Вместо введения

Волна новых религиозных движений и культов постепенно докатилась и до Чувашии. Неограниченное число вероучений и религиозно мистических догм моментально заполнило пустующее после ухода социалистических принципов место в душе наших соотечественников. Потребность к духовности привела к созданию всевозможных течений от восточных экзотических групп до монашеских объединений, от тайных религиозных орденов до полувоенных организаций.

Светлана, студентка госуниверситета. — К религии отношусь нормально. Бабушка моя постоянно ходит в церковь, я — редко. По моему, в России сегодня и осталось, что верить в Бога — все равно в какого. Поэтому люди и увлеклись всякими «Кришнами» и «иеговистами». А как человек произносит молитвы или крестится, я считаю, это его личное дело.

Андрей Владимирович, учитель истории в средней школе. — Я считаю, что все эти культы и секты ни к чему хорошему, кроме ломки человеческой психики, не приводят. Это чистейшей воды скрытая западня, особенно для молодежи.

Вадим, 35 лет, бизнесмен. — Любая организация со своим юридическим счетом — это деньги. Организация же, занимающаяся не швейным производством, а обобщающими проповедями — это очень большие деньги. Миссионеры, которые сейчас в Чебоксарах и раздают буклеты, выполненные, кстати, очень дорогим типографским способом, независимы материально — в отличие, скажем, от православных приходов, которые тратят уйму денег на восстановление своих церквей и храмов.

Анна Павловна, пенсионерка. — Милиции на них нет, на этих антихристов. Ходят, проповедуют, в театрах концерты устраивают, сборища всякие. Не наша эта вера, не русская. С татарами-мусульманами у нас все по-хорошему, открыто, по-доброму. А эти — тихие, скрытные. Сатанисты, одним словом.

Ольга и Артем, 18 лет. — Мы знаем, что мы православные, что все эти секты — как бы плохо. Но ведь там интересно. Не надо в церкви по три часа стоять, пост соблюдать. Одна наша знакомая рассказывала, что она в какой-то секте такой классный кайф поймала в виде «глюков» (галлюцинаций).

8

Дмитрий Иванов, журналист. — Все эти секты относят к «деструктивным культам». Людей вовлекают в группы для контроля над их сознанием. Нормальный человек за короткий срок превращается в безвольный инструмент в руках маниакально-депрессивного лидера, становится своего рода зомби, способным совершать поступки, выходящие за грани разумного.

Отец Апполинарий, протоиерей чебоксарской церкви Воскресения Христова. — Устои веры сегодня надломлены. Все, что передавалось из поколения в поколение, исчезло. Можно, оказывается, жить по-другому. В церковь не ходить. Отечество не защищать. Баптисты отрицают оружие. Некоторые религиозные организации хотят сегодня рассорить верующих разных конфессий, другие — совершать дело без Бога».

(Молодежный Курьер, 1999, 16 июля.)

Причины религиозного бума. В конце XX века мир переживает стихийное и непредвиденное религиозное возрождение. Многие культурфилософы ХIХ-ХХ вв. были убеждены в том, что век религии недолог. Ученые считали: незачем специально критиковать религиозные воззрения, поскольку чистый свет науки обнаружит изначальные тайны бытия. Большинство футурологов нашего столетия, прикидывая, каким будет последняя треть XX века, были убеждены, что сакральная (священная) зона культуры окажется потесненной. Никто не мог помыслить, что в 80-90 гг. XX в. вопросы веры выйдут на передний рубеж, и начнется «реванш богов».

Миллионы людей попали под влияние мистических чувств. Они отправляются в пустыни и ищут там богов, прилетевших, по их мнению, на Землю из суперцивилиза- ций; вдыхают ядовитые испарения, идущие из расщелин скал и возвещают о крушении мира; нищенствуют на улицах неоновых городов, чтобы их пророки могли разъезжать в современных лимузинах; ютятся в темных подвалах крупных городов, поклоняясь дьяволу. Именно эта разноликая и экзотическая вера собирает сегодня огромное число приверженцев, которая выработала собственное сознание и особый стиль жизни. Люди подвергаются влиянию новых направлений в психологии — нейролингвистическое программирование, набор психологических методик. Обычными, но специально подобранными словами, не несущими, на первый взгляд, ни как скрытого смысла, оказывается воздействие на людей таким образом, что они, сами того не замечая, выполняют определенные установки. Подобными технологиями пользуются и религиозные проповедники.

