ли вера, исповедуемая Природной экологической религиозной организацией «Академия Чувашской Духовности», вероучением?

Вероучение является составной частью религии. По определению религиоведов религия – это система взглядов и убеждений, на которых строится мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), и которые основаны на вере в существование Бога или богов, «священного», то есть той или иной разновидности сверхъестественного». Религия – это своеобразное мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия, основанные на вере в существование богов и сверхъестественного мира. В ряде исследований религиоведов выделены конкретные элементы религиозной системы: религиозное сознание, религиозные институты, религиозная деятельность, религиозные отношения.

В целом такое определение религиозной системы соответствует приведенным в пункте 1 статьи 6 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» признакам религиозного объединения, среди которых выделяются: «вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей».

Вера, исповедуемая Природной экологической религиозной организацией «Академия Чувашской Духовности», рассмотрена в соответствии с приведенными выше признаками.

Представители Природной экологической религиозной организации «Академия Чувашской Духовности» исповедуют веру, в основе учения которой лежит постижение Бога через познание природы средствами науки, искусств и технического прогресса.

В качестве главного источника информации о вероисповедании представлены «Сведения об основах вероучения и соответствующей ему практики». В разделах «Эзотерия» и «Закрепление в вере» содержатся положения, отражающее религиозную идеологию: Бог Турă — весь видимый и невидимый мир, Природа — его тело. Все в природе: люди, звери, растительность, минералы являются частью Тела Турă. Человек из ряда представителей природы, а Природа как Тело Турă — божественна. Человек Этем с душой Чун (частицей Турă внутри себя) должен добрыми делами множить Духовную энергетику Мироздания, в помощь ему дана данная вера.

Данные положения свидетельствуют о пантеистическом характере предлагаемого вероисповедания и входят в противоречие положению: «Мăн Ту совместно с Ра составили Мăн Ту Ра (Турă). Турă — весь видимый и невидимый мир. Силы, равнозначной Турă в природе нет, зло побочное явление» и т.д.

Религиозная идеология, как система религиозных идей, взглядов и представлений кроме «Сведений об основах вероучения и соответствующей ему практики» по информации руководителя Организации также представлена в преданиях, записях ученых, научных трудах по вопросам возникновения древней религии чувашей.

Религиозная деятельность Организации включает в себя следующее: регулярно совершаются богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, в том числе ритуал космического посвящения новорожденного и наречение ему тайного имени, ритуал закрепления в вере, религиозный обряд освящения сочетания новобрачных, религиозный обряд проводов усопшего, обряды вызова добрых природных сил и явлений, исторические праздники, обустройство священных мест проживания предков, где проводится религиозное паломничество.

Религиозные обряды и церемонии сводятся с конкретными периодами хозяйственных циклов жизнедеятельности человека как благодарность Тура за данную возможность жить в благополучии, а также к отмечанию праздников: зимние праздники — Сурхури, Кшарни, Çăварни; весенние праздники — Мăн кун, Акатуй; летние праздники Уйав, Симĕк; осенние праздники – Чÿклеме, Кĕпе, Кĕр сăри. Кроме природных праздников учреждены новые, связанные с историей чувашского народа. В практике проведения богослужений моления проводятся лицами, избранными на конкретный случай под руководством признанного руководителя моления – духовного лидера.

Обучение религии и религиозное воспитание своих последователей в Организации происходит с детства самим укладом жизни. Приверженец представленной веры каждый свой шаг, каждое дело, все мысли и желания сверяет с поведенческими традициями предков, поэтому обучение религии с возрастом углубляется. Обучение вере складывается из нескольких этапов: участие в молениях с детства вместе со старшими, обучение поведению на молениях, обучение наукам, ремеслам, искусству в свете вероучения, обучение таинствам веры.

