История и облики декоративно-прикладного искусства суваро-чувашей рода Ахплат

Алмантай В.Н.1, Петрова Г.Д.2
История и облики декоративно-прикладного искусства суваро-чувашей рода Ахплат

1 Фонд историко-культурологических исследований им. К.В. Иванова

2 ФГБОУ ВО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева» (Россия, Чебоксары)

Источникhttp://science-russia.ru/?page_id=68


doi: 10.18411/sr-10-04-2019-39
idsp: sciencerussia-10-04-2019-39

Аннотация

Зарождение мебельного искусства суваро-чувашей рода Ахплат, напрямую связана с историей архитектурного стиля и является особой отраслью декоративного прикладного искусства. В истории и развитии мебельного искусства этого рода, в череде стилей мебели отобразились разнообразные социально-бытовые уклады суваро-чувашей, эволюция материальной культуры этого народа, социальные мнения и предпочтения.

Ключевые слова: история, декоративно-прикладное искусство, суваро-чуваши, материальная культура, род Ахплат, ремесло.

Abstract

The origin of furniture art of the Suvar-Chuvash family of Ahplat, is directly related to the history of the architectural style and is a special branch of decorative applied art. In the history and development of furniture art of this kind, in a series of styles of furniture, a variety of social and everyday life styles of Suvaro-Chuvash, the evolution of the material culture of this people, social opinions and preferences are reflected.

Keywords: history, arts and crafts, Suvaro-Chuvash, material culture, the genus Ahplat, craft.

Декоративно-прикладное искусство, как вид искусства, по своему генезису является более древним, появившийся в период выделения ремесла в самостоятельный раздел производства и в течение значительного времени формировавшийся в народном творчестве в форме художественного ремесла. Как вид искусства он объединяет в себе два понятия: декоративное и прикладное искусство, которые неразрывны, однако могут существовать и в отдельности.

Рассматривая творения декоративно-прикладного искусства суваро-чувашей рода Ахплат, понимаем, что они созидаются для удовлетворения материально-духовных потребностей народа. Как самостоятельная специфическая форма художественного творчества, воспроизведения и постижения мира, эти творения располагают потенциалом как отображать, применяя специфический для них язык, так и перестраивать по законам красоты окружающий реальный мир.

В этой области художественного творчества художник-дизайнер, мастер своего дела контактирует в течение всей своей жизни, создавая произведения этого вида искусства, которые являются в некоторой степени материальной культурой суваро- чувашского народа. Как прикладное искусство - художественно выполненная мебель выполняет практическую задачу, украшая домашний обиход, создавая определенный эмоциональный настрой. В прикладном искусстве суваро-чувашей рода Ахплат отразились условия жизни и быт народа, поклонение природе, природно-климатическая среда проживания, их традиционная культура. Поэтому изделия прикладного искусства

- 75 -

потомков суваро-чувашского народа насквозь пронизаны элементами духовной культуры, национальной традиции и историей своего народа [6].

Уникальность прикладного искусства рода Ахплат объясняется еще и тем, что отражаются в нем все исторические пласты материально-духовной культуры древнейших предков суваро-чувашей. Традиция суваро-чувашского прикладного искусства рода Ахплат, который заключает опыт единства человека и природы, может стать средством развития эстетической культуры, при его знании истории зарождения и развитии декоративно-прикладного искусства, его совершенствовании и важностью в настоящее время. Об этом свидетельствуют этнографы, искусствоведы, ученые и педагоги в своих многочисленных архивных материалах и исследованиях. Одной из интересных историй является суваро-чувашский род Турхана Ахплата, который стоял у истоков зарождения прикладного искусства своего рода.

Старинная д. Шихабылово существовала, по преданию, ещё во времена Казанского ханства. Путём высушивания и корчевки леса шихабыловцы расширяли пашни. Из Шихабылова выделились Большие и Малые Чаки, а также д. Большое Яниково. Рядом с д. Большие Чаки на возвышенности находится Ахват макри (Ахплат).

В 1969 г. Н.И. Егоровым и в 1982 г. А.И. Черновой записаны легенды: «Тархан Ахплат жил и боролся в последние годы существования Казанского ханства, при его завоевании Иваном IV и после падения Казани. Предание сообщает, что однажды военачальник казанского хана Шихабыл с отрядом нагрянул в деревню Шихабылово (ныне в Урмарском районе), сжёг её, увёл девушек и юношей в рабство. Обездоленные жители деревни решили обратиться к Тархану Ахплату - сильному, храброму, большому человеку, жившему с семьёй в д. Пинер. Но его дома не оказалось, он ездил тогда в Москву к русским. Вскоре Ахплат возвратился. Односельчане рассказали ему о набеге ханских людей. Тархан собрал своих воинов и выступил против Шихабыла, разбил его отряд, сжёг его крепость, высвободил невольников из плена. Ахплат же вернул односельчанам земли, отобранные у них казанскими феодалами» [5].