В современных условиях религиозные учения, как восточные, так и западные, превращены в товары с привлекательной упаковкой и обозначением цены. В результате независимо от изначальной ценности они подчиняются законам «купли-продажи» и, прежде всего, зависят от рекламы, которая исходит из логики наживы, а потому подогревает искусственный интерес к экзотическим именам и представлениям. Тем самым их реальная ценность подменяется ярлыками и образами, которые внедряются в массовое сознание: «когда боги мигрируют или транспортируются в цивилизацию, где все в известном смысле является товаром, они также превращаются в товар».

В печати часто толкуют о том, что будто нашествие заморских культов объясняется духовным вакуумом, который образовался в нашей стране в результате социальных

9

реформ, перехода из тоталитаризма в открытое общество. Когда толкуют об экспансии «новых религий», ссылаются на деструктивные процессы: снижение жизненного уровня, демократический произвол, духовное обнищание, утрата традиционной (считай православной) церковной веры. В таких условиях люди стали искать для себя новые суеверия, новые чудеса. Часть прихожан ушли из традиционной церкви и увлеклись новыми культами.

Все это вызывает тревогу со стороны традиционных религий в России. Часть православных богословов считают, что ближайшее поколение людей будет поделено между оккультистами (оккультизм — тайный, сокровенный) и протестантами. Темп роста православных общин резко уступает темпам прироста оккультных кружков и протестантских собраний. Оккультисты говорят: вот тебе гуру, вот тебе мантра, и через три часа ты уже в полной нирване. Протестанты дают брошюрки о десяти страничках с указанием, где надо поставить дату и подпись, чтобы попасть в Царство Небесное (192).

Одной из причин популярности современных оккультных явлений являются последствия технической модернизации XX века. Экспансия техники привела к господству рациональности, что породило тягу к мистике. Мистическая волна выступает в многообразии направлений. У нас в стране выделяют четыре разновидности мистической веры: неохристианство, оккультизм, ориентализм и наукоподобные религии. Многие мистические верования возникают как бы в лоне науки, однако, затем незаметно переходят в мистику (научная фразеология соседствует с верой в чудеса, человеческую карму).

За последнее время в нашей стране особенно преуспели протестантские течения. Есть несколько причин, стимулирующих успешный штурм евангелистами мира. Проповедники многочисленных протестантских организаций наиболее удачно действуют в среде городского населения, предлагают иные ценности. Они пытаются привлечь сторонников проповедью равенства, аскетизма, готовностью помочь ближнему. Речь идет не только о деятельности традиционных протестантских конфессий — баптистов, лютеран, пресвитерианцев, кальвинистов, англикан, методистов, но и новых (церковь Христа, ассоциация глобальной стратегии, свидетели Иеговы), отличительной черт которых является напористость.

Повсюду наблюдается американское влияние. Из США к нам поступает мода, одежда, музыка и религия. Многие примыкают к протестантским организациям, думая, что если в США все самое лучшее, то лучшей должна быть и религия. «Каждому и всякому на планете рассказать о Христе к 2000 году» — под этим лозунгом маршируют ныне американские проповедники Евангелия. А ведь совсем недавно они, в основном баптисты, выдвигали лозунг: «Рассказать каждому гражданину США о Христе к 1990 году». Теперь американские границы уже не предел. Естественно, миссионерский пыл поддерживается ссылками на Библию и заявлениями, что Господь дал им мандат на евангелизм и повелел им идти проповедовать Евангелие всем. Для живого контакта за американские границы устремляются миссионеры, которые организуют религиозные сборища, марши. Главное, по их глубокому убеждению, — нужна массовость, обуреваемая религиозным рвением (59).

Если одна часть православных теологов обеспокоена этим нашествием, то друга часть пытается извлечь выгоду. От борьбы двух активнейших идеологий современной России — протестантизма и оккультизма — со временем выиграет именно православие, заявляют они. «Если протестантскому проповеднику удастся отвлечь некого невера от

10

оккультного баловства, мы будем только рады. Если же оккультисты смогут заинтересовать какого-нибудь посетителя протестантских собраний, то и в этом случае, как показывает опыт, вполне может быть, что человек не навсегда завязнет в болоте неоязычества; возможно, он лишь начинает очередной период своих окольных странствий к православию. В оккультном море, которое заливает Россию, христиане будут консолидироваться вокруг древнейшей из христианских традиций — православия, потому что у православия уже есть опыт жизни в антично языческом обществе. И потому оно сможет дать защиту и ответ там, где окажется, бессилен рационалистический протестантизм. Кроме того, чем глубже будет укореняться протестантизм, тем ощутимее становится православный инстинкт народа. Реформация в России, начавшаяся невиданным миссионерским успехом протестантских сект, все-таки выдыхается» (192).

