Православие

Чувашское обновленчество

С потребностью чувашских верующих иметь национальную церковь не могли не считаться обе стороны тогдашнего церковного противостояния: тихоновцы (староцерковники) и обновленцы. Однако, если консервативные тихоновцы пошли по пути учреждения викариатства, с епископом-чувашом во главе (таким викарием был священномученик Герман (Кокель), то обновленческое Высшее церковное управление (ВЦУ) решило учредить на территории недавно образованной (в 1920 г.) Чувашской Автономной Области самостоятельную епархию. Таким образом, особенностью чувашского обновленчества стало желание иметь самостоятельную чувашскую епархию и богослужение на чувашском языке. Если на первых порах чувашское обновленчество пользовалось покровительством советской власти, то с появлением сергианства существование обновленцев потеряло для властей всякий смысл, что и предопределило судьбу движения. В заключение нельзя не сказать, что направление, выбранное обновленческим духовенством для Чувашии оказалось исторически оправданным: в 1946 г. была учреждена Чувашская епархия РПЦ МП.

О концепции развития чувашской национальной культуры (тезисные наброски)

Другая проблема, которую надо иметь в виду при разработке концепции возрождения национальной культуры — это отсутствие у чувашей восприятия православной религии в качестве опоры и хранителя национального духа, выразителя национальных интересов. К примеру, именно так воспринимают татары ислам, эстонцы — католицизм, русские — православие, буряты — буддизм и т. д. Православное духовенство в Чувашии стоит в стороне от проблем национального возрождения, не оказывает поддержку социально-культурным устремлениям национальной элиты.

Subscribe to RSS - Православие