Этнонимика

Почему монголы тщательно стирали память о булгарах и суварах?

Мадуров Д. Ф. Почему монголы тщательно стирали память о булгарах и суварах?В 1223 1226 и 1232 году суварам и булгарам удалось разгромить четыре крупнейших монголо-татарских армии, При этом скончался от ран любимый старший сын Чингиз-хана - Джучи, погиб лучший его полководец Джэбе (Чормуган) и еще несколько других. Именно этим объясняется то, что после захвата их государства монголы тщательно стирали саму память об этих народах, это же стало причиной переименования суваро-булгар в чувашей.

Древние болгары – кто они? Новый взгляд на старый вопрос

В науку, и „западную” и „русскоязычную” прочно вошло утверждение, что древние болгары были какими-то прототюркскими племенами, которые пришли в Восточную Европу с гуннами Аттилы. Венгерские тюркологи (Томашек, Вамбери, Немет) и историки конца ХІХ и начала ХХ вв. прочно связали болгар, известных как „уногундуры“, с „оногурами / уногурами“ и конечно с гуннами. Они создали теорию о пратюркском протоболгарском языке, и его влиянии на древневенгерский, и сделали свое „открытие”, что этноним „болгар” происходил из тюрк. bulgamag – «сволочь», «куча», «смесь», «ублюдки», или «бунтовщики», «возмутители порядка», «отщепенцы», согл. Вамбери. Это мнение осталось как ведущее в науке и до нашего времени. Основоположник болгарской исторической науки, проф. В. Златарски, утвердил мнение Томашека как основное. Другие определяли название болгар из beš ogur – «пять огуров» (Б. Мункачи), или из тюрк. bulaq – «водный источник», как „речные люди”, „болотные люди” и т.д. Третье связали имя „болгар“ с монг. словом bulgan – «белка», «соболь», т.е. „охотники на соболей“ (Борис Симеонов), и с др. лингвистическими причудами.

Немет Ю. К вопросу об аварах

Немет Ю. К вопросу об аварах / перевод с немецкого И. Г. Добродомова. // Turcologica. К 75-летию академика А. Н. Кононова. — Л.: Наука, 1976. — С. 298—305.

Я уже указывал (НМ Kial 35-36), что тюркский этноним чăваш 'чуваш' идентичен с волжско-тюркским словом živaš 'спокойный, скромный, мирный'. То же следует сказать и о киргизском родовом названии živaš = чăваш. У нижних кумадинцев есть род чабаш 'мирный, миролюбивый, медленный'. Все три последних имени принадлежат к одной семантической группе, представляя собой своеобразные прозвища.

Почему сейчас мы называемся чувашами?

Мордовка, черемиска, чувашка, финн

Недавно читал лекцию по истории предков чувашей, но перед этим решил опросить группу молодых людей по предмету курса. Задал простой вопрос: «Кто такие чуваши, и что вам известно об их истории?» От группы в 30 человек я услышал сплошные «не знаю» и лишь одну робкую попытку, звучащую как «были какими-то дикарями». Но я их не виню, потому что прекрасно понимаю причины подобной безграмотности. Сегодня мы постараемся поговорить об истории чувашского народа. Разумеется, формат накладывает свои ограничения, а потому тема будет конкретная — история нашего самоназвания, или «почему мы называем себя чувашами?»

История чувашей в их этнонимах

Таким образом, этноним чуваш прошел длинный исторический путь трансформации в виде сепер (себер) ^ сывыр (савар) ^ савир (савар, сапир, сабир) ^ сувар (сувас, суван) ^ суваш ^ чаваш (t’savas). Такова судьба этнонима чуваши в лабиринтах времени. Как видим, вопреки расхожему мнению, что этнонимы не могут быть надежным источником в исследованиях по этногенезу, они отражают подлинную историю народа и даже указывают на хронологическую последовательность судьбоносных событий.

Этимология этнонима «чуваш»

Тяглое нерусское население местного происхождения обычно называлось «чювашами», а нерусское население западных областей — «латышами». Крестьянские дворы (русские крестьяне) в хозяйствах феодалов указываются отдельно от «чювашских» и «латышских».
— Писцовая книга Казанского уезда 1602—1603 годов: публ. текста / Сост. Р. Н. Степанов, статьи Ермолаева И. П., Степанова Р. Н. — Казань : Изд-во Казан. ун-та, 1978. — С. 17—18.

Термин «ясачная чуваша» фиксировал сословную принадлежность: наименование «чюваша» (šüäš), по авторитетному заключению лингвиста Р. Г. Ахметьянова, обозначало «пахаря, земледельца».
— Татары. — М.: Наука, 2001. — С. 104—105.

Этноним чуваши в лабиринтах времени

Есть утвердившееся мнение, что предки чувашей известны как савиры / сувары [Булатов, Димитриев 1962: 226—236; Егоров 1988: 3—18; Таймасов 2001: 7—33; Николаев 2005: 120, 292—293]. Этот тезис остается открытым для обсуждения, но в любом случае он содержит достаточную почву для историко-филологических разысканий.

Историко-этимологический аспект самоназвания бесермян

Представляется весьма вероятным и логичным, что волжские булгары, а позднее и казанские татары, подразделяли подчиненное им немусульманское население на «мирных» и «немирных» инородцев — «чувашей» и «черемисов». Таким образом в разряд «мирных», т. е. чувашей, совершенно законно попало население правобережья Волги — Горной стороны (предки нынешних чувашей), а также немусульманское население Заказанья, Арской земли — чуваша арские. Население этого последнего района в этническом плане и в волжско-булгарскую, и в золото-ордынскую эпохи, и в эпоху Казанского ханства было, по всей видимости, весьма пёстрым. Наряду с булгарским и кипчакским населением, исповедовавшим ислам, здесь проживали и тюркоязычные немусульманские группы, говорившие, вероятно, на языке, близком современному чувашскому, а также предки южных удмуртов и бесермян. Всю совокупность этого подвластного и платившего подати попеременно Волжской Булгарии, Золотой Орде и Казанскому ханству мирного земледельческого населения булгары и кипчаки именовали «чувашами». Переселившись на Чепцу, предки бесермян принесли туда с собой и это своё старое название.

Очерк истории этнонима «татар» в Волго-Уральском регионе

Итак, первоначальный этноним «татар» — самоназвание группы центральноазиатских племен — в 13 в. приобретает социальное значение. В 13—17 вв. соционим «татар» в Золотой Орде и образовавшихся после ее распада татарских государствах обозначает надплеменную, надэтническую прослойку военно-служилой знати. В результате политики ослабления военно-служилой знати («татар») Волго-Уральского региона, проводившейся российским правительством во 2-й половине 16 — начале 18 вв., значение социально престижного термина «татар» претерпевает изменения и постепенно вновь принимает черты этнического самоназвания, но уже новой этнической общности — тюрко-мусульманского населения Среднего и Нижнего Поволжья, Приуралья и Сибири.

Этнонимы народов золотоордынского Поволжья по данным персидских источников XIII — перв. пол. XV вв.

Обширный Поволжский регион в силу своего выгодного географического положения с давних времен занимал особое место в исторических судьбах Евразии. Являясь связующим звеном между Востоком и Западом, он стал ареной активных межэтнических контактов между кочевым миром степей и оседлым населением региона.

Страницы

Subscribe to RSS - Этнонимика