Тезисы доклада «К вопросу об истории чуваш»

Петров М. П.
Тезисы доклада «К вопросу об истории чуваш»

... Прежде всего к родной истории влечёт и приводит нас простое и естественное стремление, свойственное нам, как всем людям, внести свет в дела минувших дней, органическая связь которых с сегодняшним днём чувствуется на каждом шагу и в каждое мгновение строительства новой жизни.

... в новом государственном быту, в новом государственном строительстве национальный принцип является одним из великих содействующих факторов, и потому игнорировать развитие нормального национального самосознания мы не должны.

... Кроме того, говоря о месте истории в школе, на надо забывать того, что современное просвещение на место прежних отвлечённо-идейных целей поставило себе цели более понятные, конкретно-реальные и стремится своею многосторонностью уничтожить старые односторонности, преломляя элементы познания, достигнутого человечеством, через призму местной среды, что производит импонирующее впечатление и на взор и на чувство. Это в одинаковой степени распространяется и на предметы обществоведческого круга. Значит общие понятия общественности, которые должны быть усвоены нашим юношеством, должны быть развиты на почве родной истории. Стало быть, чувашская история, как особая отрасль краеведческого знания, не может не иметь подобающего ей места в чувашской школе. Таким образом, интересы современной школы властно требуют, чтобы она была включена в круг наших образовательных предметов, иначе в образовании нашего юношества получился бы нежелательный и вредный пробел.

... По нашему мнению, чувашская история должна иметь четыре следующих раздела:

1. Древнейший период, почти не отмеченный письменными памятниками, но оставивший свои следы в народном языке, верованиях, обычаях, словом, в народных переживаниях, судя по которым истоки нашей истории приурочиваются к степям Средней Азии, в которых с незапамятных времён обитали многочисленные пастушеские племена хуннов, одно из которых, именно чувашское, значительно ранее нашей эры путём, может быть, естественного передвижения явилось на берега Волги-Камы и к V веку Средневековья образовало государственное объединение под именем Болгарской монархии.

2. Период болгарской государственности с своеобразным феодальным строем, экономикой и культурой, оказавшей сильное влияние на подвластные и соседние финно-угорские племена.

3. Период подневольного существования, хронологически обнимающий большой промежуток времени от 1236 по 1917 год, характеризуемый как эпоха материального и морального оскудения чуваш вследствие насильственного сокращения источников их жизни и бесправного положения, в котором они оказались после потери самостоятельности. Татарский и русский режимы угнетения хронологически мы ставим в одну рамку потому, что второй представляет из себя, по нашему мнению, естественное продолжение и развитие первого.

4. Продолжающийся период Великого Октября, принесший чувашам национальное раскрепощение, давший автономию и открывший широкий путь к экономическому и культурному возрождению.

... В заключение следовало бы остановиться на тех задачах, которые выдвигаются требованиями настоящего момента в развитии нашего национального исторического знания ... нам нужно сделать следующее:

1. Выявить и собрать всю печатную литературу, в которой так или иначе трактуются вопросы, связанные прямо или косвенно с чувашской историей;

2. Разыскать, собрать и подвергнуть постепенному изучению по возможности весь рукописный материал, имеющий прямое и непосредственное отношение к чувашской истории;

3. Принять необходимые меры к тому, чтобы планомерно и непрерывно, из года в год, велись работы по археологическому изучению чувашско-болгарских древностей;

4. Собрать и подвергнуть научной разработке с точки зрения интересов родной истории всё, что хранит память народная о своём далёком и близком прошлом;

5. Создать для всякого, желающего работать в области чувашской истории, необходимые условия для беспрепятственно-лёгкого пользования добытыми материалами;

6. Позаботиться о неотложной подготовке кадра молодых специалистов, способных вести правильную разработку родной истории;

... 9. Дать общий очерк по родной истории для народного чтения и школьного употребления.

 

Из книги «Первый Всечувашский краеведческий съезд» (15—21 июня 1929 г. в г. Чебоксары ЧАССР)

Тезисы докладов и резолюции.

Издание О-ва Изучения Чувашского Края. 1929 г. 136 с. гор. Чебоксары, тип. «Чувашская книга». Напечат. 1600 экз.