Христианство

Новое мифотворчество в современной исторической науке

Когда нет хлеба, то хочется зрелищ, когда всем плохо — хочется чуда. Эта почва всеобщего недовольства и всеобщего ожидания лучшего наиболее благоприятна для усвоения и даже развития того, что мы назовем мифом. Не зря же А. Ф. Лосев в качестве диалектической формулы вывел, что «миф есть в словах данная чудесная личностная история». Т. е. миф — есть по происхождению явление изустное (хотя бы первоначально), по форме — чудесное, по изложению — личностное (субъективное).

Христианская культура средневековой Аварии (VII—XVI вв.) в контексте реконструкции политической истории

Спустя два года вышеописанных событий состоялось сокрушительное нашествие хазар на Закавказье. По предположению А. П. Новосельцева — принятие Алп-Илутвером христианства было враждебно встречено основной частью хазарской знати. В последующее время, вплоть до 30-х г. VIII в. нет никаких известий о попытках изменения религии хазар. По мнению Артамонова М. И., обращение князя гуннов Алп-Илутвера было только эпизодом, не сыгравшим сколько-нибудь заметной роли в религиозной жизни страны гуннов, хотя распространение христианства, начавшееся раннее этого эпизода, несомненно продолжалось и после него. И, несмотря на определенные успехи христианских миссионеров, чья деятельность находит наиболее яркое конкретное воплощение в остатках верхнечирьюртовских церквей VII в., христианство не стало официальной религией каганата.

Кряшены и татары: некоторые данные по сравнительной характеристики быта

Кряшены больше, чем татары, сближаются также с соседними финскими народностями и с чувашами, ибо эти влияния у них не затемнены позднейшими мусульманско-восточными влияниями и скорее характеризуют прежние отношения народностей в крае, когда ислам еще не проникал так полно в быт народности, а влияние соседей, связанных с татарами общностью хозяйственных форм, возможных в крае, было с самого начала появления турок в В.-Камском крае и является, по-видимому, наследством более древних культур края. Не унаследовали кряшены и торговых навыков, которые проникли в татарские массы уже в русскую эпоху, вместе с горожанами из разрушенных городских центров, в которых они культивировались благодаря выгодным торговым путям. Эти пути связывали татарскую буржуазию особенно прочными узами с мусульманским Востоком, культура которого уже в русскую эпоху была объявлена верхами татарского общества национальной культурой. Ею то и пропитала татарская буржуазия широкие татарские массы, создавая центры образования в гуще татарских деревень, но она не коснулась кряшен, в то время уже оторванных. Формальное же отношение миссионеров к новой пастве и её быту дало то, что кряшены сохранили свой быт целиком и могут до известной степени служить живым остатком того быта, который имели широкие татарские массы до русского завоевания.

Subscribe to RSS - Христианство