По зову предков сувар

Владислав Николаев на открытии персональной выставки "По зову предков сувар""По зову предков сувар" - так назвал свою Персональную выставку в Чебоксарах народный художник Чувашской Республики, заслуженный художник России, дважды лауреат Государственной премии ЧР ювелир и медальер Владислав Николаев.

Экспозиция развёрнута в Музее чувашской вышивки на улице К. Маркса,32. Выставка Николаева — первая из серии "Серебряная кладовая" по одноимённому проекту на средства гранта Главы ЧР, задуманному и реализованному администрацией Чувашского национального музея (ЧНМ).

Из биографии

Владислав Николаев родился в 1954 году в Цивильском районе ЧАССР. Затем семья переехала в Чебоксары. Учился в чебоксарской школе. Занимался самбо. Служил в пограничных войсках. Окончил Художественно-графический факультет ЧГПИ.

Успешно освоил профессии художника-ювелира и медальера. Николаев — автор должностного знака "Президент Чувашской Республики", "Почётный гражданин ЧР", орденов, медалей ЧР и Республики Мордовия", других почётных знаков и произведений.

Возрождение национального ювелирного искусства

В последние годы художник серьёзно занялся возрождением национального ювелирного искусства наших предков — суваро-булгар (болгар), утраченного в результате катастрофического монгольского нашествия на Волжско-Камскую Булгарию (Болгарию), постоянных войн на территории Золотой Орды и разорении булгарских (болгарских) земель в 13-м и последующих веках.

А началась эта страсть в результате коллекционирования сохранившихся экземпляров национальных украшений — девичьих и женских головных уборов тухья и хушпу, нагрудных — ама, теветь, шулкеме, сурпан сакки, шейных — май сыххи, височных и других.

Кроме драгоценных металлов — золота и серебра Николаев использует также драгоценные камни — бирюзу и другие. Работает также в технике скани, зерни и чернения.

О "металлоломе"

— Мне не нравится, что в наше время на народные праздники наши женщины-соплеменницы вместо серебряных украшений надевают имитации из простого металла! — заявляет Николаев. — Землячки, не носите этот "металлолом"!

Об изъятии серебряных украшений в 1930-1940-е годы

Справедливости ради, отметим, что с конца 1920-х годов в годы "коллективизации сельского хозяйства", создания колхозов, массового "раскулачивания", "раскрестьянивания", Великой Отечественной войны — национальные серебряные украшения "добровольно-принудительно" изымались у крестьян под разными предлогами.

Помню, как в годы Перестройки на одном демократическом чебоксарском митинге одна пожилая женщина-чувашка вспоминала, плача: "Пришли уполномоченные в избу: "Отдавай серебро!" Мать не отдавала. Её уполномоченные-мужчины стали бить. У неё кровь потекла!... ")

О выставках

… Произведения Николаева экспонировались на престижных международных, российских, межрегиональных и республиканских выставках. В Чебоксарах — в ЧГХМ и ЧНМ.

Вернисаж

На вернисаж в Музей чувашской вышивки пришло много почитателей ювелирного и декоративно-прикладного искусства, активисты общественного объединения "Сувары" при ФИКИ, художники, учёные, представители общественности, друзья и близкие Николаева. Среди них — и товарищи юности из оперативного комсомольского отряда (дружинников), членом которого был будущий художник в 1972-м году.

Большой зал и "Серебряная кладовая" вместили только около 150 человек. В гардеробе уже не было свободных мест. Поэтому на торжественное открытие, к сожалению, сумели попасть не все желающие.

С приветствиями в адрес художника выступили первый заместитель министра культуры, по делам национальностей и архивного дела ЧР Вячеслав Оринов; председатель Общественной палаты ЧР Алексей Судленков; директор ФИКИ, доктор исторических наук этнополитолог Виталий Иванов и другие. Чуть позже с экспозицией ознакомился министр образования и молодёжной политики ЧР Юрий Исаев. Художник из деревни Большие Чаки Урмарского района ЧР Арслан Николаев подарил музею изображение суварского герба, выполненного его сыном Алексеем.

В экспозиционном зале

В небольшой зал "Серебряной кладовой" сотрудница музея впускала зрителей небольшими группами, по мере выхода оттуда других. У входа в "кладовую" вывешена аннотация с биографией и перечнем выставок автора. На фото — сам художник и его супруга в национальных костюмах. Неподалёку в центре зала Николаев встречал зрителей и гостей, давая пояснения. Журналисты двух телекомпаний с телекамерами брали у художника интервью.

Произведения медальера-ювелира выставлены в стеклянных витринах. У них толпятся зрители, внимательно рассматривая экспонаты. Они буквально притягивают взор. Особенно — женщин. Они не спешат выходить, медленно переходя от стенда к стенду. Некоторые возвращаются вновь к прежним экспонатам.

— Нельзя ли приобрести у Вас какое-нибудь украшение? — интересуется одна дама — Это был бы хороший подарок мне к женскому празднику.

Но, к сожалению, пока такой возможности нет. Для их изготовления требуется особая производственная мастерская. Помещение имеется. Но для его обустройства и оборудования требуются дополнительные средства и время. Их, к сожалению, не хватает. А помощи со стороны — нет. Надеемся, эти планы реализуется с помощью сына художника — Алексея. Ему отец передает секреты профессионального мастерства. Он с матерью тоже разделял торжество отца неподалёку.

Фотогалерея

Тимер Акташ.
Чебоксары
Февраль 2017