Об обозначении религиозных объединений. Как известно термин секта у многих верующих и неверующих вызывает негативный оттенок. Законодательство в отношении религиозных сообществ, выделяет религиозную группу, объединение и организацию. Поэтому понятия: церковь, деноминация, секта, культ условны для законодательных органов, но в научном и религиозном обиходе весьма популярны.

Церковь (от греч. дом Божий) — 1) — место собрания верующих для коллективной молитвы; 2) — тип религиозной организации на основе единства вероучения, наличия духовной иерархии, обрядов, деления на клир и мирян. Как тип религиозной организации, церковь, как правило, имеет большое количество последователей. Принадлежность к церкви определяется не свободным выбором индивида, а традицией. Фактом своего рождения в той или иной религиозной среде, на основе определенного обряда, индивид автоматически включается в данную религиозную общность. В церкви отсутствует постоянное и строго контролируемое членство. В нашей стране к церковным организациям по своей структуре относят Русскую православную церковь, Римско-католическую церковь, Англиканскую церковь.

Деноминация (от лат. переименование). В религиоведении термин употребляется для обозначения одного из типов религиозных объединений, не подпадающих под традиционные понятия церкви и секты. Обычно рассматривается как промежуточное звено между сектой и церковью или как объединение, находящееся в стадии становления, организационного оформления. В отличие от церкви, которая охватывает большинство общества, тесно связана с государством, и секты, у которой с обществом или государством обычно складываются напряженные отношения, деноминации находятся в нормальных отношениях с государством и обществом. В последнее время термин деноминация употребляется в качестве синонима вероисповедания, конфессии. К такому типу религиозных организаций в нашей стране относят: баптистов, методистов, конгрегационалистов.

Секта религиозная (от лат. учение, направление, школа) — вероисповедная группа, один из типов религиозных объединений. Возникает как оппозиционное течение по отношению к ранее утвердившимся господствующим религиозным направлениям, часто в результате их раскола, протеста против их доктрины, культа, организационной структуры. Для сект в период возникновения характерны: радикализм учения; проповедь своей исключительности; настроения избранности; противопоставление господствующей церкви; критика за отступления от первоначальных вероучений и практики. Отличаются харизматическим или авторитарным типом руководства, добровольным вступлением в общину с последующим строгим подчинением дисциплине и принятым нравственным нормам. Для ряда религиозных организаций этого типа характерными чертами являются: отсутствие иерархии священнослужителей, принцип всеобщего

11

Американские миссионеры в Чебоксарах. Снимок 1999 г.
Американские миссионеры в Чебоксарах. Снимок 1999 г.

священства мирян, отказ от почитания икон, крестов, культа святых. Часто термин «секта» применяется без достаточных на то оснований к ряду религиозных объединений, что воспринимается ими негативно.

За последние годы прочно вошли в обиходный лексикон понятия тоталитарные (тоталитаризм — весь, полный, целый, режим, контроль над всеми сферами жизни) и деструктивные (деструкция — разрушение) секты. Замечено, что, попадая в такие организации, человек оказывается в тотальной зависимости от лидера и организации; изолируется, отсекается от общества, семьи; теряет связь с культурой и духовностью страны. Большинство сект стремятся контролировать сознание своих приверженцев, подавив в них способность к критическому мышлению. С помощью психического воздействия секты успешно добиваются тотального контроля и тотальной дисциплины в рамках организации. К ним относят: церковь Хаббарда; Международное сознание Кришны; церковь Муна; свидетелей Иеговы, церковь Иисуса Христа, Аум Синрике, Белое братство, Богородичный центр, виссарионовцев и др.

Особенности тоталитарных сект. При всем внешнем разнообразии, религиозные тоталитарные секты имеют много сходных черт, как в плане своей структуры, так и в плане функционирования. Не смотря на то, что в сектах целенаправленно создается атмосфера внешнего уюта, комфорта, жизнерадостности и процветания, новообращенный очень быстро сталкивается и с другой стороной их деятельности. Установка жесткого контроля над сознанием и чувствами верующих; железная дисциплина; требование обязательного штудирования и зубрежки печатных пособий организации; первостепенное значение отчетности и статистики; внушение приверженцам чувства вины перед общиной; психическое давление на тех, кто хочет порвать с организацией.

Формирование психологической зависимости от лидера и организации; подавление способности критического мышления. Требования разрыва отношений с критически настроенными людьми не их ориентации; ограничения круга общения членов; отсутствие свободного времени, личной жизни вне организации; создание атмосферы стра-

12

 
Религиозная литература из-за рубежа.

