Ислам

Новое мифотворчество в современной исторической науке

Когда нет хлеба, то хочется зрелищ, когда всем плохо — хочется чуда. Эта почва всеобщего недовольства и всеобщего ожидания лучшего наиболее благоприятна для усвоения и даже развития того, что мы назовем мифом. Не зря же А. Ф. Лосев в качестве диалектической формулы вывел, что «миф есть в словах данная чудесная личностная история». Т. е. миф — есть по происхождению явление изустное (хотя бы первоначально), по форме — чудесное, по изложению — личностное (субъективное).

Глава 3. Этапы внедрения многобожия

Знай, брат мой, что распространение многобожия и его наступление идет на наших землях полным ходом. При этом мы молчим и не предпринимаем ничего для того, чтобы остановить его и разъяснить людям его суть, опасность и направление, с которого оно надвигается.

Оживление языческих обрядов Булгара — начало конца татарского народа

...эта работа представляет из себя письменный вариант серии лекций "Приближение к ширку и отдаление от таухида в Булгаре", с серьезными дополнениями, включением некоторых новых глав и небольшими исправлениями.

Поволжье в составе Золотой Орды

Монгольское завоевание в XIII в. кардинально изменило естественный ход истории не только в Поволжье, но и в евразийском и африканском цивилизационном массиве. Мусульманский мир, потерявший к этому времени былое могущество, не смог защититься сам, тем более не смог защитить свои окраины, к каковым относилось Среднее Поволжье. Поскольку Волжская Булгария находилась в отдалении от центра этого мира, возможности для объединения с единоверцами были ограничены. Надвигающаяся с востока опасность заставила булгар искать союза с русскими княжествами, который был крайне ненадежным. После потери самостоятельности в 1236 г., волжские булгары в дальнейшем оказались в орбите нового политического союза — Золотой Орды, где в силу обширности территорий объединялись многие народы.

Страсти по Болгару: мифы против истории

В нашей жизни много чудного, непонятного и удивительного. Если бы кто-то сказал мне лет двадцать назад, что на государственном уровне серьезные политики будут обсуждать учреждение праздника в честь принятия ислама в России, новое рождение «Булгаристана», я бы не поверил. Это было слишком даже для такого переломного времени, как начало девяностых годов. Но ошибся бы, в последнее время праздники и памятные даты сыплются на нас как из рога изобилия.

Паломничество в Булгары является харамом, — М. Бибарсов

Мукаддас Аббасович БибарсовОбщеизвестно, что татары — уже давно сформировавшаяся единая нация. В нас, наверняка, течет и булгарская, и кипчакская, и хазарская кровь, но если говорить о булгарах, то у чувашей имеется гораздо больше прав считать себя их потомками, но тем не менее, мы не слышим подобных заявлений.

В Татарстане поставили памятник сподвижникам пророка Мухаммеда

Несмотря на явное противоречие фактам (волжские болгары только появились этих краях в конце 7 века, а сам пророк Мухаммед в 632 году уже умер), стараниями татарских историков были определены не только имена легендарных персонажей, но и указано место возможной могилы одного из них — «возле малого минарета Болгарского городища». Как сообщает официальное агентство «Татар-информ», памятный знак представляет собой восьмиугольную плиту, на которой воздвигнута арка. На ее опорах на татарском, русском, английском и арабском языках указаны имена трех сахабов, а сам знак увенчан рельефным изображением чалмы, посоха и пера. «Эти три предмета — подарок пророка Мухаммеда — принесли сахабы с собой в Волжскую Булгарию», — живописует агентство.

Институт археологии нужен!

Мы не можем также согласиться с утверждением И. Измайлова о том, что «булгарский ислам не имеет никакого отношения к исламу в Золотой Орде», что он якобы «вовсе не был толерантным», а отличался «воинствующим прозелитизмом». С восхищением пишем о толерантности в Тюркском, Хазарском каганатах, Золотой Орде. А почему в Волжской Булгарии, хронологически занимающей промежуточное положение между ними, она должна отсутствовать? Это не поддается никакой логике. Всего лишь два года тому назад И. Измайлов писал: «Во многом благодаря влиянию булгарских миссионеров ислам сумел завоевать прочные позиции в Золотой Орде» (Измайлов И., Хамидуллин Б. Ислам в Золотой Орде. — Казань, 2008. — С. 30). Появились что ли другие факты, отрицающие данное утверждение? Мы не имеем достаточного количества источников для характеристики булгарского ислама как воинствующего.

Булгаризм возрождается

Искандер Измайлов: По нашим исследованиям получается, что булгарский ислам не имеет никакого отношения к исламу в Золотой Орде. Когда пишут, что Волжская Булгария была удивительно прекрасной, толерантной страной, а ее жители дружили со всеми подряд — все это сказки XVIII—XIX века. Когда Екатерина II начала свои реформы, татарам нужно было доказать, что они не имеют никакого отношения к диким кочевникам, они, мол, мирные, тихие люди. С другой стороны, российская историография считала, что булгары — «мирное, кроткое население, как современные чуваши».

Три сподвижника

Впечатления от праздника омрачило одно обстоятельство — это пропаганда булгаризма, прозвучавшая с высоких трибун. Не хотелось бы думать, что и такое светлое событие, как открытие мечети, было в спекулятивной форме использовано как пропаганда перед предстоящей переписью населения, и повторить слова муфтия Чувашской Республики Альбира Крганова: «Мы — татары, и весь наш народ — татары!».

Страницы

Subscribe to RSS - Ислам