Марийцы

История народов Волго-Уральского региона

В настоящем учебном пособии в краткой форме рассматривается история народов, издавна населяющих Среднее Поволжье и Предуралье: удмуртов, коми, мордвы, марийцев, татар, башкир, чувашей, русских и др. История названных народов обрисована как важнейшая часть истории нашего региона, а также как составная часть российской и всеобщей истории.

Марийский край в XIII—XVI веках: очерки по истории

В монографии на основе многочисленных источников и специальной литературы рассматривается история Марийского края, марийского народа и Среднего поволжья периода XIII—XVI вв. Дается очерк о славяно-русской колонизации Верхнего Поволжья, освещается история Средней Волги в период существования Золотой Орды и Казанского ханства. Много внимания уделяется русско-казанским отношениям и отражению их в судьбе марийского народа и других народов Поволжья

Чуваши и их соседи

Мы плохо знаем историю чувашского народа и мы почти ничего не знали бы, если бы мы не имели в руках такого мощного орудия, как языкознание. Так например, только средствами языкознания удалось выяснить, что чуваши являются потомками одного хорошо известного народа древности, а именно волжских булгар, и только средствами языкознания удалось установить, что чуваши с древнейших времен и до последнего времени оказывали сильное культурное влияние на своих соседей.

О волжских болгарах-чувашах

Еще до обоснования Н. И. Ашмариным теории болгаро-чувашской этнической и языковой преемственности И. Н. Смирнов отождествлял волжских болгар и чувашей и в своих монографиях указывал на значительное хозяйственное, политическое, культурное и языковое влияние болгаро-чувашей на финские народы Поволжья и Приуралья. Свидетельствами этого влияния являются заимствованные из болгарского языка в финские языки слова, соответствующие нынешнему чувашскому языку.

Марийцы

Марийцы выделились, как самостоятельный народ, из финно-угорских племен в 10 веке. За тысячелетие своего существования марийский народ создал неповторимую уникальную культуру.
В книге рассказывается об обрядах, обычаях, древних верованиях, о народном декоративно-прикладном творчестве, кузнечном ремесле, об искусстве песенников-сказителей, гуслярах, о народной музыке, включены тексты песен, легенд, сказок, преданий, стихи и проза классиков марийского народа и современных писателей, рассказывается о театральном и музыкальном искусстве, о выдающихся представителях культуры марийского народа.
Включены репродукции с наиболее известных картин художников-марийцев XIX—XXI веков.

О сообществе финно-угорских народов Урало-Поволжья и чувашей в поликультурном пространстве России XXI века

Итак, в культе Кереметя / Киреметя прослеживаются как очень древние финно-угорские почитания священных деревьев и мест, так и мусульманские культы святых и их могил. Фактически чувашская, отчасти марийская и удмуртская, народные религии до принятия христианства представляли собой мусульманско-языческий синкретизм. В них этнические постоянные проявляются в самых различных формах, прикрытые самыми различными ценностными обоснованиями в любых модификациях этнической культуры (9; 597). Относительно легко их можно обнаружить в преломленном сознании народа готовых, то есть внешних религиозно-идеологических представлений.

История марийского народа IX—XVI веков

IX—XVI столетия занимают особое место в истории марийского народа. В этот период завершилось формирование марийского этноса, появились первые письменные упоминания об этом народе. Марийцы выплачивали дань хазарским, булгарским, русским правителям, находились под властью золотоордынских ханов, развивались в составе Казанского ханства, а затем, потерпев поражение в Черемисских войнах второй половины XVI в., стали частью великой державы — России. Это наиболее драматичная и судьбоносная страница прошлого марийского народа: находясь между славянским и тюркским мирами, ему приходилось довольствоваться полусвободой, а нередко и отстаивать ее. Впрочем IX—XVI вв. — это не только войны и кровь. Это еще большие «крепи» и маленькие илемы, гордые лужа и мудрые карты, традиция взаимопомощи вÿма и загадочные знаки тисте.

Присоединение Марийского края к Русскому государству

Обстоятельства, которые привели к вхождению народов Среднего Поволжья, в том числе и марийцев, в состав Русского государства, вызывают живой и постоянный интерес у значительной части населения средневолжского региона и России в целом. Во многом это связано с выдвижением на передний план как государством, так и обществом вопросов, связанных с разносторонними межгосударственными и межэтническими взаимоотношениями в прошлом и настоящем. Даже людей, далеких от политики и не занимающихся соответствующими научными исследованиями, манят своими хитросплетениями, драматизмом, порой парадоксальностью и загадочностью, а также своим величием события тех лет. Это было время, когда марийцы и другие народы Среднего Поволжья, несмотря на длительное и упорное сопротивление, были вынуждены влиться в государственное образование русского этноса, когда зарождалась могущественная полиэтническая держава, Российская империя.

XV—XVI века в истории Марийского края

В монографии на основе многочисленных документальных источников и литературы рассматривается полная драматизма история Марийского края и Среднего Поволжья периода XV—XVI веков. Показано положение марийского и других народов региона в составе Казанского ханства. Подробно освещаются русско-казанские и русско-марийские отношения, рассмотрен вопрос о причинах и обстоятельствах присоединения Марийского края и всего Поволжья к России. Рассказывается о драматических событиях второй половины XVI века, получивших наименование эпохи черемисских войн. Анализируются сложные международные отношения в Восточной Европе. В книге затронут вопрос о том, как складывалась государственная национальная политика России, показан сложный процесс становления межнациональных отношений.

Словарь марийского языка

Настоящий словарь марийского языка является лингвистическим, поэтому он не всегда даёт анализ или описание предметов и явлений, составляющих содержание того или иного слова, равно как и другие сведения нелингвистического характера. По существующей типологии этот словарь может быть назван переводным двуязычным словарем толкового типа.

Страницы

Subscribe to RSS - Марийцы