Его жену звали Ухтепи, сына - Пинер. Деревне он присвоил название Пинер, в честь своего сына. Сам Ахплат и его служилые люди жили в околотке Турхан (ныне улица в Шихабылове). Вскоре Ахплат с семьёй переселился из-под Шихран в Шихабылово и занялся ремеслом [2]. Ремесленную работу он осуществлял совместно со своими основными занятиями по скотоводству, землепашеством, охотой, т.е. во время ведения натурального хозяйства.

С этой самой поры начинается история народного прикладного искусства суваро- чувашского рода Ахплат. Народное декоративно-прикладное искусство рода Ахплат - результат творчества многих поколений. Оно передавалось из поколения в поколение. На сегодняшний день, продолжателем этого известного суварского рода Ахплат, является Леонид (Араслан) Иванович Николаев, который после окончания художественнографического факультета педагогического университета в г. Чебоксары, 1997 году организовал творческую мастерскую «Мебель Сувар», занялся разработкой и изготовлением художественной мебели из ценных пород древесины. Он активно изучает культуру родного края, историю развития мебельного и прикладного искусства. Занимается разработкой, проектированием интерьера и мебели. Талантливый человек талантлив во всем, этому есть свое подтверждение.

Леонид Иванович с 2007 г. член Союза чувашских художников, с 2009 г. член Союза дизайнеров России. Талантливому художнику и дизайнеру хватает времени и на участие в выставках и симпозиумах. Начиная с 2006 года он участвует во многочисленных мероприятиях:

—        в совместной выставке с живописцем Лукьяновым В.А. в ДК Агрегатного завода 2006 г.

—        в межрегиональном симпозиуме по скульптуре на территории санатория «Чувашия». Этнокультурный парк «СУВАР» 2007-2009 гг.

- 76 -

—        в ежегодной выставке СЧХ в Центре Современного Искусства «Савна Шупашкар», приуроченная празднованию Дня города 2007-2010 гг.

—        он является Дипломантом выставки «Скульпторы Чувашии», Новочебоксарский Художественный Музей, февраль-март, 2008 г.

—        является участником межрегиональной выставки «Большая Волга», г. Чебоксары, 2008 г. По итогам выставки награжден юбилейным Знаком региональной выставки «Большая Волга».

—        организатор персональной выставки, посвященной к 120-летию Больше- Яниковской средней школы Урмарского района, 2008 г.

—        участник совместной Выставки с Народным художником России Фёдоровым Р.Ф. в Краеведческом Музее п. Урмары, приуроченной к празднованию Дня Республики в Урмарском районе, 2009 г.

—        организатор Плановой выставки СЧХ в ЧГХМ, г. Чебоксары, 2009 г.

—        организатор Персональной выставки в Краеведческом Музее п. Урмары, 2009 г.

—        организатор Итоговой выставки СД России в Центре Современного Искусства г. Чебоксары, 2011-2012 гг.

—        Дипломант Всероссийского Фестиваля «Оренбург - столица Российского дизайна» г. Оренбург, 2011 г.

—        является участником во Всероссийском фестивале «Шупашкар - 2011».

—        Лауреат международной выставки «Дизайн - 2012» в номинации «Дизайн мебели».

—        является участником выставки-презентации «Культура суваро-булгар», место проведения ЧГХМ март, 2013 г.

—        является участником межрегиональной выставки «Большая Волга», гг. Казань, Пермь, Йошкар-Ола, 2013 г.

—        является участником выставки «Дизайн-2013», приуроченной образованию Союза Дизайнеров России. ЧГХМ, г. Чебоксары, апрель, 2013 г.

—        является Стипендиатом Министерства культуры России, 2013 г.

—        организатор выставки, посвященной 20-летию образования СЧХ. Чувашская национальная библиотека, галерея «Серебряный век», декабрь 2013 - январь, 2014 г.

На сегодняшний день, достойными глубокого уважения работами Леонида Ивановича являются:

Скульптуры: «ШЭП» 2007 г.; «Весна» 2007 г.; «Арфури» 2008 г.; «Юрату» 2008 г.; «Аталану» 2009 г.; «£улкеме» 2009 г.; «Юпа» посвященный памяти предков и основания деревни Б. Чаки Урмарского района ЧР 2009 г.