ха и тревоги. Негативное отношение к науке и образованию; равнодушно-презрительное отношение к отечественной истории и культуре; нетерпимость к другим конфессиям; плагиат, эклектизм в вопросах вероучения; быстрота изменяемости догм; эзотеризм, неполное и постепенное раскрытие информации перед новичками; использование в достижении цели таких средств, как обман, клевета, ложь.

Меры воздействия на людей: простота, доступность и привлекательность, непосредственная вербовка на улице, в учебных заведениях, интерес к агитации и рекламе. Истоки жизнедеятельности: финансовая поддержка из-за рубежа, переход на самоокупаемость; создание сознательной или бессознательной финансовой зависимости адептов и использование их труда. Методы укрепления позиций: стремление заручиться поддержкой власти; попытка внедрить своих людей в высшие эшелоны власти, в СМИ, учебные и медицинские заведения, правоохранительные органы и коммерческие организации; стремление заручиться поддержкой ангажированных «специалистов»: религиоведов, юристов, врачей.

Особенности структуры тоталитарных сект. Многие тоталитарные секты в основе своего построения имеют пирамидальную структуру. Во главе стоит основатель или лидер (президент, учитель), ему непосредственно подчинен определенный круг приближенных помощников, у которых есть, в свою очередь, другие, более мелкие, помощники (ученики) и так до самого основания пирамиды — рядовых членов секты. Низшие секты знают своих лидеров от основателя, президента, учителя и т.д. Регламентация отношений членов в структуре секты: жесткое подчинение лидерам, служение общим интересам и целям организации, круговая порука, финансовая зависимость. Выйти из секты крайне сложно, часто попытки вырваться кончаются трагедией (188).

Культ (от лат. уход, почитание) — религиозное служение божеству и связанные с эти обряды, а также преклонение перед кем-либо, чем-либо. В научной литературе этому

13

Религиозная литература из-за рубежа.
Религиозная литература из-за рубежа.

термину придают еще ряд значений: вера, обычай, традиции предков. Обычно этот термин применялся также для обозначения ранних форм религии (магия, фетишизм, тотемизм и д.р.), которые вошли в обиход под названием «языческие религии». Сам термин язычество был введен в оборот богословами монотеистических религий. К язычникам относились народы, придерживающиеся многобожия. Слово язычник от еврейского «гой» — означает отдельный народ. Христианские богословы часто это наименование употребляли в отношении безбожников, неверующих, идолопоклонников, сатанистов.

В течение последнего века термин «культ» приобрел другие оттенки и применяется для определения одной из форм религиозной организации. В 1950 году светские средства массовой информации стали именовать ряд религиозных направлений культами. Для чего ввели определение «культ — это группа людей, убеждения которых основаны на представлении о превосходстве определенного лидера» (78).

Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» о регистрации. Согласно закону принятому и вступившему в силу 1 октября 1997 году, религиозные группы могут осуществлять деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица. Граждане, образовавшие религиозную группу с намерением в дальнейшем преобразовать её в религиозную организацию, уведомляют о её создании и начале деятельности органы местного самоуправления. Религиозные организации в зависимости от территориальной сферы своей деятельности подразделяются на местные и централизованные. Первые обязаны пройти регистрацию на местном уровне, а вторые в — Министерстве юстиции России.

Для регистрации каждое религиозное объединение представляет устав своей церкви, который полностью соответствует конституционным нормам государства. Хотя

14

многие сторонники общин нередко отходят от основных положений своих уставов, что обусловлено условиями многолетнего существования вне рамок законов, стремление к их соблюдению у них есть. Уставы определяют статус организации, ее цели, права и обязанности членов, структуру, взаимоотношения с духовным руководством и другими сообществами своих единоверцев на территории России и всего мира, порядок подготовки духовных кадров, характер культовой практики, финансовую и редакционно-издательскую деятельность общества. Согласно уставу каждая община создается для удовлетворения религиозных потребностей верующих того или иного вероисповедания и совместного отправления культа. При этом особо оговаривается, что участие в обществе не снимает гражданских обязанностей, возложенных на него Конституцией России, добросовестно трудиться, не уклоняться от воинской обязанности, соблюдать законы, не препятствовать обучению детей в школе.

Уставами категорически запрещается: использовать собрания верующих для направленных против существующего строя политических выступлений; подстрекательство верующих к уклонению от исполнения гражданских обязанностей, к неучастию в государственной и общественной жизни; совершать какие-либо обряды и церемонии на территории государственных предприятий и учреждений и другие действия, противоречащие законодательству о религиозных культах. Отправление религиозных потребностей не должно наносить ущерба исполнению верующими своих гражданских и профессиональных обязанностей. Уставы предполагают участие верующих во всемирных съездах единоверцев, посещение мест паломничества, создание духовных учебных заведений (115).

