Очерк истории Болгарского и Казанского царств
Очерки истории Болгарского и Казанского царств.
Муллы Шихаб-уд-дина Бага-уд-динова (1)
Читано в, заседания 13 августа. См. Проток. стр. CVII).
Во имя Бога Всемиластиваго, Всемилосердного.
Хвала Богу, Владыке миров, и молитва и приветствие Его Пророку Мухаммеду и всему дому его.
После этого говорит нуждающийся в помиловании своего прощающего Господа Шихаб-уд-дин сын Бага-уд-дина, сына Субхана, сына Абдуль-Керима, из Мерджани, да сохранит его Бог. Это есть исторический очерк и повесть о событиях Казани и Болгара, которые я извлёк из разных сочинений и мелких статей, собранных жителями этой страны и составленных татарскими и тюркскими жителями, не владеющими учёностью. Некоторые сведения я почерпнул и из учёных сочинений, посвящённых жизни народов. И сочинил я эту статью в некоторые часы досуга, днём и ночью, во время месяца Рамазана 1278 года после Гиджры того, в ком полное совершенство и достоинство.
Столицею страны Дашти-Кыпчака был город Болгар, известный с древних времён, короткими словами описываемый в книгах арабских и сочинениях мусульманских, и по народным преданиям основанный Александром Македонским.
В словаре Камуса сравнивается слово Булгар по произношению со словом куртак, но в народе употребляется (булгар).
Мулла Абдуррахим сын Усмана из Отуз-Имяна говорит в своем сочинении, что Александр Македонский, когда отправился на восточную войну, закопал в пещере припасы и на возвратном пути на этом же месте основал город назвал его именем сложенным из персидского и арабского Бунигарь, что значит: дно пещеры
Редакция помещает эту статью учёного казанского муллы, как образчик исторических взглядов, существующих между учёными, в мусульманском смысле, Татарами. Для оправдания её оригинальных выражений, вслед за переводом, помещается для ориенталистов и подлинник сочинения почтенного муллы. Перевод с татарского, по поручению предварительного комитета, сделан первоначально В. В. Радловым, который и читал его на Съезде в извлечении. В настоящее время перевод этот пересмотрен и дополнен.
Впоследствии из этих слов, через перемену буквы («н» на «л») или прилаживание к арабскому языку, сделалось Булгар. Некоторые говорят о происхождении имени этого города, что жители этих мест славились производством юфти: поэтому и было дано их городу название Булгар.
По появлении Чингиз-хана и по завоевании этой страны был основан другой значительный город Сарай, служивший потомкам Чингиз-Хана столицею. Основателем этого города был Батый-Хан, сын Джуджи-Хана, сына Чингиз-хана, и он служил долгое время его потомкам. Город Сарай был основан в 651 году.
Кроме того к важным городам этой станы принадлежит Казань. Этот город основал один из потомков Батый-Хана в 748 году. Что касается до происхождения имени Казани, то думают, что этот город получил название от реки Казанки, или что основатель его был человек по имени Казань. Некоторые пишут это слово через Г. Именно Газань, предполагая, что основателем его был царь Иранско-Адербиджанского царства Гулаку-Хан, Султан Махмуд Газан-Хан, сын Аргун-Хана, сына Абака-Хана. Сына Гулаку-Хана, сына Тули-Хана, сына Чингиз-хана. После разорения его Тимуром, город Казань был снова устроен Мухаммед-Ханом, сыном Джелал-уддина, сына Токтамыша, в 840 году.
Все эти объяснения (на счёт основания Булгара) сомнительны, один Бог только знает истину. А я того мнения, что так как жители Булгара и Казани не интересовались историческими исследованиями и вообще мало показывали наклонности к умственным занятиям, то большая часть известий об этом государстве просто выдумки и предположения. Вышеупомянутое сообщение Отуз-Имянского муллы ни на чём не основано и сочинено им самим. Особенно его известие, об основании Казани, такая же выдумка. Что Газан-Хан сын Аргун-Хана построил Казань, это во всяком случае ошибка, потому что Гулаку-Хан и его потомки никогда не овладевали этой страной, а тем более не могли основать город. Если же в некоторых летописях говорится, что сын Батый-Хана основал город Казань, то этому можно верить. В этом случае, и предположив, что город получил свое имя о имени основателя, нужно думать, что основал его хан сарайский Казан-Хан, сын Туган-Хана, сына Батый-Хана. Из потомков Батый-хана, владетелей Золотой Орды, он принадлежал к великим царям страны Дашт и царствовал после Токтагу-Хана и прежде Узбек-Хана.