Мебель: лестница «Гренди» 1995 г.; дверь «Венге» 2001 г.; дверь «Амазонки» 2004 г. книжный шкаф «Астрагал» 2007 г.; бильярдный стол «Ностальгия» 2008 г.; журнальный столик «Геридон» 2009 г., стулья и кресла в суваро-булгарском стиле, и т.д.

Его работы целостны в своей художественной структуре и необыкновенно разные по своим национальным особенностям, что можно усмотреть во всем, как в выборе материала и заканчивая трактовкой изобразительных форм. Зарожденное в среде земледельца, скотовода, охотника и воина, оно на протяжении всей истории своего развития соединено с законами природы, ее развитием, выражением ее животворных сил.

Понятное для всех утверждение, что декоративно-прикладное искусство крепко связано с бытом, относится исключительно народного творчества. Высочайшее постижение народным мастером материала, с которым работает Леонид Иванович, позволяет творить многие работы как безупречные произведения декоративноприкладного искусства. Дерево, обрабатываемый Леонидом Николаевым органично вписывается в разные предметы быта, он не подделывается под дорогой материал, а

- 77 -

обрабатывается и декорируется в соответствии с его собственными природными свойствами.

Леонид Николаев умеет применять природные качества материала, воплощать в художественно-технические приемы, что позволяет более целесообразно сконструировать и украсить изделия суваро-чувашским орнаментом или сюжетными изображениями, связывая в них истинные прообразы с решительной фантазией творца. Для суваро- чувашей из рода Ахплат вот таким образом сложилось традиционное художественное ремесло - художественная обработка дерева. Все эти особенности, которые выполняет художник Леонид Николаев характеризуют народное декоративно-прикладное искусство, которые раскрывались в процессе его эпохального развития. Дошедшее из глубины столетий от прародителей до Леонида Ивановича творческое овладение материала, улучшение функции каждого предмета привели к наделению предмету дополнительной значимостью.

Искусный краснодеревщик, работающий только с дубом, священным деревом суваро-чувашей, продолжает традиции Урмарских мастеров-мебельщиков. За изготовление и установления Памятника-Юпа 03.10.2014 г. на урочище Валем Хуфа под Билярском Республики Татарстан, был удостоен Премии им. суварского Князя Вырак и нагрудным Знаком Славы (Мухтав Палли) № 009 [1, с. 260, 264].

Ремесленную работу он выполняет вместе со своими сыновьями и передает им свой опыт. Сыновья как продолжатели рода Ахплат поддерживают и продолжают творческую деятельность отца, деда, прадеда ... Они с честью продолжают род Ахплат в традициях сувар не только в художественной обработке дерева, но и в главных документах о рождении, заключении брака в графе национальность - записаны как «сувар». Достойные глубокого уважения род Ахплат успешно развивается и известна своими работами не только на территории Чувашской Республики, но и за ее пределами.

Суваро-чувашское прикладное искусство рода Ахплат представляет замечательную страницу истории российской культуры. Художественное достоинство, чрезмерная протяжённость его истории и его влияние на формирование художественного творчества других народов - всё это ставит искусство суваро-чувашей безусловно на особое место, в связи с чем он был удостоен благодарственных писем Министерства культуры по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики в 2016 г., 2019 г.

В сфере декоративно-прикладного искусства суваро-чуваши из рода Ахплат завоевали достойное место, что доказывают имеющиеся в большом количестве предметы, которые исполнены руками мастеров этого славного рода. Не повторимый изыск, характерный только для них является удивительно-чарующее единство стиля. Произведения декоративного искусства рода Ахплат помимо их эстетической ценности вызывают и исторический интерес, поскольку они есть и остаются непревзойденными мастерами своего дела, дошедшее до них от прародителя Турхана Ахплата, которому 27 ноября 2014 г. в Урмарском районе на возвышенности около д. Большие Чаки торжественно открыли памятный камень на месте предполагаемого его захоронения.

***

1.         Алмантай, (Иванов) В.Н. Культура суваро-булгар. Этнические имена и их значения. - Чебоксары; М.: ФИКИ им. К.В. Иванова, 2014. - 272 с., ил.

2.         Димитриев, В.Д. Чувашские исторические предания: очерки истории чувашского народа с древних времен до середины XIX в. - Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1993. - 446 с.

