История

История чувашского народа: савирская гипотеза

Салмин А. К. История чувашского народа: савирская гипотезаВ работе доктора исторических наук, ведущего научного сотрудника Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунтскамера) РАН А. К. Салмина на основе последних достижений этнонимики, истории, географии, этногеномики, антропологии, археологии, религии, языка и этнографии представлена савирская гипотеза происхождения чувашского народа.

Сувары возвращаются. Исполнился год первой суварской свадьбы

28 декабря 2012 года в загсе Калининского района г. Чебоксары был зарегистрирован брак между Дмитрием Мадуровым и Русалиной Селентай. Брак как брак. От всех остальных его отличало лишь то, что в графе «национальность» молодожены указали себя суварами. Сейчас, год спустя, у них растет уже двухмесячный сын Терентий, а сам Дмитрий, археолог, историк, кульутролог, кандидат искусствоведения, охотно рассказывает «преданья старины глубокой» — о том, как появились и куда пропали сувары и прочие народы, некогда населявшие государство Нухрат Пулхар (Серебрянную Булгарию — настоящее название Волжской Булгарии).

Переднеазиатско-чувашские культурные параллели

 Шумерское изображение молящегося человека III тыс. до н. э.Основная сложность в изучении истории чувашского народа связана с тем, что, по сути, начавшая формироваться супернация Серебряной (Волжской) Болгарии в период монголо-татарской экспансии сократилась до уровня этноса. Дееспособная часть болгар была либо уничтожена физически, либо была смещена со своих доменных территорий с плодородными землями в леса, а оставшаяся часть, полностью утратив свою культуру, растворилась в кипчакской и славяно-финно-угорской среде (Татищев. 1995. С. 242). По сведениям ад-Димашхи, не различавшего булгар от кыпчаков-половцев и кипчаков-татар, — «в древности это государство было страною кипчаков (у которых столица Булгар), но когда им завладели татары (монголы), то кипчаки сделались их подданными. Потом они смешались и породнились с ними, и земля одержала верх над природными и расовыми качествами их и все они стали точно кипчаки, как будто они одного (с ними) рода, оттого, что монголы поселились на земле кипчаков, вступали в брак с ними и оставались жить в земле их» (Тизенгаузен. 1884. С. 235).

История чувашского (суварского) народа

Тольяттири ушкăнĕ «Хавал» пăхма сĕнет.

Историческая география города Казани и его предместий в XVI—XVII вв.

Столица татарского ханства была окружена слободами и деревнями, которые сыграли специфическую роль в становлении Казани как главного города региона, выполняя определенную хозяйственно-экономическую функцию. Большинство этих поселений располагалось на берегах рек и озер - Казанки, Булака, Ноксы, Дертюли, Киндери, Ички Казани, Кабан и других водоемов — благо, город и его окрестности были богаты ими. Такое расположение было продиктовано, в первую очередь, экономическими интересами. Ареал расположения селений, большая часть которых принадлежала ханам, к северу и востоку от Казани. Наше исследование показало, что населенные пункты в предместьях города, за исключением Армянской слободы, были татарскими, жители которых занимались производством ремесленных изделий, земледелием, скотоводством, побочными промыслами. Жители таких поселений, как Бишбалта, Кураишева слобода, стали специализироваться в производстве промышленных изделий. На восточном побережье озера Нижний Кабан процветала торгово-ремесленная слобода армян. Тезисы о существовании небольшого русского населенного пункта в районе Зилантовой горы и чувашских поселений в окрестностях Казани не подтверждаются.

Письмо чувашского народа Великому Сталину

Письмо чувашского народа Великому Сталину. — Чебоксары: Чувашиздат, 1937. — С. 56.
С самых давних дней Булгарских,
В боевом любом походе,
В пораженьях и победах
Мы мечтали о свободе.

Враг в минувшие столетья
Был не раз разгромлен нами.
Все же, даже побеждая,
Оставались мы рабами.

Subscribe to RSS - История