Этнонимы

Немет Ю. К вопросу об аварах

Немет Ю. К вопросу об аварах / перевод с немецкого И. Г. Добродомова. // Turcologica. К 75-летию академика А. Н. Кононова. — Л.: Наука, 1976. — С. 298—305.

Я уже указывал (НМ Kial 35-36), что тюркский этноним чăваш 'чуваш' идентичен с волжско-тюркским словом živaš 'спокойный, скромный, мирный'. То же следует сказать и о киргизском родовом названии živaš = чăваш. У нижних кумадинцев есть род чабаш 'мирный, миролюбивый, медленный'. Все три последних имени принадлежат к одной семантической группе, представляя собой своеобразные прозвища.

Почему сейчас мы называемся чувашами?

Мордовка, черемиска, чувашка, финн

Недавно читал лекцию по истории предков чувашей, но перед этим решил опросить группу молодых людей по предмету курса. Задал простой вопрос: «Кто такие чуваши, и что вам известно об их истории?» От группы в 30 человек я услышал сплошные «не знаю» и лишь одну робкую попытку, звучащую как «были какими-то дикарями». Но я их не виню, потому что прекрасно понимаю причины подобной безграмотности. Сегодня мы постараемся поговорить об истории чувашского народа. Разумеется, формат накладывает свои ограничения, а потому тема будет конкретная — история нашего самоназвания, или «почему мы называем себя чувашами?»

Этимология этнонима «чуваш»

Тяглое нерусское население местного происхождения обычно называлось «чювашами», а нерусское население западных областей — «латышами». Крестьянские дворы (русские крестьяне) в хозяйствах феодалов указываются отдельно от «чювашских» и «латышских».
— Писцовая книга Казанского уезда 1602—1603 годов: публ. текста / Сост. Р. Н. Степанов, статьи Ермолаева И. П., Степанова Р. Н. — Казань : Изд-во Казан. ун-та, 1978. — С. 17—18.

Термин «ясачная чуваша» фиксировал сословную принадлежность: наименование «чюваша» (šüäš), по авторитетному заключению лингвиста Р. Г. Ахметьянова, обозначало «пахаря, земледельца».
— Татары. — М.: Наука, 2001. — С. 104—105.

Этноним чуваши в лабиринтах времени

Есть утвердившееся мнение, что предки чувашей известны как савиры / сувары [Булатов, Димитриев 1962: 226—236; Егоров 1988: 3—18; Таймасов 2001: 7—33; Николаев 2005: 120, 292—293]. Этот тезис остается открытым для обсуждения, но в любом случае он содержит достаточную почву для историко-филологических разысканий.

Историко-этимологический аспект самоназвания бесермян

Представляется весьма вероятным и логичным, что волжские булгары, а позднее и казанские татары, подразделяли подчиненное им немусульманское население на «мирных» и «немирных» инородцев — «чувашей» и «черемисов». Таким образом в разряд «мирных», т. е. чувашей, совершенно законно попало население правобережья Волги — Горной стороны (предки нынешних чувашей), а также немусульманское население Заказанья, Арской земли — чуваша арские. Население этого последнего района в этническом плане и в волжско-булгарскую, и в золото-ордынскую эпохи, и в эпоху Казанского ханства было, по всей видимости, весьма пёстрым. Наряду с булгарским и кипчакским населением, исповедовавшим ислам, здесь проживали и тюркоязычные немусульманские группы, говорившие, вероятно, на языке, близком современному чувашскому, а также предки южных удмуртов и бесермян. Всю совокупность этого подвластного и платившего подати попеременно Волжской Булгарии, Золотой Орде и Казанскому ханству мирного земледельческого населения булгары и кипчаки именовали «чувашами». Переселившись на Чепцу, предки бесермян принесли туда с собой и это своё старое название.

Очерк истории этнонима «татар» в Волго-Уральском регионе

Итак, первоначальный этноним «татар» — самоназвание группы центральноазиатских племен — в 13 в. приобретает социальное значение. В 13—17 вв. соционим «татар» в Золотой Орде и образовавшихся после ее распада татарских государствах обозначает надплеменную, надэтническую прослойку военно-служилой знати. В результате политики ослабления военно-служилой знати («татар») Волго-Уральского региона, проводившейся российским правительством во 2-й половине 16 — начале 18 вв., значение социально престижного термина «татар» претерпевает изменения и постепенно вновь принимает черты этнического самоназвания, но уже новой этнической общности — тюрко-мусульманского населения Среднего и Нижнего Поволжья, Приуралья и Сибири.

Этнонимы народов золотоордынского Поволжья по данным персидских источников XIII — перв. пол. XV вв.

В результате монгольских завоеваний XIII в. происходит радикальная перекройка этнической карты Евразии. Поволжье становится политическим и культурным центром обширного государства — Улус Джучи или Золотой Орды. Процесс его создания сопровождался масштабными перемещениями народов, что привело к преобладанию тюркского кочевого населения, относительно быстро ассимилировавшего пришельцев — монголов. Указанные исторические события, безусловно, не могли не повлиять на этническую историю народов Поволжья и, соответственно, на их этнонимическую номенклатуру.

К вопросу о происхождении самоназвания бесермян

Среди существующих на сегодняшний день гипотез о происхождении этнонима чуваш наиболее обоснованной, на мой взгляд, является та, что возводит данный этнический термин к общетюркскому нарицательному слову со значением «мирный, тихий, спокойный, смирный». Такая трактовка, кроме прочего, хорошо согласуется с мирным, неагрессивным характером и поведением чувашей, отличавшим в историческое время этот народ от их воинственных соседей-марийцев. Наиболее же вероятным предположением о происхождении поволжско-тюркского названия марийцев (тат. чирмеш, чув. çармăс) выглядит гипотеза о его связи с тюркским корнем *čer- ‘сражаться, воевать’. Из этого же поволжско-тюркского источника происходит, по-видимому, и старое русское название марийцев — черемисы.

Этноним «татар» во времени и пространстве

В интеллигентской среде волжских и крымских татар с началом горбачевской перестройки стал обсуждаться старый вопрос об отказе от этнонима татар (см.: 1). Волжские татары хотели бы возродить древнее имя своих предков — булгар (2—4), а крымские татары хотели бы называться кырымлы по имени своей родины (5; 6). Этнонимы булгар и кырымлы свидетельствовали бы об автохтонности этих народов на земле Татарстана и в Крыму, где они сформировались и являются коренными. К отказу от этнонима татар интеллигенцию побуждало одностороннее и превратное изложение в научных трудах и в школьных учебниках истории и литературы отношений Киевской Руси с половцами и Московского государства с Золотой Ордой и возникшими после её распада татарскими ханствами с позиций российской великодержавной политики, которая проводилась и в советский период нашей истории.

Татары: этнос и этноним

В книге в популярной форме освещается история этнонима «татары», его развитие в различные периоды в прошлом, подвергаются критике антинаучные концепции и практика в его применении.
Книга рассчитана на историков, широкий круг научной общественности и читателей.

Subscribe to RSS - Этнонимы