Хисам-уддин сын Шереф-уддина из Болгара говорит в своей истории «Болгарский народ принял ислам в месяце Рамазан в девятом году Гиджры при жизни пророка по приглашению трёх уважаемых асхабов: Абдур-рахмана сына Зубейрова, Зубейры сына Джагды и Талхи сына Усманова. Зубейр был очень сведущ в тюркском языке, и остался в Болгаре, женившись на дочери Айдар-Хана, Туй-Бике, жил там ещё 25 лет и умер. А его товарищи оба возвратились в Медину. И так как от этого Зубейра сына Джагды некоторые жители Булгара и его окрестностей приняли мусульманское учение, то, по словм Хисвмуддина Шерефеддинова,там много было последователей (табиин) мужчин и женщин». В других сочинениях говорится так, что в девятом году Гиджры, когда воцарился в Булгаре Айдар-Хан, сын Токый-Хана, явились три асхаба и царь вместе со своими приближёнными сделался мусульманином. Разница здесь только та, что вместо Талхи сына Усмана здесь называется Хантала сын Рабина, что он был знатоком тюркского языка, женился на Туй-Бике и остался в Болгаре.
Я же думаю, что большая часть известий, излагаемых в истории Хисам-уддина, суть лживые предположения, пустые воображения и чистая ложь: в достоверных книгах нет решительно никакого указания, даже намёка на то, что Болгары сделались мусульманами во время многоуважаемого Пророка или его асхабов. При жизни Пророка мусульманство было распространено только в Хиджазе, Сирии и Емене; даже при жизни его асхабов не было никаких сношений и сообщений мусульман с здешней страной.
Правда Гизз-утдин ибнуль-Эсир в книге своей в биографии Гумейра Бен-Эфсы говорит: «Абу Гурейра рассказывает, что подошёл Гумейр бен Эфсы с несколькими из уверовавших в ислам, пророк Божий заставил Гумейра и его товарищей написать письмо на тюркском языке. Сам Убу Гурейра сказал турецкий текст этого письма, а уже его переводчики перевели его по арабски; но они неверно перевели его и ошиблись и по этому мы его оставили». Эти слова вам дают пожалуй некоторое основание для предложенного вопроса, потому что может быть, это письмо было писано булгарскому народу. Что касается до известий о принятии ислама Болгарами и соседними с ними народами, то достоверное и определенное можно говорить только с того времени, как по приказанию халифов, явились наместники их у Каспийских Ворот. т. е. после взятия Дербента и укрепления границы. Во время Омаядов в95 году великий эмир Маслама сын Абдуль-Малика завоевал границу. В 110 году после Гиджры у вышеупомянутого Масламы снова произошло жаркое сражение и великий бой с неверными Хазарами и храбрые мусульманские войска победили неверных. Некоторые говорят, что Болгары приняли мусульманство в 200-х годах во время халифата Мамуна знаменитейшего государя из династии Аббасидов; другие же, что это случилось во время халифата Васики-билла. А по моему мнению достоверно и твёрдо то, что ислам принял царь болгарский Алмас-Хан сын Силки-Хана вместе со своим семейством и двором в 310-х годах Гиджры. В это время был халифом Муктадир биллаги Абуль-Фазль Джагфар, сын Ахмеда, Аббасидский. Этот халиф послал письмо и посланника из столицы халифата т. е. Багдада, чтобы обратить их. После этого великие посланники Сахсан Расиби, Бадрь-улхарами и Ахмед бен Фодлан, сын Аббаса, сын Рашида, отправились туда, чтобы научить народ мусульманскому шариату и познакомится с постановлениями закона. Впоследствии явились из Багдада разные учёные, ремесленники и учителя, и через них ислам всё более распространялся у Болгар и их соседей.
Ибн-Фодлан сочинил книгу, в которой он описывает своё путешествие с того времени, когда отправился из Багдада, до возвращения своего туда, и рассказывает всё, что видел в Болгарии и на дороге, всё что с ним случилось, и описывает обычаи жителей этих стран. Эта книга известна под именем. В этой статье он говорит: «Выехали мы из города блаженства (Багдада2 в 11 день месяца Сафара 309 года и возвратились мы туда в воскресенье 12 дня месяца Мухарамма 310 года». В другом месте говорит: «Мы встретили местожительства народа тюркского происхождения, называемого Башкирами, и мы сильно опасались их, так как они самые злые из Тюрков, самые грязные и самые отважные. Если один из них встречается с другим, то отрубает ему голову и оставляя его тело, увозит с собой голову. Они бреют голову и едят вшей. Они ищут их в швах одежды и раскусывают их зубами. С нами был один Башкирец, мусульманин, который нам служил, и раз я видел, что он взял из платья своего вощь, раздавил её ногтями и облизал их». Этот обычай до сих пор существует у Башкирцев; по этому между Татарами в насмешку досель называют: вшивый Башкирец.
