Три сахаба

В Татарстане поставили памятник сподвижникам пророка Мухаммеда

Несмотря на явное противоречие фактам (волжские болгары только появились этих краях в конце 7 века, а сам пророк Мухаммед в 632 году уже умер), стараниями татарских историков были определены не только имена легендарных персонажей, но и указано место возможной могилы одного из них — «возле малого минарета Болгарского городища». Как сообщает официальное агентство «Татар-информ», памятный знак представляет собой восьмиугольную плиту, на которой воздвигнута арка. На ее опорах на татарском, русском, английском и арабском языках указаны имена трех сахабов, а сам знак увенчан рельефным изображением чалмы, посоха и пера. «Эти три предмета — подарок пророка Мухаммеда — принесли сахабы с собой в Волжскую Булгарию», — живописует агентство.

История о сахабах в Волжской Булгарии — пусть и красивая, но легенда: мнение

Каким образом сахабы прибыли к булгарам, сказать сложно. Тем более, что в первой половине 7 века, когда еще жил Мухаммед, самих булгар на Средней Волге просто не было. Тем не менее, академик АН РТ Индус Тагиров в своей книге «История национальной государственности татарского народа и Татарстана» пишет: «Нет оснований для сомнения в том, что в Булгарию проникали исламские проповедники. Автор XII столетия Абу-Абдаллах Гарнати писал, что еще в 9 году хиджры (631 год по григорианскому календарю — прим. авт.) пророк Мухаммед послал в Булгарию трех своих сподвижников, которые будто бы чудесным образом исцелили больную дочь хана и оставались в Болгаре три года, строили там мечети и распространяли ислам. Один из этих сподвижников остался в Булгаре и женился на исцеленной дочери хана Туй-бике. Однако сомнительно, чтобы один из них доставил письмо пророка Мухаммеда, написанное на тюркском языке, как сообщают некоторые арабские авторы».

Три сподвижника

Впечатления от праздника омрачило одно обстоятельство — это пропаганда булгаризма, прозвучавшая с высоких трибун. Не хотелось бы думать, что и такое светлое событие, как открытие мечети, было в спекулятивной форме использовано как пропаганда перед предстоящей переписью населения, и повторить слова муфтия Чувашской Республики Альбира Крганова: «Мы — татары, и весь наш народ — татары!».

Subscribe to RSS - Три сахаба