Язычники, староверы, баптисты и другие — все в одном томе

На начало нынешнего года в Чувашии зарегистрировано около 200 религиозных объединений. Когда, почему и как они появились в нашей республике? На эти и другие вопросы дает развернутый ответ в своей новой книге «Религиозные и оккультные течения в Чувашии» религиовед Л. Браславский.

- Леонид Юрьевич, разрешите поздравить вас с выходом очередной книги.

- Спасибо, но я не считал бы ее очередной. Это понятие больше подходит к авторам, которые свои труды печатают с десяток в год. А рождению моей книги предшествовали годы, многочисленные посещения молитвенных собраний, поездки по районам Чувашии, личные беседы с верующими и лидерами религиозных общин, кропотливая работа с архивными материалами, светской и религиозной литературой.

- Как преподаватель кафедры научного атеизма университета вы в свое время занимались критикой церковного учения. Не слышите ли укоры, что теперь переключились на пропаганду религии?

- Таких укоров хоть отбавляй. Мой научный интерес заключался не только в критике. Никогда не скрывал в личных беседах с представителями религиозных общин, что являюсь атеистом. У одних находил понимание, у других — нет. По моему глубокому убеждению, атеист — не вульгарный безбожник, а человек, который знает особенности религии, ее историю, но не живет по ее догмам. Любая вера, религиозная или иная, автоматически не делает человека порядочным.

- А как вы относитесь к позиции некоторых новых деятелей, у которых религия — чуть ли не единственный стержень, духовная опора, помогающая облегчить социально-экономические невзгоды?

- Я согласен с высказываниями ряда ученых, считающих, что произошла экспансия религии в общественное сознание. Наступление идет, и один из флангов — культурный. Апологеты различных конфессий навязывают людям свои догмы. Растерянность части населения стала благодатной почвой для всяческих спекуляций. Религиозным деятелям на руку заигрывание с ними некоторых представителей власти, науки, культуры. Вера в чудеса — равносильна гипнозу. У людей возникает состояние неустойчивости, и они все принимают на веру. Недаром в смутные времена выходят на авансцену различные маги, провидцы, экстрасенсы.

- В начале 90-х годов стала возрождаться так называемая языческая религия. Ее приверженцы — тоже «герои» вашей книги?

- Ряды неоязычников в начале 90-х годов неуклонно росли. Им предоставляли для выступлений залы, средства массовой информации. Судя по высказыванию руководителей неоязыческих течений, основной их целью являлось изгнание «захватнической христианской церкви» с исконной территории. Анализу их деятельности посвящен один из разделов книги.

- С 90-х годов стали возникать и у нас всевозможные индийско-оккультные, или «восточные», учения, предлагающие свои методы одухотворения жизни.

- В многочисленном потоке индийско-оккультных направлений упор делается на методы перестройки организма, полной внутренней раскованности. Заменяя Бога расплывчатым понятием всенаполняющей энергии, здесь в центр внимания ставят человека. И задаются целью научить его пользоваться этой энергией для саморазвития и счастья. К таким направлениям можно отнести различные виды йоги. Несколько особняком стоит мессианское ответвление ислама шиитского толка вера «Бахаи», провозгласившая принципы и основы нового мирового порядка — якобы Царства Божьего, обещанного Зороастром, Моисеем, Христом, Мухаммедом, Кришной. Сторонники некоторых из перечисленных движений появились и в Чувашии.

- Параллельно с религиозными объединениями возникают организации, осуществляющие свою деятельность в соответствии с мистическими учениями.

- Мистические учения получили наибольшее распространение в последнее десятилетие. Такие понятия, как кодирование и зомбирование, стали достоянием не только фантастических романов, они постепенно входят в наш обиход. Среди этих направлений есть и такие, которые делают упор на методы перестройки организма, опираясь на «научные» исследования. Много споров возникает по поводу, куда относить эти движения — к религии или к научным направлениям. Большинство ученых сходятся во мнении, что особенностью этих учений является построение наукообразных теорий об устройстве невидимого мира, об иерархии невидимых существ, о влиянии космоса на судьбы людей. Все это крайне путано, туманно, произвольно излагается в многотомных трактатах.

- Итак, книга вышла в свет, а что дальше? Есть ли новые планы?

- Приходит очень много писем по поводу переиздания книги «Православные храмы Чувашии». Хочу издать путеводитель по храмам, куда войдет описание вновь построенных церквей. Есть задумка написать историю появления евреев в Чувашии. В. Николаев, «Советская Чувашия».

Советская Чувашия. — 2001. — 12 апреля.