Якут Хамави говорит в своей книге «Географический словарь»: «Нашёл я в городе Халеб много людей, их называли Башкирами, лица их и волосы совсем жёлтые; они принадлежали к секте Ханафийской, и расспрашивал я одного человека из них, который, как я заметил, был умнее других, о стране их и о положении их. Он мне сказал: наша страна находится за Константинополем, мы мусульмане, живём среди христианского царства и подчиняемся государю его. И спросил я его, каким образом вы приняли ислам, не смотря на то, что живёте среди христиан. Он отвечал, что он слышал от стариков, которые рассказывают, что пришли к нам, много тому лет назад, семь человек мусульман из Болгара и жили между нами, потихоньку они нам намекали на гадкое наше заблуждение и показывали правоту ислама. И Бог нас привёл на правильный путь и, слава Богу, мы приняли все ислам. Бог раскрыл наши сердца к вере. Отправляясь в эту страну, мы стараемся лучше понять веру и когда возвратимся в нашу родину, то нас будут уважать и назначать руководителями в религиозных делах. Кто из нас поступает в войска, бреет бороду и надевает франкскую одежду»
Итак булгарский царь Алмас-Хан, вняв призыву халифа, научился законам ислама и догматам веры. Он добровольно подчинился власти Аббасидских халифов и велели читать хутбу во имя халифа с мимберов в городе Болгар и чеканить монету серебряную и золотую во имя халифа и в одежде и на сбруе лошадей принял форму и знаки халифов. После того, как принял ислам,он изменил свое родное имя, оставил титул хана, и назвался, подражая имени халифа того времени, Эмир Джагфар бен Абдулла, а сына своего он назвал Ахмед, подражая имени посланника, пришедшего из столицы халифа. Дети и потомки его следовали его примеру и действовали в том же духе.
Из царей династии Джагфаридов или по роду Алмасидов нам известны следующие: первый Эмир Джагфар бен Силки Хан, потом сын его Эмир Ахмед. Потом сын его Эмир Талиб, потом брат его Эмир Мумин, потом Эмир Шамчуль, Эмир Хайдар, потом сын его Эмир Мухаммед, потом брат его Эмир Сагид, потом Эмир Барадж, потом Эмир Ибрагим, потом Эмир Салим, потом сын его Эмир Ильгам, Эмир Фулат-Тимур, Эмир Абдулла, Эмир Хусейн, потом его брат Эмир Махмуд, наконец Эмир Абдулла.
Эмир Мумин был современник Аббасидского халифа Аттаигу лила Абубекра Абдуль Керим бен Мутиг. Эмир Салим был современник халифа Насыр-лидинилла Абуль-Абасс Ахмеда бен эль Мустазы биллаги, Аббасидского. Я видел сам диремы, чеканенные в Булгаре с именем этого халифа. Некоторые из татарских историков говорят, что этот Насыр-лидинилла был царём булгарским, и считают его числе булгарских царей; но в надписи на монете имя Насыр-лидинилла соединено с титулом халифа-эмира.
Когда потомки Чингиз-хана с многочисленным войском сделали нападение на булгарские владения, Эмир Ильгам сын Салима был слишком слаб, чтобы противиться, и войска его были слишком незначительны в сравнении с военными силами неприятеля. Поэтому он изъявил им покорность и платил им дань и через это был утверждён в наследственном владении. Поэтому и после него бывшие цари болгарские, даже мусульманские, были покорны потомкам Чингиза и соединяя их имена со своим именем в хутб и на монетах, продержались до появления Тимура. Но, впрочем, не смотря на такое подчинение и покорность, иногда между ними происходило охлаждение и неудовольствие. Поэтому один из потомков Чингиз Менгу-Тимур Хан напал с многочисленными войсками на Болгар, и победив их, заключил мир и возвратился восвояси
Когда могучий Тимур направился на Токтамыш-Хана, так как путь его лежал на Булгар, то он имел сражение с эмиром Абдуллой. Этот эмир, его визири и все приближённые, как Икбал-Бек, Кул-Гали –Бек, Миргеш-Бек и прочие, сделались жертвой меча Тимура и династия эта прекратилась; это случилось в 797 году. Говорят, что после эмира Абдуллы остались два сына: Алтун-Бек 9 лет и Галим-Бек 7 лет.
После Тимура кончился ряд прежних царей и Болгар попал под власть Русь-Хана.
