Татарский булгаризм

Почему у татар нет до сих пор настоящей истории?

Но тут, откуда не возьмись, появились булгары-чувашисты, которые доказывают, что найденные мусульманские эпитафии на 90 процентов состоят из чувашских слов и только на 10 процентов из тюрских. И приводят, как доказательство, то, что после разграбления и уничтожения города Булгара Тимерханом чуваши в основном переселились в Болгарскую область, ныне Чувашию, но не все, некоторые остались рядом с Булгаром в Нурлатах и в других районах Татарстана. Причем и сегодня проживают компактно. И хотя язык их имеет включения тюркских заимствованных слов, но таких полно и в русском языке. А булгары хана Кубрата никогда не были тюрками, а были угро-финнами. На что наши булгаристы заявляют, что булгарские племена состояли из сувар, вот они и являются потомками чуваш.

Историческое прошлое как фактор национальной мобилизации

Особенно активной попытка переосмыслить татарскую историю и через это раздробить единую татарскую нацию были предприняты в 1940-е годы, когда после печально знаменитого постановления ЦК ВКП(б) от 9 августа 1944 г. и особенно после научной сессии по происхождению татарского народа (25-26 апреля 1946 г.), когда данная концепция была основательно отредактирована и научно разработана. Важнейшим периодом татарской истории был признан булгарский, а история Золотой Орды стала рассматриваться как малозначимый и «внешний» для татарской истории, в большинстве советских исторических трудов стала утверждаться прямая и непосредственная преемственность между булгарами и татарами. Однако основная проблема была не в самом факте подобного отождествления (сама по себе методика прямолинейного сопоставления средневекового этноса и современной нации достаточно сомнительна), а в насильственных партийно-административных методах ее утверждения[28]. Позднее, с периода «оттепели» (конец 1950-е гг.) и до «перестройки» (конец 1980-х гг.) булгаристская концепция, пользовавшаяся официальной поддержкой и активно разрабатывавшаяся в советской историографии, приобрела вид научной концепции и стала основой для написания учебников истории для школ и вузов, базовых научных трудов. Но уже в конце 1980-х годов наметился ее кризис, а в 1990-е она просто развалилась, не выдержав напора новых фактов и концепций. Сейчас подобные представления стали достоянием маргинализованных групп активистов, как правило, очень далеких от научной этноистории.

Какое происхождение казанско-татарского булгаризма?

Какое происхождение казанско-татарского булгаризма?

Свиное ли озеро Кабан?

Отсюда можно сделать и предварительные выводы о том, что татаро-монголы во время своего первого появления на юге Восточной Европы никак не могли встречаться с населением низовий Камы. И очевидно там никакого государства камских болгар тогда не существовало.

О путях неизведанных

Чётко представляю себе все трудности, которые предстоит преодолеть на пути к истине. Когда введенные в заблуждение длительной пропагандой «булгарской теории» очень многие, если не большинство, из моих соплеменников склонны видеть в себе потомков летописных булгар, прямо скажем, очень сложно связать их историю с судьбой «каких-то» ногайцев, у которых сегодня нет ни государственности, ни сколь-нибудь определенной территории компактного проживания, ни высокоразвитой современной культуры. Сегодняшний татарин — «булгарист», конечно же, не будет в восторге, когда узнает, что собственно ногайцы (т. е. та часть населения бывшей Золотой Орды, которая добровольно вошла в состав ногаев и взяла в качестве этнического самоназвания былой социальный термин) утвердилась в исламе только в конце ХVIII — начале ХIХ вв. И навряд ли он безоговорочно согласиться принять их в качестве прямых и самых близких родственников. Мифические булгары покажутся ближе. Пусть последние не являлись огузо-кипчаками, — скажут наиболее из ортодоксальных «булгаристов», пусть будут кем угодно, зато они еще в начале Х века, а может быть и раньше, приняли мусульманство!

О булгарской «теории»

Честно говоря, я всегда сомневался и до сих пор сильно сомневаюсь в том, что до нашествия татаро-монгол в низовьях Камы жили сколько-нибудь значительные группы людей, называвшие бы себя булгарами. Правда, имеются сведения (которые, по нашему мнению, все-таки относятся к северокавказским болгарам), что они пытались оказывать сопротивление завоевателям, за что по чингисхановым правилам должны были быть уничтожены. В то же время писалось, что значительная часть этих северокавказских болгар «покорилась без сопротивления» пришельцам и уже на их стороне принимала участие в битве на Калке. Сообщалось также, что небольшие группы уцелевших после 1223 года, возможно, смогли укрыться в черемисских лесах. Кто-то сумел найти убежище в северо-восточных русских княжествах. И очень даже возможно, что именно тогда в низовьях Камы сформировалась какая-то жиденькая масса населения — наследница культуры причерноморских и приазовских болгар, которая до второго, уже основательного, появления татаро-монгол в Восточной Европе в 1236 году успела кое-как обосноваться на новом месте и даже основать здесь подобие городка, назвав его Болгар-аль Джадит (Новый Болгар).
И все же факт остается фактом: во второй половине XIII века на Средней Волге такого народа, как булгары, не было.

Булгары или татары?

Кто мы? Булгары или татары? Вопрос, над которым работала целая плеяда именитых ученых: Г. Ахмаров, Р. Г. Ахметзянов, С. Х. Алишев, Н. И. Воробьев, Л. Н. Гумилев, Н. А. Спасский, А. П. Смирнов, Р. М. Кадыров, Г. Баруди, А. Г. Каримуллин, А. Х. Халиков. О булгарских корнях говорил великий Г. Тукай. Общественно-политический деятель Г. Исхакый. Пословицы и поговорки народа. Да и сами старожилы хорошо помнят, когда «казанец», «мусульманин» в одночасье стал татарином.

Необулгаризм

Болгар радиосы в сердце каждого татаринаТНВ в своих передачах все более поддерживает выступления горлопанов «Болгар радиосы» под лозунгом «хэр татарнын йерэгенда болгар радиосы!». Чья это идея, откуда они появились? Может быть, эта идея исходит из кругов ваисовских мюридов, расплодившихся от ишана Багаветдина, или, может, что-то от фантазера и автора фантастических приключенческих книг по истории татарского народа «языковеда» М. Закиева? Однако факт остается фактом, что Казанская телестудия ежедневно крутит аудио- и видеоряд в пользу булгаро-чувашизма.

Страсти по Болгару: мифы против истории

В нашей жизни много чудного, непонятного и удивительного. Если бы кто-то сказал мне лет двадцать назад, что на государственном уровне серьезные политики будут обсуждать учреждение праздника в честь принятия ислама в России, новое рождение «Булгаристана», я бы не поверил. Это было слишком даже для такого переломного времени, как начало девяностых годов. Но ошибся бы, в последнее время праздники и памятные даты сыплются на нас как из рога изобилия.

Болгарскую концепцию этногенеза татар навязывают ассимилированные татарами этнические болгаро-чуваши

Сторонники болгарской теории этногенеза татар — это бывшие чуваши, которые из-за социально- экономических и военно-политических катаклизмов XIV—XVIII вв. вынуждены были принять ислам и впоследствии оттатарились. Этапы оттатаривания чуваш происходили:

Страницы

Subscribe to RSS - Татарский булгаризм