Леонид Таймасов

Эрбина Никитина: Леонид Таймасов: «Важно стать профессионалом, но еще важнее — быть Человеком»

Таймасов Леонид АлександровичВзять хотя бы историю Чебоксар. Официально за точку ее отсчета берется первое упоминание города в русской летописи — 1469 год. Но я сторонник тех, кто утверждает, что Чебоксары — более ранний город. В их числе — крупный археолог Ф. В. Каховский и патриарх чувашской истории В. Д. Димитриев. Я сам, будучи студентом, участвовал в археологических раскопках на территории старой части Чебоксар (где сейчас Залив), и мы обнаружили много любопытных вещей, которые датировались XIII-XV веками.
Упоминание города, в котором переночевали русские воины во время похода на Казань, означает, что город уже был — не воины же его основали! Археологические находки свидетельствуют, что город появился еще в XIII веке. На карте Фра-Мауро, напечатанной в 1459 году, указывается город Веде-Сувар. Для знающих чувашский язык понятно, что речь идет о Вăта Сувар (Средний Сувар) или в значении "вӗтӗ" — Малый Сувар. Город был, и основали его либо переселенцы из Сувара, подвергшегося разорению монголо-татарами, либо торговцы-сувары — как торговую факторию на Волге. Во всяком случае известно, что значительная часть болгаро-сувар переходила на правый берег Волги и основывала здесь свои поселения.

Весна народов: этнополитическая история Волго-Уральского региона: Сборник документов

Отчеты епархиальных архиереев в Синод являются важным источником изучения деятельности православной церкви в России. В настоящее время они хранятся в фондах Российского государственного исторического архива (РГИА, С. -Петербург) : ф. 796 — Канцелярии Синода, ф. 797 — Канцелярии обер-прокурора Синода. Также их копии имеются в фондах епархиальных консисторий, в данном случае это ф. 4 — Национального архива Республики Татарстан. Указом Синода от 1737 г. всем епархиальным властям предписывалось строго следить за религиозно-нравственным состоянием паствы, отмечать возникновение в народе различного рода суеверий, толков и два раза в год доносить высшему духовному начальству о состоянии епархий*. В дальнейшем неоднократно вносились дополнения в порядок архипастырских донесений. Тринадцатого сентября 1785 г. Синод предписал читать во всех церквях поучения, о чем следовало сообщать в высшее церковное ведомство**. Указ 17 марта 1828 г. требовал личного обозрения главами епархий состояния приходов, церквей, монастырей и др. *** Указом Синода от 21 октября 1847 г. была утверждена единая форма ежегодных отчетов архиереев, которая без особых изменений сохранилась вплоть до 1917 г. ****

Христианское просвещение нерусских народов и этноконфессиональные процессы в Среднем Поволжье в последней четверти XVIII — начале XX века

Значительную массу крещеных следует отнести к «колеблющимся христианам». Они не имели прочных религиозных ориентиров, выполняли церковные таинства и обряды не по убеждению, а из боязни попасть в немилость властей, в то же время придерживались традиционных верований. Могли после церковного богослужения посетить священные рощи и сделать жертвоприношение киремети или языческим богам. Именно по поводу веры представителей этой группы в науке закрепилось понятие «двоеверие». И, наконец, следует сказать о не менее представительной группе крещеных, которые, называясь православными, отпали в язычество или ислам.

Subscribe to RSS - Леонид Таймасов