Галина Дроздова

Больше-Меминский могильник

Исследование языческих позднесредневековых могильников XVI—XVIII вв., расположенных на территории Татарии, длительное время оставалось вне поля зрения исследователей. Дореволюционная этнографическая литература была основным источником по материальной и духовной культуре языческих народов, проживающих на этой территории, зачастую она носила противоречивый характер. В связи с этим, в настоящее время возникла необходимость введения в научный оборот археологических материалов по истории инородцев XVI—XVIII вв. Больше-Меминский могильник является одним из первых памятников, давших массовый археологический материал для исследования.

Погребальный обряд народов Волго-Камья XVI—XIX веков по археологическим и этнографическим материалам

Сопоставительный анализ погребального обряда чуваш, марийцев и татар по археологическим и этнографическим данным позволил придти к следующим выводам: 1. Погребальный обряд чувашского, марийского и удмуртского народов включает в себя много общих элементов, имеющих видимо, истоки в древней культуре поволжских финнов (небольшая глубина могильных ям, отсутствие фобов, захоронение умерших на лубяной или войлочной подстилках, наличие угольной подсыпки на дне могил, северная ориентация умерших, набор погребального инвентаря и украшений, облом кончиков ножей и т. д.). Наличие некоторых несущественных отличий не в состоянии изменить общей картины в целом. 2. Сопоставление чувашского погребального обряда с языческим и мусульманским обрядами волжских булгар свидетельствуют об их отличии. Погребальные обряды этих народов не имеют в своей основе общих элементов и их развитие шло различными путями. 3. Приведенные археологические и этнографические параллели убедительно указывают на сохранение в погребальном обряде чуваш генетических связей с финно-язычными народами и прежде всего с марийцами. 4. Видимо поволжско-финский компонент, близкий к марийскому, сыграл большую роль в формировании погребального обряда чувашского народа и в его этногенезе в целом. 5. Высказывания некоторых чувашских исследователей о мусульманстве на территории Чувашии не являются на наш взгляд убедительными и не подтверждаются археологическими и этнографическими материалами. 6. Дальнейшее изучение погребальных памятников на территории Чувашии, в частности могильников второй половины I—II тысячелетий н. э., позволит в дальнейшем полнее выявить роль тюркоязычных и финноязычных этнических компонентов в формировании чувашского народа.

Subscribe to RSS - Галина Дроздова