Бойко И. И., Харитонова В. Г.
Общегражданская и этническая идентичности населения Чувашии / И. И. Бойко, В. Г. Харитонова; науч. ред. Г. А. Николаев. — Чебоксары, 2013. — 44 с. — (Научные доклады / ЧГИГН; вып. 14).
Заключение
Мы осознаем, что материалы наших обследований являются основанием лишь для выявления и подтверждения некоторых тенденций, которые, в частности, свидетельствуют, что уровень общегражданской идентичности у населения Чувашии достаточно высок. При этом отмечаются различия в предпочтении различных идентичностей у основных этнических групп Чувашии — чувашей и русских, выявляется некоторая разница по возрастным, гендерным и поселенческим показателям. Важно, что отмеченные различия не опираются на антагонистические представления и восприятия. Укрепление «российскости» возможно и необходимо путем укрепления чувства принадлежности к общим ценностям, что трудно осуществить, опираясь только на возможности государственных структур, без потенциала гражданского общества. Региональная идентичность складывается в процессе жизнедеятельности людей, является динамичным показателем и зависит от многих факторов, как объективных (доход, образование и др.), так и субъективных (личностная самоидентификация). Изменения, происходящие в сфере поселенческой и региональной идентичностей, в Чувашии связаны, наряду с социально-экономическим и общественно-политическим развитием республики, с общероссийскими тенденциями. Характерный для Чувашии заметный рост показателей общероссийской идентичности позволяет активизировать ряд направлений социокультурного развития республики.
36
На современном этапе в Российской Федерации социальная интеграция общества невозможна без учета этнического фактора. При этом, как отмечают исследователи, «этнический фактор не исчезнет из общественного российского дискурса и жизни людей, так же как этническая идентичность, поддерживаемая не только существованием этнических категорий в российском пространстве, но и обострением социальных проблем»25.
Важно также учитывать социальный контекст формирования этнической идентичности. Среди самых существенных факторов можно выделить семью, школу, группу сверстников, особенности этноконтактной среды, место этнической группы в более широком социальном сообществе. Непосредственное воздействие оказывают институты социализации: государство, учреждения, через которые проводится национальная политика (перепись, паспортная система, система образования), структуры гражданского общества (национальные движения и организации). Отношение же к собственной этнической принадлежности проявляется в этнических установках, как положительных, так и негативных. На формирование этнической идентичности оказывает влияние фактор проживания в полиэтнической или моноэтнической среде. Этническая идентичность — не статичное, а динамичное образование. Для большинства граждан Чувашии, как и в целом для граждан России, характерна моноэтническая идентичность, совпадающая с «объективной» идентичностью. Следствием тесных этно- и социокультурных контактов стало формирование двойной, а в некоторых случаях и множественной идентичности, в том числе и языковой.
Однако не всегда этническая самоидентификация и этническая вовлеченность тождественны. Результаты многих эмпирических исследований, в том числе и нашего, указывают на независимость этих двух измерений. Выделение поведенческого компонента этнической идентичности человека XXI в. ведет к расширению данного понятия, следует различать установки на этническую культуру и реальную в нее вовлеченность. На примере чувашского языка как родного мы видим рассогласованность между этнической идентичностью и вовлеченностью в этническую культуру. Использование языка при этнической идентификации связано не столько с
37
реальным его знанием, сколько с символической ролью в процессах формирования чувства принадлежности к общности. В традиционных культурах общество постоянно и целенаправленно вовлекало индивидов в культурную практику, тогда как в современном обществе большую активность вынуждена проявлять отдельная личность. На основе знаний о своей и чужой культуре в этнических группах формируется комплекс представлений, образующих систему этнодиффе- ренцирующих признаков, к примеру — язык, ценности и нормы, историческая память, религия, представления о родной земле, миф об общих предках, национальный характер, народное и профессиональное искусства и т. д. Необходимо иметь в виду, что на разных исторических этапах этническая идентичность, гак же как этническое самоназвание, могла меняться.
Поиск идентичностей, возникший в конце XX в., продолжается, и процессы их формирования остаются актуальными для нашего общества, как и вопросы их взаимодействия. На заседаниях Валдайского клуба (23 сентября 2013 г.), Совета по межнациональным отношениям в Уфе (22 октября 1913 г.) В. В. Путин вновь говорил о важности сохранения всех народов страны, всех этнокультурных различий, и одновременно шла речь о чрезвычайной важности и необходимости общегражданской идентичности26.
38