Обучение религии и воспитание последователей осуществляется с детства самим укладом жизни, носит преимущественно устный характер. При этом, учитывая уже имеющуюся информацию о деятельности Чувашского природного религиозно-духовного объединения «Турăç» (зарегистрировано в Министерстве юстиции Чувашской Республики от 30.11.1994 № 24), структурным подразделением которого являлась Организация, сам факт проведения обучения религии и религиозного воспитания сомнений не вызывает.

Религиозные отношения представлены в вере требованиями делать благие дела, способствующие росту силы души. В сферу религиозных отношений включаются также религиозные предостережения и табу.

Также отмечаем, что в 2001 г. было представлено экспертное заключение в отношении Чувашского природного религиозно-духовного объединения «Турăç», структурным подразделением которого являлась Организация, утвержденное Межведомственным советом Чувашской Республики по взаимодействию с религиозными с религиозными объединениями (эксперты — религиоведы Б.Л. Алексеев, Л. Ю. Браславский, Р.С. Кириллов). Данная организация была признана религиозной.

Таким образом, рассматриваемая вера, исповедуемая Природной экологической религиозной организацией «Академия Чувашской Духовности», во всем комплексе представляется именно вероучением, а Организация – религиозной.

При этом в соответствии с пунктом 8 статьи 8 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» наименование религиозной организации должно содержать сведения о ее вероисповедании. Также имеются отдельные неточности и искажения в документах Организации, представленных в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Чувашской Республике (Устав, Сведения об основах вероучения и соответствующей ему практики). С учетом изложенного рекомендуем Организации доработать соответствующие документы.

Вопрос 2. Можно ли считать участников Природной экологической религиозной организации «Академия Чувашской Духовности» последователями чувашской народной веры?

Как уже отмечалось в ответе на первый вопрос, вера, исповедуемая Природной экологической религиозной организацией «Академия Чувашской Духовности», во всем комплексе представляется именно вероучением, а Организация – религиозной. Последователи Природной экологической религиозной организации «Академия Чувашской Духовности» относят себя к приверженцам чувашской народной веры.

Вместе с тем отмечаем, что под чувашской народной религией исследователями чувашской культуры понимается доправославная чувашская вера. Но чёткого понимания этой веры нет. Как чувашский народ неоднороден, так же чувашская доправославная религия неоднородна. Рассмотрение народной религии показывает наслоение трех видов религий: монотеистическая вера в бога Тора; древняя языческая вера со множеством богов — Сав, Кер, Ану, Ада, Пулэх; монотеистичекая вера Тенгринство — вера в бога Тенкер, не что иное как вера в бога Кер, что возможно является результатом развития языческой религии с превращением в монотеистическую с богом Кер (Семен Кули. Халăх инемĕ: Чувашская народная вера).

В ходе исторического развития вера чувашей претерпела воздействие различных религиозных систем, в том числе ислама и христианства. Как и многие традиционные верования, вера чувашей не имела письменной фиксации своих догматов. Верования чувашского народа сохраняются на обыденном уровне сознания и в разных регионах республики имеют свою специфику, то есть единой веры и обрядовой традиции среди чувашей нет.

Приверженцы Организации следуют отдельным направлениям традиционных чувашских верований и народным традициям в области религиозных представлений, которые сохранились в мировоззрении среди части чувашского населения. Таким образом, речь идет о религиозной организации, парадигмой которой являются традиционные, древние верования чувашей, а участников данной организации можно считать последователями традиционных чувашских верований.

Также необходимо обратить внимание на то, что Природная экологическая религиозная организация «Академия Чувашской Духовности» была также создана представителями чувашской национальной интеллигенции с целью поисков в области этнической духовности и противостояния процессам мировой глобализации. Традиционная чувашская вера в лице данной Организации получила новое религиозно-философское осмысление.

Таким образом, полагаем, что участники Природной экологической религиозной организации «Академия Чувашской Духовности» являются последователями традиционной чувашской веры. С учетом изложенного рекомендуем Организации доработать соответствующие документы, представляемые для государственной регистрации в Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Чувашской Республике.

