Юлай Шамильоглу

Рождение у татар национального самосознания

Многие наши современники думают, что общенациональный этноним, до недавнего времени фиксировавшийся в паспортах и некоторых документах официального характера, существовал всегда. Должен их разочаровать — национальное самосознание возникает лишь в ходе формирования национальной общности, причем во многом благодаря усилиям интеллигенции. К тому же весьма часто самосознание членов такой общности бывает иерархичным — наряду с общенациональным самоназванием они сохраняют локальные этнонимы, иногда — конфессионимы.

«Джагфар тарихы»: как изобреталось булгарское самосознание

С какой целью была написана «Джагфар тарихы»? Я думаю, ответ ясен — с целью создать историческую основу для того, чтобы казанские татары (самосознание которых стало результатом современного конструкта под авторством Шигабутдина Марджани) сегодня могли называть себя «булгарами», а не «татарами». Это согласуется с идеологией и целями современных булгаристов. Более ранние попытки подделать «булгарское» прошлое были связаны с исламской легитимностью (законностью), а не национализмом. И только в начале XIX в., в период появления среди мусульман-тюрков Российской империи новых категорий национального самосознания, понятие «булгарские тюрки» стало допустимой альтернативой понятию «казанские татары». Но в своё время эта идея не получила широкого распространения. По моему мнению, в ответ на обвинения и неправильное отношение к самосознанию татар в XX в., особенно в советский период, идея «булгарского» самосознания приобрела новый импульс. Это отличает её от вариантов «булгарской» истории XVIII—XIX вв., созданных с целью укрепления взаимосвязи с исламским прошлым. Оспорив название современной территориальной нации, известной с XIX в. как «татары», взамен предлагается точное название народа — «булгары». Конечно, такая «булгарская» идеология — это тот же конструкт, только конструкт XX в. По этой причине современные заявления о «булгарском» самосознании и удивительные притязания на своё происхождение от клана Дуло должны считаться современным «изобретением традиции».

«Джагфар Тарихы». Как изобреталось булгарское самосознание

Во время моего визита в Казань в июне 1998 года произошел забавный случай. Я прибыл в Казань на конференцию, посвященную источниковедению истории Золотой Орды. Последнее обстоятельство ясно характеризовало меня как специалиста в области татарской истории. Во время конференции ко мне подошли местные жители (не из числа ученых, принимавших участие в конференции), которые рассказали мне, ничего не подозревающему гостю, о неизвестной истории булгар Поволжья. Первым делом они заявили, что считают себя булгарами, а не татарами. Пожилой мужчина вообще назвал себя членом клана Дуло. Утверждение это меня поразило. И к нему я еще вернусь позже.

Конец языка волжских булгар

История волжско-булгарского языка является только одним из направлений алтаистических исследований, значительный вклад в которые внёс Андраш Рона-Таш, Б. данной очерке, издаваемом в честь профессора Рона-Таша, я хотел бы предложить некоторые свои соображения в истории волжско-булгарского языка, а именно о его конце, как письменного языка.

Subscribe to RSS - Юлай Шамильоглу