Великие цари татарские из рода Чингиза, которые царствовали в Болгар и в соседних странах, следующие.:
Батый-Хан, сын Джуджи-Хана, сына Чингиз-Хана; он около 625 года, по смерти и по назначению деда своего, сделался царём. После него царствовал его сын Сартак-Хан, после него его брат Улакчи Хан, после него брат его Алмадик Ассагид Насыр-уддин Абул-Мегали Береке Хан, после него сын брата его Менгу Тимур Хан, сын Тукана, сына Батый Хана, потом его брат Туда Менгу Хан, потом Галс-уддин-Токтагу Хан, сын Менгу-Тимур Хана; потом Казань Хан сын Туган Хана, сына Батый Хана; потом Тилбуга Хан, сын Менгу-Тимур Хана; потом сын его брата Гаяс-уддин Узбек Хан, сын Тогрула, сына Менгу-Тимур Хана; потом его сын Тень-бек Хан; потом его брат Джелаль-уддин Абуль Музафферь Махмуд Джани-бек Хан; потом его сын Кулна-Хан; потом сын его Бирди-Бек Хан, потом дядя его Науруз Бек Хан; потом Хизрь Хан, сын Ибрагима, сына Фулада, сына Менгу-Тимура, сына Бадакула, сына Джудж-Бука, сына Багадур-Хана; потом его сын Тимур Ходжа Хан; потом Урду Мелик Хан; потом Келди-бек Хан, сын Джани-бек Хана. Потом Русь-Хан сын Бадакула, сына Туй-Ходжи, сына Узь-Тимура сына Ток-Тимура, сына Джуджи-Хана. Потом Насыр-уддин Токтамыш-Хан, сын Туй-Ходжи, сына Ток-Кула, сына Сариджи, сына Уз-Тимура,сына Токай-Тимура; потом Куюрчук-Хан сын Русь-Хана; потом сын его брата, Тимур Кутлуг Хан, сын Тимура-Мюлолка: потом его брат Шади-бек –Хан: потом сын брата, Фулад-Хан, сын Тимур Кутлуга; потом его брат Тимур Хан; потом Джелаль-уддин сын Токтамыш Хана; потом его брат Кибек Хан, потом Бурик Хан, сын Куюрчука потом его сын Дервиш Хан; потом его сын Чегре Хан, сын Джелал-уддин Тимур Хана: потом его брат Кучук-Мухаммед Хан; потом его сын Кичи Ахмед Хан: потом его сын Сейд Ахмед Хан.
В 653 году Береке Хан вступил на престол. Он первый из потомков Джуджи и даже Чингиза приняли ислам. Неджм-уддин Аззагиди, который считался тогда в числе ученых Ханафийских, писал для Береке Хана книгу об истинности мусульманской религии и назвал её: Береке Хан был очень добродетельный и набожный человек и предпринимал многочисленные войны. После Багдадского погрома, он сердился на сына своего Гулаку Хана сына Тулии Хана, владетеля Адербиджана, Харезма и Ирака, из мести за ислам, в помощь Аббасидам и в отмщение за халифа двинулся с большим войском в 661 году в Адербиджан, и победив неприятеля, возвратился домой. После этого было ещё несколько столкновений с сыном дяди Гулаку Ханом и его сыном Абака Ханом,и победа была большей частью на стороне Береке Хана. Наконец он умер в 664 году от спазма в желудке. После смерти его послал сына его брата Менгу-Тимур Хан в Адербиджан войско против Абака Хана, победил его и заключил мир. А Адербиджане после Абака Хана вступил на престол брат его Никударь Хана сын Гулаку Хана. Он первый из потомков Гулаку Хана принял ислам. По принятии ислама он изменил своё языческое имя и назвался Султан Ахмед. Но большая часть его войска не приняла ислама и, считая это принятие оскорблением Абака-Хану, подняли против него Аргун Хана, сына Абака Ханоа. Победа склонилась на сторону Султана Ахмеда и они пленили даже его; но заговорщики, освободили Аргун Хана и внезапно убили Султана Ахмеда. После этого Менгу-Тимур Хан послал против Аргун Хана 80. 000 войска под предводительством двоих вождей Тукая и Нукая. По воле Божьей это войско встретилось с войском Аргун Хана в Карабаге и было разбито Тагачаром, предводителем войска Аргун Хана. От горя об этом несчастии Менгу Тимур Хан умер и вместо его сделался царём Туда Менгу Тимур Хан. Но так как он был злой и кровожадный, то народ сердился на него и присягнул Токтагу Хану, сыну Менгу Тимур Хана. Между двумя противниками произошло страшное сражение. Токтагу Хан остался победителем и взошёл на престол. Он отправил послов к Газан Хану, сыну Аргун Хана и требовал несколько земель от Адербиджанского царства: «по распоряжению Чингиз Хана эта страна принадлежит нам, но Гулак Хан и его потомки завладели её без основания». После шести лет царствования Токтагу Хан умер и был погребён в Сарае. После него сделался царём Казан Хан, сын Туган Хана, сына Батый Хана, о котором мы выше сказали, что он основал город Казань, и после него