Эрбина Никитина: Леонид Таймасов: «Важно стать профессионалом, но еще важнее — быть Человеком»

Таймасов Леонид АлександровичВ последние годы наука в Чебоксарском кооперативном институте (филиале) Российского университета кооперации планомерно движется вперед. Без сбоев, без простоев, без излишних затрат. Исследования преподавателей института по экономическим и юридическим наукам ценятся и часто цитируются, на межвузовской арене ярко и эффектно представлены студенческие работы.

Научная жизнь вуза во многом зависит от того, кто им управляет и направляет. Чебоксарскому кооперативному институту повезло: институтской наукой руководит один из авторитетных ученых Чувашии — проректор по научной работе Леонид Таймасов, доктор исторических наук, профессор, разносторонний и опытный организатор в сфере высшего образования. "Очень ответственный и компетентный, выдержанный и доброжелательный человек", — отзываются о нем преподаватели и студенты.

В ноябре Леониду Александровичу Таймасову исполнилось 60 лет. "Чувашский народный сайт" заметил эту дату и обратился к профессору с просьбой рассказать о себе, своей работе и, конечно, научных достижениях института.

Справочно

Л. А. Таймасов родился 15 ноября 1956 г. в д. Большие Яуши Вурнарского района Чувашии. Окончил историко-филологический факультет Чувашского государственного университета им. И. Н. Ульянова. Педагогическую деятельность начал в родной Большеяушской школе, несколько лет в ней директорствовал. С 1989 г. преподавал в ЧГУ им. И. Н. Ульянова. В 1991 г. защитил диссертацию "Миссионерско-идеологическая деятельность православной церкви и антиклерикальное движение чувашского крестьянства в первой половине XIX в." на соискание ученой степени кандидата исторических наук, в 2004 г. стал доктором исторических наук, защитив диссертацию "Христианизация нерусских народов и этноконфессиональные процессы в Среднем Поволжье в последней четверти XVIII — начале XX вв. ". В качестве научного руководителя подготовил двух кандидатов и двух докторов исторических наук. В 2012 г. ему присуждено ученое звание профессора по кафедре отечественной истории. С 2007 г. — проректор по научной работе Чебоксарского кооперативного института. Является профессором кафедры гуманитарных дисциплин и иностранных языков. Удостоен звания заслуженного деятеля науки Чувашской Республики.

– Леонид Александрович, в 2017 году будет десять лет, как вы из альма-матер перешли в Чебоксарский кооперативный институт. Мне кажется, вам было трудно расстаться с полюбившим вас родным университетом…

– Почему же? Ведь не ушел из высшей школы — работаю в одном из ведущих вузов республики. Исторически сложилось так, что Кооперативный институт, образованный в 1962 году, является одним из лидеров высшей школы Чувашии. Университет, конечно, более масштабное учреждение, но в своей сфере — подготовке специалистов для системы потребкооперации, торговли и общественного питания, экономистов, предпринимателей, коммерсантов, юристов — Чебоксарский кооперативный институт на прочной позиции. Нисколько не жалею, что пришел в этот вуз — разве не почетно здесь работать?

Интересно вникать в проблематику юридических, экономических, естественных, общественно-гуманитарных наук, поскольку отвечаю за качество научных исследований ученых института, организую научные мероприятия, формирую сборники и журналы. Это не только интересно, но и полезно для совершенствования знаний и развития кругозора. В то же время по-прежнему остаюсь профессиональным историком-этнографом. Продолжаю общаться с коллегами из ЧГУ, являюсь членом диссертационного совета по историческим наукам при университете.

– Знаем, что вы поддерживаете связи с учеными и из других регионов.

– Да, стараюсь. Считаю, что вузы не должны вариться только в собственном соку — надо взаимодействовать. Ставлю перед собой задачу всестороннего укрепления межвузовских связей. Сейчас Чебоксарский кооперативный институт успешно сотрудничает с нижегородскими, марийскими, мордовскими, татарскими вузами.

Наладили контакты со всеми филиалами Российского университета кооперации. Связались с образовательными учреждениями бывшей советской системы потребкооперации, установили договорные отношения с 16 экономическими вузами Узбекистана, Кыргызстана, Казахстана, Белоруссии, Латвии, даже Украины. Сотрудничаем с ними прежде всего в сфере научно-исследовательской деятельности — проводим совместные научные конференции, обмениваемся научной продукцией (монографиями, сборниками, журналами), публикуем результаты исследований друг друга в научных журналах своих вузов.

