От автора

Посвящается встрече третьего тысячелетия
и 2000-летию христианства

Более тридцати лет занимаюсь я изучением религии в Чувашии. Издав ряд книг и несколько десятков статей в научных сборниках по религиозному сектантству, а затем книги «Православные храмы Чувашии» и «Ислам в Чувашии», казалось, что в принципе я достиг поставленной перед собой цели систематизировать и охарактеризовать в целом развитие религиозных движений в Чувашии концу XX века. Однако происходящие социально-политические перемены в стране выплеснули на арену жизни множество религиозных направлений, о которых не было известно в России и тем более в Чувашии. В конце 80-х годов по официальным данным, на территории Чувашии было зарегистрировано около 40 православных общин, 2 мусульманских общин и 2 общины евангельских христиан-баптистов. Кроме них без регистрации действовали несколько групп староверов, адвентистов, пятидесятников.

В наши дни значительно увеличилось количество не только этих конфессий, но и появились новые для Чувашии религиозные направления (бахаисты, кришнаиты, белое братство, виссарионовцы, оккультные учения). При помощи «Джойнт» (американский объединенный комитет по распространению еврейской помощи), Казанской и Нижегородской синагог, созданы все условия для организации в Чебоксарах религиозной еврейской общины. На 1 января 1999 года в Министерстве юстиции официально зарегистрировано 184 религиозных объединения, в том числе православных — 154, мусульманских — 12. протестантских — 14, других — 4. Вне регистрации на территории Чувашии действуют несколько десятков религиозных групп и духовных школ. Поэтому передо мной, как религиоведом вновь возникла потребность исследовать те качественные изменения, которые произошли в сектах, деноминациях, культах, существовавших до начала 90-х годов, так и новых религиозных образованиях, активизировавших свою деятельность в Чувашии в конце XX века.

Книга о прошлом и настоящем религиозных направлений, она знакомит читателя структурой, вероучением, взаимоотношением со стороны светских организаций к ним, так и между собой. Полагаю, что эта книга имеет и ряд практических значений. Во-первых, даст нужный ориентир в многообразной палитре вероисповеданий. Во-вторых, удовлетворит потребность и верующих и неверующих в знании истории различных конфессий. В-третьих, поможет государственным органам в выборе правильного отношения к религиозным объединениям и группам.

Рождению книги предшествовали многочисленные посещения молитвенных собраний, поездки по районам Чувашии, личные беседы с верующими и лидерами религиозных общин, кропотливая работа с архивными материалами, светской и религиозной литературой. Ко мне приходят письма от верующих и неверующих, часто задают вопросы, что потребовало более обстоятельного ответа. Я не ставил цели заниматься критикой той или иной конфессии в ходе изложения материала, люди должны сами разобраться удовлетворяет или нет их то или иное вероучение.

Никогда не скрывал в личных беседах с представителями религиозных общин, что являюсь атеистом, у одних находил понимание, у других — нет. По моему глубокому убеждению, атеист (не вульгарный безбожник) — это тот человек, который знает религию, её историю, что, конечно, не значит верить в её догматы. Он никогда не может принять легенду о существовании бога, но при этом не должен ущемлять право человека верить в то, во что ему хочется. Приобщение человека к целому набору нравственных качеств не является результатом приобщения к тем или иным религиям. Любая вера, религиозная или нерелигиозная, еще не делает человека порядочным.

Для религии земная жизнь не самоценна. Она как ступень, как этап для потустороннего возмещения, для счастья. Жизнь людей — лишь средство для достижения будущего загробного мира, более счастливого общества. «Верующий может быть уверен в своем спасении и милосердии бога лишь в том случае, если совершенно отдаст себя богу, совершенно умрёт для мира и мирских интересов». Однако религия это пласт культуры, без знания и понимания которого едва ли можно назвать человека образованным. Она оказала свое значительное влияние на разные стороны человеческого общества и судьбы миллионов людей. И о каком знании и понимании можно говорить, если человек не имеет представления о религиозной литературе различных конфессий, религиозных принципах, религиозной нравственности.

Я полностью согласен с высказываниями ряда ученых, которые считают: «В последнее время мы встречаемся с активизацией пропаганды религии, экспансии религии в общественном сознании. Наступление идеологии различных церквей и религиозных организаций идет по всем фронтам, и один из них — фронт культурный. Под шумом апологеты религии навязывают людям свои догмы. Известная растерянность части населения стала удобной почвой для всяческих спекуляций. В этом религиозным деятелям помогает и заигрывание некоторых представителей власти имущих, науки и культуры с религией. Рост религиозности — результат крутых поворотов истории. Вера в чудеса — тот же гипноз. У людей наступает измененное состояние сознания, когда всё принимается на веру. И ими легче манипулировать. Недаром в смутные времена поощряются маги, провидцы, экстрасенсы. На чём основана любая религия? Она признает чудеса, противоречащие науке: непорочное зачатие, воскрешение из мёртвых и т.д. 2000 лет назад науке не было, и неграмотный человек может выдумать всё, что угодно. Самый главный аргумент против религии — их фантастическое количество на Земле, а при одном Боге такого быть не может» (191).

Надеюсь, что книга поможет понять и изучить религии нашей эпохи, что дальнейшая работа других исследователей позволит восполнить белые пятна в истории религиозных движений в Чувашии, которые из-за недостатка сведений получили неполное освещение.

Л. Ю. Браславский