Вопрос 3. Имеется ли на территории Чувашской Республики практика вышеназванного вероучения?

На территории Чувашской Республики имеется практика вышеназванного вероучения в форме деятельности незарегистрированных религиозных групп, а также отдельных граждан.

Организация регулярно проводит религиозные мероприятия по традициям народной веры чувашей, моления и богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, в том числе ритуал космического посвящения новорожденного и наречение ему тайного имени, ритуал закрепления в вере, религиозный обряд освящения сочетания новобрачных, религиозный обряд проводов усопшего, обряды вызова добрых природных сил и явлений, исторические праздники, обустройство священных мест проживания предков, где проводится религиозное паломничество.

Вместе с тем отмечается, что отдельные случаи проведения общественных молений носят скорее не религиозную, а культурно-просветительскую направленность.

Таким образом, Экспертный совет, изучив все представленные документы в отношении Природной экологической религиозной организации «Академия Чувашской Духовности», а также практику ее деятельности с целью определения религиозного характера Организации, проверки и оценки сведений, содержащихся в представленных Организацией документах, относительно основ вероучения и соответствующей ему практики, делает следующие выводы:

  1. Природная экологическая религиозная организация «Академия Чувашской Духовности» в соответствии с Федеральным законом от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» является местной религиозной организацией, вероисповедание данной религиозной организации – традиционная чувашская вера. Организация вправе вести свою деятельность как религиозная группа, а в случае регистрации в Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Чувашской Республике – как религиозная организация.
  2. В документах Природной экологической религиозной организации «Академия Чувашской Духовности», представленных в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Чувашской Республике (Устав, Сведения об основах вероучения и соответствующей ему практики), имеются отдельные неточности и искажения. Рекомендовать Природной экологической религиозной организации «Академия Чувашской Духовности» доработать представленные документы в соответствии действующим законодательством, научными трудами, посвященными традиционной религии чувашского народа.
  3. Просить Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Чувашской Республике оказать методическую помощь Природной экологической религиозной организации «Академия Чувашской Духовности» в оформлении документов, необходимых для государственной регистрации.

Председатель Л. А. Таймасов

 


 

Состав Экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Чувашской Республике

  1. Таймасов Леонид Александрович – доктор исторических наук, проректор по научной работе и инновациям Чебоксарского кооперативного института — председатель Экспертного совета;
  2. Краснов Михаил Николаевич – начальник отдела этноконфессиональных отношений и охраны культурного наследия Министерства культуры, по делам национальностей, информационной политики и архивного дела Чувашской Республики – заместитель председателя Экспертного совета;
  3. Курленко Максим Геннадьевич – председатель Епархиального отдела религиозного образования – и катехизации – заместитель председателя Экспертного совета;
  4. Мидуков Владимир Петрович – заместитель Председателя Государственного Совета Чувашской Республики – председатель Комитета по культуре, образованию, науке, национальной и молодежной политике;
  5. Щепелев Дмитрий Евгеньевич – начальник отдела по работе с органами государственной власти и общественными объединениями Управления организационной работы Администрации Президента Чувашской Республики;
  6. Корсакова Любовь Евгеньевна – доцент кафедры философии, истории и педагогики в Чебоксарском кооперативном институте;
  7. Герасимова Наталья Ивановна – доцент кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин Чувашского государственного института культуры и искусства;
  8. Кириллов Райнольд Семенович – доцент кафедры философии Чувашского государственного педагогического института им. И.Я. Яковлева;
  9. Браславский Леонид Юрьевич – доцент кафедры культурологи Чувашского государственного университета им. И.Н. Ульянова;
  10. Сайдашев Ришат Рашидович – заместитель муфтия Чувашской Республики;
  11. Руссакова Наталья Николаевна – ведущий специалист-эксперт отдела по делам некоммерческих организаций Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Чувашской Республике – ответственный секретарь Экспертного совета.