Полемика вокруг закона. Однако закон вызвал со стороны юристов, религиоведов и представителей различных конфессии неоднозначную оценку. Особенно это касается признания законодателями особой роли православия в истории России и попытки разделения религии на традиционные и нетрадиционные. Религиозные организации в России располагаются как бы на пяти уровнях: православие; ислам; иудаизм и буддизм; католицизм и протестантизм; неоязычество и оккультизм. Некоторые религиоведы считают, что термин «традиционные религии» не уместен. Они предлагают ввести другой термин — «исторически сложившиеся религиозные организации». На их взгляд, это звучит корректнее, чем традиционная религия. Что такое традиционная религия, какой здесь критерий? Продолжительность — тогда мы должны признать традиционными религии, которые существуют в России более ста лет: баптисты, адвентисты, язычество и старообрядчество. Что значит традиционная религия, соответствующая нашим традициям? Тогда буддизм, протестантизм, католицизм соответствуют нашим традициям или нет? Почему вводятся преимущества для так называемых традиционных религий? (192).

Закон, призванный ударить по оккультным и деструктивным религиозным группам никакого воздействия на них не оказал, ибо подобные объединения предпочитают действовать тайно либо под видом общественных, духовных, культурных организаций, кружков, по изучению философии. Некоторым конфессиям наоборот, был создан режим наибольшего благоприятствования. Президенты ряда субъектов России, ведут себя так словно они президенты одних православных. Патриархия без конца повторяет, что Русская Православная Церковь не претендует на статус государственной церкви, но сама пользуется этим статусом без всякого стеснения (115).

Вызывает нарекание со стороны ряда религиозных организаций введенная Законом квота для них, подтверждающая существование их конфессии на данной территории не

15

Афиши религиозных богослужений в Чебоксарах. Снимок 1999 г.
Афиши религиозных богослужений в Чебоксарах. Снимок 1999 г.

менее пятнадцати лет, а также принятие местных законодательных актов, которые возводят преграды деятельности религиозных миссионеров, вводят лицензирование религиозной деятельности. Практически везде неправославные религиозные организации встречаются с препятствиями при регистрации, аренде помещений, ввозе религиозной литературы, сборе пожертвований и других вопросах их деятельности. Как правило, религиозные общины сталкиваются с несправедливостью, они обивают пороги, пишут в различные инстанции (115).

Представители так называемых традиционных религий в свою очередь подвергают критике местные власти в попустительстве иностранным миссионерам и деструктивным культам, деятельность которых приобретает такой характер, что попадает под компетенцию органов безопасности. К примеру, еще в 1989 году была пресечена попытка активности секты Аум Синрике закупить на территории России партию отравляющих веществ. Особую социальную опасность представляет активизация в стране псевдорелигиозной организации «Церковь сатаны». Ряд наиболее экстремистски настроенных сектантов вынашивают планы создания вооруженных формирований и проведения террористических актов. Со страниц печати звучат озабоченные слова православного духовенства: «Церковь сейчас сама не может противостоять сектантам. Государство должно вмешаться, ведь происходит разрушение традиционной религии, последней оболочки духовности» (188).

На территории Российской Федерации зарегистрировано около 60 крупных и средних конфессий, в том числе христианских, иудейских, буддийских, ведических и других. На январь 1999 года в России функционирует более 15 тысяч религиозных обществ. Из общего числа религиозных организаций 55 процентов составляют объединения Рус-

16

ской Православной Церкви, более 20 — протестанты, около 20 процентов — мусульмане. Сейчас, по далеко не полным данным, в России действует более 400 представительств религиозных иностранных организаций. При этом лишь десятая часть из них прошла регистрацию в органах юстиции. В различные культовые новообразования, которые не имеют глубокой исторической традиции, уже вовлечены более 4 миллионов человек, 70 процентов из них — молодежь от 18 до 27 лет, 80 процентов с высшим образованием, около 1 миллиона — студенты, из них 30 процентов бросили учебу. Около 250 тысяч детей оставили свои семьи (116).

Несмотря на то, что споры о том, плох этот закон или хорош, продолжаются, он действует. Главы крупнейших конфессий в России считают, что он является результатом осмысленного компромисса, сочетающего интересы государства и требования религиозных организаций с учетом правовой и исторической ситуации, сложившейся в конце XX века в России. Закон подтверждает право на свободу вероисповедания. Нет никаких радикальных перемен и в положении конфессий. Всем им приходится соблюдать некоторые формальности, пройти перерегистрацию, которой подлежат все без исключения организации и их структуры, относящие себя к религиозным.