– Вы назвали страны СНГ, но благодаря вашим усилиям в Чебоксарском кооперативном институте бывают гости и из дальнего зарубежья. У вас есть единомышленники в Японии, Турции, Финляндии, Австрии. Расскажите о недавней встрече в стенах ЧКИ с австрийским ученым Андреасом Каппелером.

– Андреас Каппелер — специалист по истории Восточной Европы, доктор философии, заслуженный профессор Венского университета. Дружу и сотрудничаю с ним много лет. В свое время он приглашал меня на стажировку в Австрию. А познакомил нас мой учитель и старший коллега видный чувашский историк В. Д. Димитриев. Каппелер не раз приезжал в Чувашию к Василию Димитриевичу за консультациями по спорным вопросам истории народов Поволжья, встречался и с другими чебоксарскими учеными, работал в наших архивах.

В октябре мы провели презентацию новой книги Каппелера на немецком языке "Die Tschuwaschen: Ein Volkim Schattender Geschichte" (Чуваши: народ в тени истории). Эту монографию австрийский профессор подготовил в память о В. Д. Димитриеве. На презентацию книги пришли практически все чебоксарские чувашеведы — историки, этнографы, языковеды, краеведы, культурологи. Встреча с гостем прошла в теплой, дружеской атмосфере.

Кооперативный институт не готовит историков, тем не менее всегда предоставляет площадку для проведения значимых научных и общественно-культурных мероприятий межрегионального и международного уровня. Традиционно институт занимается не только подготовкой специалистов, но и выполняет функцию научно-просветительского центра. Вопросы изучения истории и культуры чувашского народа в свете отечественной и мировой историографии для нас стоят не на последнем месте.

– Леонид Александрович, не отвлекает ли вас от научной работы управленческая деятельность?

– Для науки, честно признаться, времени остается меньше. Но пытаюсь не отрываться, потихонечку работаю. Управленческая деятельность требует большого ежедневного внимания, серьезной ответственности. Ни одно дело само по себе не делается, многие вопросы требуют непрерывно постоянной заботы.

Но организатор научной работы не имеет права отставать от своих коллег. Он сам должен показывать исследовательские результаты. Не имея за собой никакой научной продукции, как же требовать ее от других? Наравне с другими участвую в грантовых конкурсах, и часть наших проектов получает поддержку.

– Накануне Нового года принято подводить итоги. Назовите знаковые достижения и события института в сфере науки за 2016 год.

– Могу ответить коротко: мы выполнили все, что запланировали на этот год. В сфере научно-исследовательской работы важно издание научных журналов, которые входят в перечень рецензируемых журналов и изданий, рекомендованных ВАК. "Вестник РУК" ежеквартально готовит редакционно-издательский отдел ЧКИ, журнал "Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики" с октября 2016 года формируется головным вузом.

Аспирант Е. В. Александров защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата экономических наук и преподаватель О. Ф. Киреева — кандидата социологических наук. Издали 7 монографий и 18 сборников, опубликовано 448 статей, из которых 7 — в зарубежных издательствах, 87 — в журналах, включенных в перечень ВАК.

Ученые института работали над выполнением трех проектов, поддержанных Российским фондом фундаментальных исследований и на основе хозяйственных договоров. Провели две масштабные очные конференции международного уровня, 18 заочных научно-практических конференций, из которых 12 — международные.

На повестке дня — подготовка и проведение научных мероприятий, посвященных 55-летию института. 2017 год — юбилейный для нашего вуза.

– Как относятся студенты к занятиям по отечественной истории?

– Не отрицаю, есть такой момент, когда студенты не очень проявляют интерес к дисциплинам общего характера. Ошибочно считают, что им достаточно заниматься лишь спецдисциплинами. Здесь многое зависит от нас, преподавателей, как мы сможем заинтересовать студентов.

