Волжская Булгария в XI — начале XIII в.: поселения и материальная культура

Руденко К. А. Волжская Булгария в XI — начале XIII в.: поселения и материальная культура. — Казань: РИЦ «Школа», 2007. — 244 с.УДК 902/904
ББК 63. 4
Р 83
Редакционная коллегия:
Г. Р. Назипова, С. Ю. Измайлова, Л. K. Гущина, Л. Г. Алексеева.
 
Рецензент:
доктор исторических наук Е. П. Казаков.
Руденко К. А.
Волжская Булгария в XI — начале XIII в.: поселения и материальная культура. — Казань: РИЦ «Школа», 2007. — 244 с.
Книга представляет исследование материальной культуры средневековых этносов Волго-Камья. На основе археологических материалов автор изучает вопросы, связанные с формированием булгарских поселений, с основными направлениями развития средневековых ремесел в Булгарском государстве, о главных торговых путях и характере торгово-экономических взаимоотношений булгар и их соседей. Впервые на основе новых данных рассмотрены темы, связанные с характеристикой булгарского ювелирного искусства, его особенностей и отличий от изделий, изготавливавшихся в Прикамье и Зауралье.
Издание содержит обширный иллюстративный материал, рассчитано на специалистов-археологов, учителей, краеведов, студентов, обучающихся на гуманитарных отделениях вузов, всех, кто интересуется историей и культурой народов Волго-Камья.
© Руденко К. А., 2007
© НМ РТ, 2007
© Оформление РИЦ «Школа», 2007

Об авторе

Руденко Константин Александрович — доктор исторических наук, заведующий отделом археологии и этноэкологии Национального музея Республики Татарстан.  Окончил исторический факультет Казанского государственного университета, аспирантуру Московского государственного университета (кафедра археологии). С 1988 г. руководитель археологических экспедиций по Республике Татарстан.

 

 

Произведения автора

 

Ссылки

 

Содержание

Введение
Глава 1. Волжская Булгария: территория и поселения
1.1 Природные условия и территория
1.2. Поселения
Глава 2. Ремесло и торговля домонгольской Булгарии
2.1 Ремесло в XI-XIII вв.
2.2. Торговля и товарообмен в XI—XIII вв.
Глава 3. Волжская Булгария и окружающий мир
3.1. Финно-угорские древности в Булгарии
3. 2. К вопросу о булгарском серебре Прикамья и Зауралья
Список сокращений
Иллюстрации

 

Значительное внимание в жизни средневекового человека уделялось символике украшений. Конечно же, прежде всего это относилось к детскому и женскому костюму. Ансамбль украшений складывался из головных, нагрудных и поясных комплексов.

Таким образом, монотеистические религии хоть и стали ведущими культами в регионе с X-XI вв., но не отменили, а лишь видоизменили (во многом восприняв и адаптировав к своим потребностям) местные языческие воззрения. Языческая религия также оказалась весьма восприимчивой к новым религиозным течениям, особенно в условиях иноэтничной среды. В целом религиозный синкретизм в разных формах сохранялся на протяжении всей средневековой истории региона. Ведущую роль в языческом субстрате играла мифология крупнейших этнических составляющих региона — финно-пермская (удмуртская), поволжско-финская (марийская), тюрко-угорская и славяно-финская.

Ислам, а позже и христианство оказали влияние на обрядовую сторону языческих культов, но не смогли искоренить их. Это произошло, очевидно, в силу полиэтничности населения региона, веротерпимости и многоверия в золотоордынской империи (до правления Узбека), сложного процесса исламизации в среде кочевых угров и тюрок во второй половине XIV в. в Улусе Джучи.

С. 89.