3.         Петрова, Г.Д. Народная мудрость (социально-философский анализ на основе самобытности национальных культур Среднего Поволжья). - Чебоксары: ЧГИГН, 2005. - 225 с.

4.         Ювенальев, Ю.Ю. Ювелирное искусство суваро-булгар - предков чувашей. - Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2018. - 128 с., ил.

5.         Научный архив ЧГИГН, к. п. 10, инв. № 4607.

6.         Сайт: Сувары.рф


Наука России: Цели и задачи. Сборник научных трудов по материалам XIV международной научно-практической конференции 10 апреля 2019 г. Часть 2 Изд. НИЦ «Л-Журнал», 2019. - 84с.

SPLN 001-000001-0432-SR
DOI 10.18411/sr-10-04-2019-p2
IDSP sciencerussia-10-04-2019-p2

В сборнике научных трудов собраны материалы из различных областей научных знаний. В данном издании приведены все материалы, которые были присланы на XIV международную научно-практическую конференцию Наука России: Цели и задачи

Сборник предназначен для научных работников, преподавателей, аспирантов и студентов.

Все материалы, размещенные в сборнике, опубликованы в авторском варианте. Редакция не вносила коррективы в научные статьи. Ответственность за информацию, размещенную в материалах на всеобщее обозрение, несут их авторы.

Информация об опубликованных статьях будет передана в систему Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

Электронная версия сборника доступна на сайте научноиздательского центра «Л-Журнал». Сайт центра: science-russia.ru

- 3 -

Содержание

РАЗДЕЛ V. ИСТОРИЯ     5

Волкова Е.А., Плетнёв В.И., Фролова Е.В. Роль Ф.М. Достоевского в исторической науке           5

Думкин А.А. Политика советского руководства по подготовке к противодействию агрессивному геостратегическому курсу           США  в          Дальневосточном  регионе         на

первоначальных этапах «холодной войны» 8

Куликов Ф.И. Некоторые принципы построения изобразительного пространства в египетских частных гробницах Старого       царства         (на      примере       гробниц

Сенеджемиб/Инти и Сенеджемиб/Мехи)       12

РАЗДЕЛ VI. ПЕДАГОГИКА         16

Андреева А.А., Баринова Д.О. Индивидуально-психологические аспекты обучения студентов-миллениалов с использованием ИКТ  16

Балыкина А.М., Низамов В.Ж., Тихонова Н.А. Инновационная методика преподавания математики в высшей школе     21

Горовая В.И., Аликберова Н.О., Бабичева В.А. Развитие личности как педагогическая работа по воспитанию и социализации      23

Долгова А.В. Применение электронных учебно-методических комплексов для повышения качества учебного процесса в вузе           28

Иванникова Л.В. Инновационный потенциал внеаудиторной деятельности в образовательной среде вуза   31

Куликова О.Л., Капитонова О.А. Актуальность работы над воплощением художественного образа на занятиях в учреждениях дополнительного образования сферы культуры      35

Латкина Т.А. Роль дополнительного образования в профессиональном самоопределении детей-сирот 38

Панкова О.А. Подготовка студентов к проектированию и проведению уроков математики в начальных классах           39

Пахомова Л.Э., Некрасова В.А., Махов И.И. Технология определения групповой дифференциации скоростно-силовой нагрузки для школьников на уроках физической культуры         43

Сулимова А.В. Сущность понятий:      «компетентность», «коммуникация»,

«коммуникативная компетентность» в психолого-педагогической литературе         46

- 4 -

Тращенкова С.А. Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников      51

Тращенкова С.А. Чистякова К.А. Советский и зарубежный опыт формирования правовой культуры детей и подростков           53

Языкова А.В. Социально-гуманитарный веб-квест в школьном образовании            56

РАЗДЕЛ VII. ПСИХОЛОГИЯ      62

Меньшикова Е.А. Формирование научного   понимания   сути познавательных

психических процессов на занятиях по общей психологии         62

Токарева И.Н. Функциональная организация           семьи как      условие формирования

агрессивности личности  65

Шатская О.В. Исполнительство как особый тип компетентности в дополнительном образовании            70

РАЗДЕЛ VIII. КУЛЬТУРОЛОГИЯ          74

Алмантай В.Н., Петрова Г.Д. История и облики декоративно-прикладного искусства суваро-чувашей рода ахплат       74

Лагутина О.С., Лях В.И. Культура античного мира: методология исследования       78

Семибратов Д.Н. Документальное кино как социокультурное пространство постсоветской России            80