 


 

Особое мнение члена Экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Чувашской Республике Герасимовой Натальи Ивановны — доцента кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Чувашского государственного института культуры и искусства

Моя точка зрения относительно регистрации Чувашской Природной религиозной организации «Академия чувашской духовности» (далее – Организация) как местной религиозной организации состоит в следующем.

Представленные положения сложно назвать религиозным учением. Во-первых, цели, а также другие пункты Устава не отражают того, ради чего создавалась Организация как религиозный институт, на что было указано на заседании экспертного совета. Во-вторых, в «СВЕДЕНИЯ ОБ ОСНОВАХ ВЕРОУЧЕНИЯ И СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ ЕМУ ПРАКТИКИ» носят не концептуальный, а полемический характер и направлены прежде всего против христианского вероучения. Приведем несколько характерных цитат: «В практике богослужения Народной Веры нет освобождённых служащих, наделённых правами отпущения грехов, признания себе подобных святыми, неприкасаемыми и т.п.». Также среди «Предостережений и табу» — «не посещать оскверненные трупами храмы», «не есть символов плоти и крови бога», «не ходить в миру в священнических одеждах», «не называть служителей культа отцом или матерью» и пр., причем они составляют более половины содержания раздела. Эти выпады столь очевидны, что на них обратили внимание практически все члены Совета.

Следует заметить, что положения Организации не отличаются систематичностью, логичностью и непротиворечивостью, на что неоднократно указывали мои коллеги на заседании Совета. Укажем на некоторые.

Организация постулирует отсутствие иерархии. Однако признание необходимости потомственного жречества вступает в противоречие с этим положением, на что также было обращено внимание Совета. Также заявление руководителей организации о стремлении «очистить» «чувашскую народную веру» от жертвоприношений и магических культов говорит о непонимании сущности дохристианских представлений чувашей, ибо магия есть неотъемлемая составляющая языческого сознания как стремления воздействовать на окружающий мир в своих интересах. К тому же, среди «Благих дел, способствующих росту силы души» отнесена «юн – кровь животной жертвы, религиозность».

Далее. Термин «чувашская народная вера», которым оперирует Организация, считаю не вполне корректным, поскольку в современных условиях вряд ли возможно говорить о том, что дохристианские представления свойственны современному народному сознанию, христианское мировоззрение вошло в плоть и кровь чувашей, о чем свидетельствуют исторические факты мученичества и исповедничества среди чувашей в XX веке.

Представленная концепция не принадлежит всему чувашскому народу, она искусственно создана группой людей, представителей интеллигенции. Мы не имеем дошедшей до нас концепции в том виде, в каком она излагается представителями Организации. Приведу лишь один пример. Турă не единственный почитаемый верховный бог. В словаре Н.И. Ашмарина приводится молитва к породившей всю вселенную богине-матери, которую встречаем и у П.В. Денисова.

Мне также непонятны принципы отмежевания Организации от термина «язычество», поскольку в момент его появления он означал именно «народная вера» (одно из значений слова «Язык» — «народ» [см.: «Словарь живого великорусского языка» В.И. Даля]).

Поэтому в строгом смысле представителей Организации сложно назвать последователями народной веры, но лишь адептами тех сформулированных ими положений, которые они именуют «чувашская народная вера».

Таким образом, изложенные Организацией положения поддерживаются частью чувашской интеллигенции в качестве основы для национального возрождения. Однако религиозное сознание любого народа имеет свои закономерности. Все народы, существующие в течение длительного времени и относящие себя к числу представителей мировых религий, начинали свой путь как языческие. В настоящее время большая часть чувашей считает себя православными, что зафиксировано как в работах по истории и культуре, так и в статистических отчетах.

Изучение религиозных верований наших предков имеет огромное историко-культурное значение. Однако положение о том, что эти верования, возрожденные, очищенные и систематизированные, в современных условиях могут стать основой для гармонизации отношений человека и природы и ликвидировать общественные пороки утопичны бездоказательны.

Предоставленные Организацией документы и устные свидетельства говорят о ее несоответствии статусу местной религиозной организации, на который претендует «Академия чувашской духовности».