Тилбига Хан, сын Менгу Тимур Хана. Эти два царя, должно быть, царствовали короткое время и власть их скоро миновала. После них царём был Гаяс-уддин Узбек Хан, сын Тогрула, сына Менгу Тмур Хана. Этот царь был весьма щедрый, прекрасный правитель и бесподобный по возвышению ислама. Он был один из величайших и известнейших царей Саинидской династии. Во время этого царя собирались здесь мусульманские учёные из многих мест и отдалённых городов, и в этом государстве вера ислама возвысилась и распространилась. У него жил известнейший учёный галлямя Кутбутдин Рази, сочинитель Шархи-ль-шаталиг, и Гали Бен Галлия Элбейкенди, который сочинил шарх к третьему тому «Мифтах элгулум» и кончил его в месяце Шагбань 719 года и послал его Султану Узбек Хану, бывшему тогда в Хорезме. Это упомянуто в его предисловии. Во время жизни Узбек Хана весь народ Джуджи переименовался в Узбек и до сих пор это название сохранилось. У Узбек-Хана было сражение с Адербиджанским царём Абу Саидом Худанбе. В 757 году умер Узбек-Хан в Сарае. После него царствовал его сын Тэнбек Хан недолго. После него его брат Джелаль-уддин Абульмузаффер Джани-бек Хан. Это был человек бесконечно религиозный, благонравный, набожный, справедливый и чистосердечный. О нём упоминает и Сагдиддин Тафтазини в предисловии к своему объяснению Шархи Талхис. Когда Мухиддин Альбердаги и другие учёные жаловались на притеснение владетеля Адербиджана Малика Ашраф Чунана, он двинулся с войсками а Адербиджан и убивши его, все его богатство и сокровища перевёз в город Сарай. Об этом происшествии говорят персидские стихи:
Ты знай, что сделал злой Ашраф.
Он сделал притеснения, а Джани Бек увёз его золото.
В 760 году он умер в Сарае и могила его там. После него царствовал сын его Берди-Бек Хан. Он был нехорошей жизни, кровожадный и бесстрашный, но не жил долго и умер после двух лет. Место его занял его сын Кулна Хан и немного позже вступил на престол Науруз Хан. С ним кончился рад царей из династии Саина, из рода Батыя. Между Узбеками известна пословица На Берди Бека сечена бычачья шея.
После них был царь из рода Шейбана сына Джуджи, Хызр сын Ибрагима, а после него Русь Хан, сын Бадакула из рода Токай Тимура, сына Джуджи. Потом Токтамыш Хан сын Туй Ходжи сделался царём с помощью Тимура. Он принадлежит к известнейшим и великим царям Кипчакской страны. В это время по указанию Токтамыша цари булгарские сделали нападение на Русских . когда Кутлук Тимур Хан вследствии своего властолюбия убежал от Токтамыша, тогда Идегу Мирза, из рода Мангуд, сын Кутлук Кааба, соединился с ним. Они были причиной похода Тимура против Токтамыша. Тимур напал на Кипчакскую страну и разгромил Токтамыш хана, но Токтамыш спасся бегством от смерти и плена. Потом Идегу Мирза отделившись от Тимура, собрал народ своего племени и выбрал в ханы Кутлуг Тимура. Несколько раз он сражался с Токтамыш Ханом и побеждённый должен был несколько времени укрываться, наконец внезапно напал на Токтамыша во время пиршества и убил его. Дети же Токтамыша разбежались в разные стороны. Это была шестнадцатая схватка вражды между ними. После этого происшествия в Кипчакской стране, высшая власть и главное распоряжение находилось в руках Идегу Мирзы, не смотря на то, что он посадил одного из потомков Русь Хана на престол, но тот довольствовался именем царя, правом хутбы и чекания монеты. Когда после этого произошла распря между Тимур Ханом и Идегу Мирзою, тогда потомки Токтамыша начали борьбу с ним и, победив его, достигли желаемой цели, и так в 841 году Джелал-уддин Хан сын Токтамыша Хана вступил на престол и сделался царём. Во время этих происшествий Тимур Хан и Идегу оба были уничтожены. После него царствовал брат Джелал-уддина Кибек Хан, потом Чегре Хан, потом Кадыр-берди Хансын Токтамыша. Всякий из этих царей управлял несколько времени в Кипчакской стране и я сам имел случай видеть монеты, чеканенныя во имя каждого из них в Булгаре. Впоследствии наследником престола сделался Улуг Мухаммед Хан, и после некоторого времени его царства брат его Кичик Муххамед. Хан выгнал его из столицы и сам сделался правителем страны. Наконец сын его Сеид Ахмед Хан был царём, и с ним кончился ряд царей в этой стране, так как он переселился в Крым.
