Летописи

Подлинная о казанском походе запись Царственной книги 1552 года и сказание князя Курбского о покорении Казани

И какъ Государь пошелъ съ стану, и туто его Государя встрѣтили съ Свіяги Воеводы его Государевы; а шли Воеводы на три полки; въ полку Воеводы и бояре, которые тое весны на Свіягу пришли, Бояринъ и Воевода Князь Александръ Борисовичь Горбатой, да Бояринъ и Дворецкой Данило Романовичь Юрьевъ, да Воевода Борисъ Ивановичь Салтыковъ; да годовые Воеводы съ Свіяги, Бояринь и Воевода Князь Семенъ Ивановичь Микулинской, да Бояринъ Князь Петръ Семеновичь Серебреной, да Окольничей Ѳедоръ Григорьевичь Адошевъ, да Воевода Князь Ѳедоръ Борисовичь Ромоданвской; а съ ними дѣти Боярскіе всѣ, кои съ тѣми Воеводами были; а въ третіемъ полку многіе горніе люди, Князи, и Мурзы, и Казаки, и Черемиса, и Чуваша.

Патриаршая или Никоновская летопись

И Магмет с товарищи государю били челом ото всей Горние стороны, от князей и мурз и сотных князей и десятных и Чювашей и Черемисы и казаков, чтобы им государь гнев свой отдал, а велел бы у Свияжьского города были;...
Казанцы же вывезли на них из города пушки и пищали да учяли на них стреляти, и горние люди Чюваша и Черемиса дрогнули и побежали; и убили у них Казанцы человек со сто, а с пятьдесят живых поимали.
.., а иным Чюваш и Черемис камчяты и отласные, а молодым отнорядкы и сукна и шубы бельи; а всех государь пожаловал доспехы и коними и деньгами.
...а въ третіемъ полку многіе горніе люди, Князи, и Мурзы, и Казаки, и Черемиса, и Чуваша.

История о Казанском царстве

...двѣ бо черемисы в Казанской области, языки ихъ три, четвертый же язык — варварский и той владѣяше ими... — Горная черемиса — чуваши, населявшие гористый правый берег Волги; луговая черемиса — марийцы, жившие по левому, низменному берегу Волги; кокшайская и ветлужская черемиса — марийцы бассейна р. Кокшаги и р. Ветлуги; третий народ, здесь не названный автором, упомянут им в другом месте (см. сноску 32) — «остяки» — т. е. удмурты; «варварский народ» — татары.

Летопись по Типографскому списку

Лѣта 7029, ноября 8, Троицкой Сергиева монастыря игуменъ Ияковъ оставилъ игуменство. Того же лѣта, февраля 2, поставленъ бысть у Троици въ Сергеевѣ манастырѣ игуменъ Порфирий. Того же лѣта, мая, прииде вѣсть великому князю Василью Ивановичю всея Руси, что Казанский сегить и вси князи Казанскиа и Татаровѣ и Мордва и Черемиса и Чюваши и всии люди Казанския земли измѣнили великому князю и взяли собѣ на царство Крымскаго царевича Саапъ Кѣрѣя, а посланнаго великимъ княземъ царя Шаагалия с царства збили. Онъ же прииде къ Москвѣ и с царицею по Волзѣ, правимъ казаки Касимовскими, которые отъ ѣхали въ поле государьское. И царь Шаагалѣй сопасилъ ихъ великому князю. А что былъ со царемъ Шаагалѣемъ отъ великого князя въ Казани сынъ боярьской Василей Бушма, Юрьевъ сынъ Поджегина, и того князи и всѣ люди Казанския земли поймали и злѣй смерти предали.

Ремезовская летопись по Мировичеву списку

24 статья. Во второе лето (своего воцарения, т.е. в 1564 г. – В.Д.) ехавъ Кучюмъ в Казань и дочь Казанского царя Мурата взятъ въ жену и с нею многихъ Чювашъ и абызъ и рускаго полону людей и приехавъ на Сибирку пребываше славно
61 статья. Октября въ 1 день изыдоша с Кучюмляны на брань до засеки в стругахъ и ту приступиша крепце, бияхуся с самемъ Кучюмомъ, хотяще взяти Чювашский градъ на горе Чювашской и ту засясти на зиму, да «пробудемъ в сидении сохранно», яко крепокъ бе Чювашский градъ окопми. И того дни бишася, и невредимы помощию великаго Бога проплывъ, вспять въ Атинской городокъ возвратишася и седоша ту.
64 статья. Оружия же не бе у Кучумлянъ, точию луки и стрелы, копия и сабли; бе же две пушки у Чювашъ; казацы жъ умолвиша голкъ ихъ; они же бросиша ихъ с горы в Ыртышъ. Стояще Кучюмъ на Чювашской горе и видевъ многое падение своихъ, зелно плакашеся самъ и вси погани, и повеле агуномъ и абызамъ своимъ вопити велми кумиромъ молитву свою, спяша бо боги ихъ; и безпомощенъ пребывъ и безчестенъ, нудимъ невидимою Божиею силою и помышля бежати; и бишася три дни безъ опочиву неотступно

Львовская летопись

И они, призывая бога в помощь, пошли ис Казани Арскою дорогою на высокую гору к засеке, а направо побережных лярдей по Чювашской дороге и по Нагайской и по Каме и по Меше послали воевати головы, а налево и вперед по тому же послали, и на многие места послали головы воевати и сами идучи на Арской и к Нурме, и на Уржум идучи, воевати и жгли во всех местах. И пришли воеводы на Уржум, от Казани 10 днищ ходу, а направе посылали и на Бережную сторону чювашскою дорогою головы и многих людей, и налево многие посылки, и дал бог, многие места воевали.

Subscribe to RSS - Летописи