Таварих-и Булгария

«Таварих-и булгари» как источник по истории уламы Поволжья и Приуралья в XVIII в.

«Таварих-и Булгари» — одна из наиболее важных работ татарской историографии в допросветительский период, то есть до середины 19 в. Эта работа сохранилась в большом количестве копий по сравнению с другими татарскими историческими трудами этого периода, что показывает, что она была одной из наиболее популярных исторических работ того времени среди уламы Поволжья и Приуралья. Ценность содержащихся в ней исторических материалов резко критиковалась как нетрадиционалистами Ш. Марджани и Р. Фахрутдиновым, так и историками, писавшими в советское время. Данное сообщение касается, прежде всего, оценки возможности использования этой работы в качестве исторического источника. Хотя критическое отношение к пониманию данной работы вышеупомянутых историков обосновано и продуктивно, но анализ работы в ее историческом контексте может преобразовать «Таварих-и Булгари» в богатый источник наших знаний по социальным, историческим и политическим, одним словом, религиозным представлениям «допросветительной» уламы Поволжья и Приуралья. Действительно, эта работа ясно отражает многие чаяния и идеи уламы Поволжья и Приуралья в период после основания Мусульманского Духовного Управления (1789 г.).

Тарих нама-и булгар

Я, ничтожный и немощный, порочный и грешный раб божий Тадж ад-дин сын хаджи Ялсыгула, начал свой генеалогический род от Адама — избранника Аллаха. Изучив с большим старанием исторические книги, я почерпнул (из них) сведения о происхождении своего рода. Затем, выявив из книги «Чингиз-наме» наших предков, соединил их к своему роду.

Татарские исторические источники XVII—XVIII вв.

Источниковедение истории народов Поволжья и Приуралья периода феодализма разработано крайне слабо. Этому весьма важному вопросу до сих пор не посвящено ни одного монографического исследования, в котором на основе марксистской методологии давалась бы научная оценка большому комплексу источников как на западноевропейских языках, в том числе славянских, так и на языках восточных, включая татарский. И если из этого чрезвычайно богатого комплекса сведений отдельные разделы его, например, некоторые русские, европейские и частично арабо-персидские памятники более или менее научно освоены, то тюркоязычные исторические материалы, в особенности на татарском языке, изучены совершенно недостаточно.

Subscribe to RSS - Таварих-и Булгария