Улуг Муххамед Хан прибыл в Казань и через 12 лет переселился в новую Казань; он возобновил этот город и сделал его своею столицей; до прекращения Казанских царей резиденция их была здесь. Сын его Махмуд Хан, по словам некоторых, восстал против отца и сделался царём. После царствования сын его Халил Хан, потом его сын Ибрагим Хан, потом его сын Ильгам Хан, потом его брат Муххамед Эммин Хан, известный под именем Иджим Хана, потом Мамык Хан, сын Гамзы, сына Бахтияра, сына Хизр-Хана, потом Абдул Латиф Хан, сын сын Ибрагим-Хана, потом опять Мухаммед Эммин Хан, потом Шах Али Хан, сын Аллаяр Бека, потом Сахиб Гирей Хан, потом Джан Али Хан, сын Аллаяра, потом снова Сафа Гирей Хан, потом сын его Утемыш Гирей Хан, потом мать его Сюнь бике, дочь Юсуфа, сына Мусса-Хана, потом снова Шах-Али-Хан, потом Ядыгар Хан, сын Касым Хана Астраханского.
Около 950 года гиджры этот ряд царей прекратился по завоевании Казани русским царём Иваном Васильевичем. Город Казань был устроен в 840 году и в нём царствовал ряд царей в течении приблизительно 128 лет; царей было пятнадцать. Из них Мамык пришёл из Ногайской орды, Ядыгар из Астрахани; Шах-Али-Хан и Джан-Али-Хан были два брата, которые с помощью Русских явились из города Касимова, и они вошли в число казанских царей. Сахиб Гирей и Сафа Гирей пришли из Крыма.
Улуг Мухаммед царствовал в новой Казани 7 лет, его сын Махмуд Хан 9 лет, его сын Халил Хан 7 лет, Ибрагим Хан 19 лет, Ильгам Хан 9 лет, Муххамед Амин 9 лет, Мамык Хан один год, Абдул Латиф Хан 5 лет и Мухаммед Амин Хан второй раз 17 лет. Когда он во второй раз взошёл на престол, он с 65 тысячным войском, состоявшим из 45 т. Конницы и 20 т. ногайских Татар, напал на Русских и после жаркого сражения на реке Тэн (Дон?) возвратился с большой добычей и с многочисленными пленниками.
Шах Али Хан царствовал в первый раз 3 года, во второй раз один месяц и в третий раз полтора года. По причине шаткости его положения и несчастия его в предприятиях своих, осталась до сих пор поговорка между Татарами; они говорят именно, если человек находится в беде: его Шах Али Хан проклял. Сахиб Гирей царствовал 4 года. Сахиб Гирей был из рода крымских царей. Когда в 919 году умер знаменитый отец Сахиб Гирея, Менгли Гирей Хан, сын Ходжа Гирей Хана, сына Гаяс-уддина, сына Шах Тимура, то в Крыму возвёл вошёл на престол старший сын его Мухаммед Гирей Хан в начале 920 года, и своего брата Сахиб Гирея заключил в тюрьму. В то время последний царь казанский Улуг Мухаммед Хан, рода Иджим Хана умер без наследника и жители этой страны просили послать к ним одного принца из рода Чингиз Хана; тогда и был послан Сахиб-Гирей. Он царствовал около пяти лет, но огорчившись шаткостью правления и недостатком самостоятельной власти, передал правление Казанского царства сыну брата Сафа Гирею, сыну Махмуд Гирея, сына Менгли Гирея, а сам под предлогом путешествия в Мекку на поклонение, отправился в Стамбул и несколько времени жил в довольстве при турецком султане Сулеймане, сыне Селима. Сафа Гирей царствовал 7 лет, второй раз 11 лет и третий раз 3 года. Джан Али Хан царствовал 4 года и был убит в Москве. Сын его Утемыш Гирей Хан остался малолетним, двух лет, и во имя его царствовала его мать 2 года. Ядыгар-Хан царствовал несколько дней во время нашествия Русских.
Башня, находящаяся в городе Казани у ворот крепости, которая у жителей Казани известна под названием ханской мечети, считается постройкою жены Сафа Гирея Сиюнь-Бике (Сюмбеке).
Близ Казани есть гора так называемая Змеиная (Зилантова). По преданию стариков, на месте Казани, раньше построения этого города, был лес, где водилось множество зверей и змей. В ту пору вздумали огнём прогнать этих вредных змей; так змеи, переплывая чрез реку Казанку, запрудили реку. И был в то время дракон, который поселился на той горе, от чего она и назвалась Зилантовой. — ещё, пред тем временем, именно в 1065 году гиджры, была в Казани моровая язва; тогда горожане выходили на реку Волгу и виде обещания и жертв резали козлов и раздавали нищим. По этому примеру и после в случае несчастий, стали в том место резать козлов: от этого место назвалось Козьей. Отсюда произошёл также суеверный обычай между деревенскими жителями приносить так называемую жертву от моровой язвы.
