Фолк-хистори

Веды. Веды Руси: Велесова книга. Ярилина книга. Белая Крыница. Веды Булгар: Летопись Волжской Булгарии. Веда славян

Книга Вед содержит летописи, ведические сказания и эпос Древней Руси, Волжской Булгарии, а также Болгарии Балканской и делится на «Веды Руси» и «Веды Булгар».
«Веды Руси» содержат «Велесову книгу» — священное писание славян IX века; «Ярилину книгу — русколанскую летопись, повествующую об истории Русколани, или Руси Аланской, конца III — начала IV века н.э.; также «Белую Крыницу» — свод древнерусских песен и тризн Златояра и Бояна, повествующих о Временах Бусовых.
«Веды Булгар» содержат булгаро-татарскую летопись начальных времён: от прародителей и Времён Бусовых до Владимира Святославича. Также в свод входит болгаро-помакская «Веда словена» («Златая книга Коляды» и «Книга Родовичей»), представляющая эпос родопских болгар-помаков, переселившихся на Балканы с Волги.

Дар Минотавра

Сергеев Э. М. Дар Минотавра

Ногай, ногаи и ногайцы

В самом деле, Ногайская Орда как государственное образование возникла в конце ХIV — начале ХV вв. Создавалась она напряженной деятельностью не менее великого темника, чем Ногай, темника из мангытов Идегея. Вот и спрашивается: кто уже помнил умершего почти 100 лет назад Ногая и почему орда не взяла себе название по имени еще живого тогда лидера — Идегея? Ведь Идегей — гордость ногайского и татарского народов и теперь. О нем сложился народный эпос, от него берут начало все известные в истории ногайские беклярибеки. Почему бы им не взять в качестве самоназвания этноним «идегейцы»? Звучало бы не менее эффектно.

Позывные вечности в истории

Самое же интересное, пожалуй, в том, что в такое время ислам принимали целыми поселениями чуваши, марийцы, удмурты, мордва и даже русские (Материалы по истории Татарии, с. 235). Надо полагать, это были такие русские населенные пункты, жители которых владели татарским языком, а сами поселения находились в окружении татарских деревень. Ну, а отдельным русским семьям, особенно ремесленникам (кузнецам, пимокатчикам и др.), жившим непосредственно в татарских общинах, как говорится в таких случаях, сам Бог велел.

Христианство в тюркском мире

Христианство в «Диком поле» — так назывались в русских летописях степные и лесостепные пространства юго-восточнее Киевской Руси — имело довольно глубокие корни. Мурад Аджиев, автор книги «Полынь половецкого поля» (М,1994), вокруг которой было столько разговоров, даже считает, что именно кипчаки-степняки были первыми христианами в Восточной Европе. Это, конечно, спорно. Но вот то, что целые тюркские государства (например, кимаков и кераитов) в Центральной Азии, население которых позже было подхвачено волной завоевательных походов Чингисхана, уже в VIII—X вв. были официально христианскими,— от этого исторического факта никуда не уйти. История христианства среди предков татар берет начало с V—VI вв. в Прикаспии, когда они вместе с другими кавказскими народами входили в Православные Церкви Зихии и Алании.

Нагайбаки — гвардейцы Сеюмбеки

Или, попробуйте, например, сказать современному татарину-«булгаристу», особенно выходцу из среды отпавших* от христианства, что он тоже в сущности ногай, а его изначальное самоназвание — керешен, т. е. житель гор, горец. Он даже слышать про это не захочет, с порога отметет идею...

Историческое прошлое как фактор национальной мобилизации

Особенно активной попытка переосмыслить татарскую историю и через это раздробить единую татарскую нацию были предприняты в 1940-е годы, когда после печально знаменитого постановления ЦК ВКП(б) от 9 августа 1944 г. и особенно после научной сессии по происхождению татарского народа (25-26 апреля 1946 г.), когда данная концепция была основательно отредактирована и научно разработана. Важнейшим периодом татарской истории был признан булгарский, а история Золотой Орды стала рассматриваться как малозначимый и «внешний» для татарской истории, в большинстве советских исторических трудов стала утверждаться прямая и непосредственная преемственность между булгарами и татарами. Однако основная проблема была не в самом факте подобного отождествления (сама по себе методика прямолинейного сопоставления средневекового этноса и современной нации достаточно сомнительна), а в насильственных партийно-административных методах ее утверждения[28]. Позднее, с периода «оттепели» (конец 1950-е гг.) и до «перестройки» (конец 1980-х гг.) булгаристская концепция, пользовавшаяся официальной поддержкой и активно разрабатывавшаяся в советской историографии, приобрела вид научной концепции и стала основой для написания учебников истории для школ и вузов, базовых научных трудов. Но уже в конце 1980-х годов наметился ее кризис, а в 1990-е она просто развалилась, не выдержав напора новых фактов и концепций. Сейчас подобные представления стали достоянием маргинализованных групп активистов, как правило, очень далеких от научной этноистории.

К вопросу о булгарском алфавите

На сегодняшний же день представляется, что ни южно-болгарская (кириллица), ни арабская, ни руническая графики не являются адекватными решениями. Таким образом, речь может идти только о введении латинского алфавита. Модель латинского алфавита является продуктивной также и потому, что в этой области существуют позитивные примеры решения указанной проблемы, такие как создание западными учеными латинских алфавитов для ранее неписьменных народов, и — гораздо менее известный факт — опыт перехода на латинскую графику немцев, которые до этого писали на готике. Почти никто не заметил этого перехода, в том числе и сами немцы, которые, кстати говоря, несколько лет назад начали очередную реформу орфографии, в целях упрощения пользования родным языком в эпоху «общества знания».

Свиное ли озеро Кабан?

Отсюда можно сделать и предварительные выводы о том, что татаро-монголы во время своего первого появления на юге Восточной Европы никак не могли встречаться с населением низовий Камы. И очевидно там никакого государства камских болгар тогда не существовало.

О путях неизведанных

Чётко представляю себе все трудности, которые предстоит преодолеть на пути к истине. Когда введенные в заблуждение длительной пропагандой «булгарской теории» очень многие, если не большинство, из моих соплеменников склонны видеть в себе потомков летописных булгар, прямо скажем, очень сложно связать их историю с судьбой «каких-то» ногайцев, у которых сегодня нет ни государственности, ни сколь-нибудь определенной территории компактного проживания, ни высокоразвитой современной культуры. Сегодняшний татарин — «булгарист», конечно же, не будет в восторге, когда узнает, что собственно ногайцы (т. е. та часть населения бывшей Золотой Орды, которая добровольно вошла в состав ногаев и взяла в качестве этнического самоназвания былой социальный термин) утвердилась в исламе только в конце ХVIII — начале ХIХ вв. И навряд ли он безоговорочно согласиться принять их в качестве прямых и самых близких родственников. Мифические булгары покажутся ближе. Пусть последние не являлись огузо-кипчаками, — скажут наиболее из ортодоксальных «булгаристов», пусть будут кем угодно, зато они еще в начале Х века, а может быть и раньше, приняли мусульманство!

Страницы

Subscribe to RSS - Фолк-хистори