Историко-этимологический аспект самоназвания бесермян

Белых С. К.
Историко-этимологический аспект самоназвания бесермян / С. К. Белых // Иднакар: методы историко-культур. реконструкции. — 2007. — N 1. — С. 46—50.

Скачать PDF, 105 KB

См. также


Представляется весьма вероятным и логичным, что волжские булгары, а позднее и казанские татары, подразделяли подчиненное им немусульманское население на «мирных» и «немирных» инородцев — «чувашей» и «черемисов». Таким образом в разряд «мирных», т. е. чувашей, совершенно законно попало население правобережья Волги — Горной стороны (предки нынешних чувашей), а также немусульманское население Заказанья, Арской земли — чуваша арские. Население этого последнего района в этническом плане и в волжско-булгарскую, и в золото-ордынскую эпохи, и в эпоху Казанского ханства было, по всей видимости, весьма пёстрым. Наряду с булгарским и кипчакским населением, исповедовавшим ислам, здесь проживали и тюркоязычные немусульманские группы, говорившие, вероятно, на языке, близком современному чувашскому, а также предки южных удмуртов и бесермян. Всю совокупность этого подвластного и платившего подати попеременно Волжской Булгарии, Золотой Орде и Казанскому ханству мирного земледельческого населения булгары и кипчаки именовали «чувашами». Переселившись на Чепцу, предки бесермян принесли туда с собой и это своё старое название.

С. 47.