Перед тем временем, ещё около 1120 г., случился в Казани огромнейший пожар, известный под именем Уразметова пожара, и жители города рассеялись по деревням и окрестностям. Этот пожар назван Уразметовым потому, что жена некоего Уразмета несла огонь и выронила его; она подожгла в своём доме, а оттуда огонь распространился по всему городу. Через несколько времени большинство жителей города опять возвратилось в Казань, а некоторые поселились вблизи Казани; так произошла Новая Татарская Слобода. В последние годы Казанского царства был учёный человек по имени Казы Шериф-кул. Когда Русские осаждали Казань, он много сражался и наконец пал мёртвый на своей медресе, был поражен копьем.
"� Hf�`Չего брат Джелаль-уддин Абульмузаффер Джани-бек Хан. Это был человек бесконечно религиозный, благонравный, набожный, справедливый и чистосердечный. О нём упоминает и Сагдиддин Тафтазини в предисловии к своему объяснению Шархи Талхис. Когда Мухиддин Альбердаги и другие учёные жаловались на притеснение владетеля Адербиджана Малика Ашраф Чунана, он двинулся с войсками а Адербиджан и убивши его, все его богатство и сокровища перевёз в город Сарай. Об этом происшествии говорят персидские стихи:
Ты знай, что сделал злой Ашраф.
Он сделал притеснения, а Джани Бек увёз его золото.
В 760 году он умер в Сарае и могила его там. После него царствовал сын его Берди-Бек Хан. Он был нехорошей жизни, кровожадный и бесстрашный, но не жил долго и умер после двух лет. Место его занял его сын Кулна Хан и немного позже вступил на престол Науруз Хан. С ним кончился рад царей из династии Саина, из рода Батыя. Между Узбеками известна пословица На Берди Бека сечена бычачья шея.
После них был царь из рода Шейбана сына Джуджи, Хызр сын Ибрагима, а после него Русь Хан, сын Бадакула из рода Токай Тимура, сына Джуджи. Потом Токтамыш Хан сын Туй Ходжи сделался царём с помощью Тимура. Он принадлежит к известнейшим и великим царям Кипчакской страны. В это время по указанию Токтамыша цари булгарские сделали нападение на Русских . когда Кутлук Тимур Хан вследствии своего властолюбия убежал от Токтамыша, тогда Идегу Мирза, из рода Мангуд, сын Кутлук Кааба, соединился с ним. Они были причиной похода Тимура против Токтамыша. Тимур напал на Кипчакскую страну и разгромил Токтамыш хана, но Токтамыш спасся бегством от смерти и плена. Потом Идегу Мирза отделившись от Тимура, собрал народ своего племени и выбрал в ханы Кутлуг Тимура. Несколько раз он сражался с Токтамыш Ханом и побеждённый должен был несколько времени укрываться, наконец внезапно напал на Токтамыша во время пиршества и убил его. Дети же Токтамыша разбежались в разные стороны. Это была шестнадцатая схватка вражды между ними. После этого происшествия в Кипчакской стране, высшая власть и главное распоряжение находилось в руках Идегу Мирзы, не смотря на то, что он посадил одного из потомков Русь Хана на престол, но тот довольствовался именем царя, правом хутбы и чекания монеты. Когда после этого произошла распря между Тимур Ханом и Идегу Мирзою, тогда потомки Токтамыша начали борьбу с ним и, победив его, достигли желаемой цели, и так в 841 году Джелал-уддин Хан сын Токтамыша Хана вступил на престол и сделался царём. Во время этих происшествий Тимур Хан и Идегу оба были уничтожены. После него царствовал брат Джелал-уддина Кибек Хан, потом Чегре Хан, потом Кадыр-берди Хансын Токтамыша. Всякий из этих царей управлял несколько времени в Кипчакской стране и я сам имел случай видеть монеты, чеканенныя во имя каждого из них в Булгаре. Впоследствии наследником престола сделался Улуг Мухаммед Хан, и после некоторого времени его царства брат его Кичик Муххамед. Хан выгнал его из столицы и сам сделался правителем страны. Наконец сын его Сеид Ахмед Хан был царём, и с ним кончился ряд царей в этой стране, так как он переселился в Крым.