Видимо, недостаточно сумели внушить молодежи, что история, философия, логика, культурология, социология, политология, психология и другие предметы общегуманитарного цикла имеют огромное значение для образованного человека. Бесспорно, важно подготовить профессионала, но еще важнее — подготовить разносторонне развитого человека с широким кругозором, морально устойчивого. Идейно-политически подкованного, как говорили в советские времена. Мы должны вложить в будущего специалиста не только знания по узкой профессии, но и знания об обществе, культуре, духовности. Для профессионального и духовно-интеллектуального роста это любому специалисту необходимо.

– И вы об этом говорите молодежи на своих лекциях?

– Конечно. Как преподаватель истории стараюсь объяснять студентам, что любой человек страны, если он считает себя гражданином, пусть даже не патриотом, должен знать родную историю. История — это память народа. Как не может быть здоровым человек, лишенный памяти, так и народ, не знающий своей истории, не будет здоровым. Беспамятный народ не имеет будущего.

И кооператору надо знать историю, чтобы понимать процессы, происходящие в судьбе государства, в профессиональной отрасли и в жизни каждого конкретного гражданина. Признаю, знать все невозможно, но представлять общую картину развития страны, последовательность звеньев в общей цепи исторических событий необходимо. То, что мы имеем сегодня, корнями исходит из прошлого. Это древняя мудрость, и спорить с ней нет смысла.

– Время для обсуждения истории и культуры чувашского народа находится?

– Увы, эта дисциплина в институте сейчас не преподается, хотя в ее рамках студенты узнавали много полезного и даже с интересом изучали чувашский язык. У нас до сих пор сохранился кабинет чувашского языка и культуры.

На мой взгляд, чувашский язык из программы нашего вуза исключили несправедливо. Для Чебоксарского кооперативного института, в котором учатся студенты из более 60 регионов Российской Федерации и 10 зарубежных стран — это урон. Многие из приехавших в Чувашию студентов искренне интересуются чувашами и их культурой. Вполне логично дать им достоверное представление о нашем регионе и его жителях. Незнакомых не помнят, с незнакомыми не дружат...

В ходе преподавания истории стараюсь использовать примеры из чувашской истории. Например, когда говорим о расширении территории России или ее многонациональности. Ведь в историческом ракурсе первыми национальностями России являются именно народы Среднего Поволжья — мордва, марийцы, чуваши, удмурты, татары, башкиры. Да и по численности татары, башкиры, чуваши входят сегодня в семерку народов, представителей которых в стране (по данным Всероссийской переписи населения 2010 года) несколько миллионов.

К сожалению, численность представителей коренных народов России сокращается. Сужается круг этнофоров, владеющих родным языком, уменьшается сфера функционирования национальных языков. Эти процессы глобальные, от нас они не зависят.

– Как не зависят? Вот вы, к примеру, беседуя в институте по-чувашски, демонстрируете пример пассионарности. Не обвиняют в национализме?

– Нет, конечно. В нашей республике два государственных языка — чувашский и русский. Но в то же время в институте преподавание осуществляется на русском языке, здесь обучаются представители разных народов, и русский язык — язык межнационального общения. Чуваши, как и другие народы, могут общаться на родном языке. А остальное — в зависимости от самосознания человека, окружающей атмосферы. С ректором Валерием Витальевичем Андреевым и своими коллегами часто беседуем на чувашском.

Со студентами тоже, бывает, общаемся по-чувашски. Интересуюсь у них, какую школу окончили — если молодой человек из района, перехожу на чувашский, спрашиваю, чем живет его деревня и школа, какие последние новости, кто преподает историю. Многих педагогов я знаю по учебе и работе в университете. Такие беседы не только приятны, но и полезны.

– Говорят, что вы с ректором похожи характерами — трудолюбивые, скромные, отзывчивые...

– Возможно потому, что мы стремились равняться на наших предков. Мы ведь почти земляки: наши деды до войны учительствовали в одной школе в Цивильском районе, оба ушли на фронт. Мой дед вернулся домой, а у Валерия Андреева — погиб в боях за Родину.

И в университете мы учились на одном факультете, вместе участвовали в ССО, занимались наукой и спортом. Валерий Витальевич был примерным студентом, вожаком, общественным лидером, организатором молодежного движения. У нас большой опыт взаимодействия, который помогает в работе.

– Подскажите, на какие интересные факты из истории чувашского края следует сегодня обратить внимание? О чем должен знать любой грамотный и граждански настроенный студент Чувашии?