Кроме того, соединение нечеткости и тенденциозности учения со стремлением привлекать молодежь и обучать основам «чувашской народной веры».

Готовность «Академии чувашской духовности» к объединению с подобными организациями Поволжского региона может привести к росту напряженности в обществе.

Доцент Чувашского государственного института культуры и искусств, кандидат культурологи Н.И. Герасимова

 


 

Особое мнение заместителя председателя Экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Чувашской Республике Курленко Максима Геннадьевича — председателя Епархиального отдела религиозного образования – и катехизации Чебоксарско-Чувашской епархии

Изучив предоставленные мне материалы («Сведения об основах вероучения и соответствующей ему практики» и Устав Чувашской Природной религиозной организации «Академия Чувашской Духовности»), отвечаю на вопросы, поставленные председателем Экспертного совета Таймасовым Л.А:

Вопрос: Является ли вера, исповедуемая Природной экологической религиозной организацией «Академия Чувашской Духовности» вероучением?

Ответ: Да, веру религиозной организации «Академия Чувашской Духовности» можно назвать вероучением.

Члены организации верят в единого бога Турă, а также других богов. Признаются ритуалы, как механизмы общения с миром мёртвых и богов. В практике организации присутствуют жертвоприношения, а так же воспитание последователей в духе учения. Все эти признаки свидетельствуют о том, что исповедуемую веру данной религиозной организации можно назвать вероучением.

Вопрос: Можно ли считать участников Природной экологической религиозной организации «Академия Чувашской Духовности» последователями чувашской народной веры?

Ответ: Нет, я не считаю участников религиозной организации «Академия Чувашской Духовности» последователями чувашской народной веры ввиду того, что в ряде положений веры они не несут традиционную преемственность чувашской народной веры.

Допустим, в понимании одной из основополагающих религиозно-философских концепций — понимание добра и зла в учении «Академии Чувашской Духовности» и Чувашской народной веры есть явное различие.

В Чувашской народной вере характерен дуализм, воспринятый главным образом от зороастризма: вера в существование, с одной стороны, добрых богов и духов во главе с Çулти турă (верховным богом), и с другой— злых божеств и духов во главе с Шуйттаном (дьяволом). В свою очередь в вероучении «Академии Чувашской Духовности» зло понимается как «... побочное явление, побеждаемое добрыми делами» (См. Сведения об основах вероучения, раздел Эзотерия).

Классифицируя учение религиозной организации «Академия Чувашской Духовности» я бы отнёс ее в разряд неоязыческих организаций с элементами чувашской народной веры.

Вопрос: Имеется ли на территории Чувашской Республики практика названного вероучения?

Ответ: Похожая по своей религиозной концепции религиозная организация на сегодняшний день закрыта. Другие религиозные организации, исповедующие практику вышеназванного вероучения, мне не известны.

Выражая своё мнение в отношении государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы Природной религиозной организации «Академия Чувашской духовности» я бы хотел внести в Экспертный совет предложение рекомендовать руководству организации «Академия Чувашской Духовности» доработать «Основы вероучения».

На сегодняшний день в документе не сказано, каким богам кроме верховного бога Турă поклоняются последователи данного учения. В документе не раскрыто, каким образом происходит поклонение (молитвы, обряды и жертвоприношения).

До того как документ «Основы выручения» не будет доработан должным образом, рекомендую воздержаться от вынесения окончательного решения.

В выводах проекта экспертного заключения вероисповедание религиозной организации «Академия Чувашской Духовности» определяется как традиционная чувашская вера. Именно с этим определением я выразил свое несогласие. Так как в основах вероучения организации присутствуют различные новообразования, да и вероучение как таковое не сформулировано, считаю, что необходимо выносить решение экспертного совета после доработки документов организации, приведённых в соответствие с научными трудами, посвященными древней религии чувашского народа.

С уважением, священник Максим Курленко