– Любопытных вопросов в чувашской истории немало, и они особенно актуальны сейчас, когда наша республика готовится к празднованию двух знаменательных юбилеев — 550-летия г. Чебоксары в 2019 году и 100-летия образования Чувашской автономной области в 2020 году.

Взять хотя бы историю Чебоксар. Официально за точку ее отсчета берется первое упоминание города в русской летописи — 1469 год. Но я сторонник тех, кто утверждает, что Чебоксары — более ранний город. В их числе — крупный археолог Ф. В. Каховский и патриарх чувашской истории В. Д. Димитриев. Я сам, будучи студентом, участвовал в археологических раскопках на территории старой части Чебоксар (где сейчас Залив), и мы обнаружили много любопытных вещей, которые датировались XIII-XV веками.

Упоминание города, в котором переночевали русские воины во время похода на Казань, означает, что город уже был — не воины же его основали! Археологические находки свидетельствуют, что город появился еще в XIII веке. На карте Фра-Мауро, напечатанной в 1459 году, указывается город Веде-Сувар. Для знающих чувашский язык понятно, что речь идет о Вӑта Сувар (Средний Сувар) или в значении "вӗтӗ" — Малый Сувар. Город был, и основали его либо переселенцы из Сувара, подвергшегося разорению монголо-татарами, либо торговцы-сувары — как торговую факторию на Волге. Во всяком случае известно, что значительная часть болгаро-сувар переходила на правый берег Волги и основывала здесь свои поселения.

Многие историки обосновали необходимость изменения даты возникновения города Чебоксары, но для реализации этой идеи не хватило, видимо, политической воли. В исторических перипетиях многое зависит от политического решения. Татары убедили мир, что Казани 1000 лет, хотя специалисты по исторической географии считают, что Чебоксары старше Казани. Мы же, поздравляя Казань с 1000-летием, готовимся праздновать 550-летие Чебоксар...

– Леонид Александрович, Вам теперь 60. С каким настроением встретили свой знаковый юбилей?

– Такому юбилею особо радоваться нечего. Мы, конечно, с возрастом мудреем, становимся опытнее, но с другой стороны — теряем задор, характерный молодым. Что уж скрывать: чем мы старше, тем больше разных сомнений и тягот нас преследует, и приходится обращать на них внимание.

Если серьезно, то 60 лет — это возраст, когда пора уже оглянуться назад, сделать оценку своего прошлого. Помнится крылатое выражение из романа Николая Островского "Как закалялась сталь": "Жизнь надо прожить так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы". Для моего поколения эта фраза была девизом, мы стремились жить честно и сделать нечто полезное для общества и государства. Возможно, сегодня это звучит банально, тем не менее, мы были так воспитаны. Я советский человек, и слова из комсомольской песни "Раньше думай о родине, а потом о себе" для нашего поколения наполнены глубоким смыслом.

За 60 лет было много всего. Нелегкое, но счастливое детство в многодетной семье — нас было восемь детей. Наша семейная гордость — дед Никон Энрушов, который был яковлевским воспитанником, окончившим Симбирскую учительскую школу в 1916 году. Долгие годы он преподавал математику, был директором школы, прошел боевой путь от Сталинграда до Берлина, стал заслуженным учителем РСФСР. Учился я в школе, в которой моя мама Зинаида Никоновна преподавала русский язык и литературу и работала завучем. 17-летним пареньком оказался на легендарном оборонном Уральском вагоностроительном заводе в Нижнем Тагиле и работал в мартеновском цехе. Добросовестно отслужил в армии — был водителем командного состава дивизии войск противовоздушной обороны в Карелии. С благодарностью вспоминаю время студенчества, моих учителей, среди которых известные ученые П. В. Денисов, В. Д. Димитриев, В. Ф. Каховский, Ю. П. Смирнов и многие другие преподаватели. Горжусь, что семь лет работал учителем и директором в родной средней школе. Уже успел стать дедом — у меня трое детей и два внука.

В детстве не думал быть историком. Мечтал стать военным летчиком. Но о том, что судьба привела меня в педагогику и науку, не печалюсь нисколько. Занятия, более охватного, благородного и гуманного, в человеческом мире, думаю, больше нет.

– Спасибо за беседу. Примите самые добрые пожелания, и успехов вам в новом году.

Источник