Улуг Муххамед Хан прибыл в Казань и через 12 лет переселился в новую Казань; он возобновил этот город и сделал его своею столицей; до прекращения Казанских царей резиденция их была здесь. Сын его Махмуд Хан, по словам некоторых, восстал против отца и сделался царём. После царствования сын его Халил Хан, потом его сын Ибрагим Хан, потом его сын Ильгам Хан, потом его брат Муххамед Эммин Хан, известный под именем Иджим Хана, потом Мамык Хан, сын Гамзы, сына Бахтияра, сына Хизр-Хана, потом Абдул Латиф Хан, сын сын Ибрагим-Хана, потом опять Мухаммед Эммин Хан, потом Шах Али Хан, сын Аллаяр Бека, потом Сахиб Гирей Хан, потом Джан Али Хан, сын Аллаяра, потом снова Сафа Гирей Хан, потом сын его Утемыш Гирей Хан, потом мать его Сюнь бике, дочь Юсуфа, сына Мусса-Хана, потом снова Шах-Али-Хан, потом Ядыгар Хан, сын Касым Хана Астраханского.
Около 950 года гиджры этот ряд царей прекратился по завоевании Казани русским царём Иваном Васильевичем. Город Казань был устроен в 840 году и в нём царствовал ряд царей в течении приблизительно 128 лет; царей было пятнадцать. Из них Мамык пришёл из Ногайской орды, Ядыгар из Астрахани; Шах-Али-Хан и Джан-Али-Хан были два брата, которые с помощью Русских явились из города Касимова, и они вошли в число казанских царей. Сахиб Гирей и Сафа Гирей пришли из Крыма.
Улуг Мухаммед царствовал в новой Казани 7 лет, его сын Махмуд Хан 9 лет, его сын Халил Хан 7 лет, Ибрагим Хан 19 лет, Ильгам Хан 9 лет, Муххамед Амин 9 лет, Мамык Хан один год, Абдул Латиф Хан 5 лет и Мухаммед Амин Хан второй раз 17 лет. Когда он во второй раз взошёл на престол, он с 65 тысячным войском, состоявшим из 45 т. Конницы и 20 т. ногайских Татар, напал на Русских и после жаркого сражения на реке Тэн (Дон?) возвратился с большой добычей и с многочисленными пленниками.
Шах Али Хан царствовал в первый раз 3 года, во второй раз один месяц и в третий раз полтора года. По причине шаткости его положения и несчастия его в предприятиях своих, осталась до сих пор поговорка между Татарами; они говорят именно, если человек находится в беде: его Шах Али Хан проклял. Сахиб Гирей царствовал 4 года. Сахиб Гирей был из рода крымских царей. Когда в 919 году умер знаменитый отец Сахиб Гирея, Менгли Гирей Хан, сын Ходжа Гирей Хана, сына Гаяс-уддина, сына Шах Тимура, то в Крыму возвёл вошёл на престол старший сын его Мухаммед Гирей Хан в начале 920 года, и своего брата Сахиб Гирея заключил в тюрьму. В то время последний царь казанский Улуг Мухаммед Хан, рода Иджим Хана умер без наследника и жители этой страны просили послать к ним одного принца из рода Чингиз Хана; тогда и был послан Сахиб-Гирей. Он царствовал около пяти лет, но огорчившись шаткостью правления и недостатком самостоятельной власти, передал правление Казанского царства сыну брата Сафа Гирею, сыну Махмуд Гирея, сына Менгли Гирея, а сам под предлогом путешествия в Мекку на поклонение, отправился в Стамбул и несколько времени жил в довольстве при турецком султане Сулеймане, сыне Селима. Сафа Гирей царствовал 7 лет, второй раз 11 лет и третий раз 3 года. Джан Али Хан царствовал 4 года и был убит в Москве. Сын его Утемыш Гирей Хан остался малолетним, двух лет, и во имя его царствовала его мать 2 года. Ядыгар-Хан царствовал несколько дней во время нашествия Русских.
Башня, находящаяся в городе Казани у ворот крепости, которая у жителей Казани известна под названием ханской мечети, считается постройкою жены Сафа Гирея Сиюнь-Бике (Сюмбеке).
Близ Казани есть гора так называемая Змеиная (Зилантова). По преданию стариков, на месте Казани, раньше построения этого города, был лес, где водилось множество зверей и змей. В ту пору вздумали огнём прогнать этих вредных змей; так змеи, переплывая чрез реку Казанку, запрудили реку. И был в то время дракон, который поселился на той горе, от чего она и назвалась Зилантовой. – ещё, пред тем временем, именно в 1065 году гиджры, была в Казани моровая язва; тогда горожане выходили на реку Волгу и виде обещания и жертв резали козлов и раздавали нищим. По этому примеру и после в случае несчастий, стали в том место резать козлов: от этого место назвалось Козьей. Отсюда произошёл также суеверный обычай между деревенскими жителями приносить так называемую жертву от моровой язвы.
Перед тем временем, ещё около 1120 г., случился в Казани огромнейший пожар, известный под именем Уразметова пожара, и жители города рассеялись по деревням и окрестностям. Этот пожар назван Уразметовым потому, что жена некоего Уразмета несла огонь и выронила его; она подожгла в своём доме, а оттуда огонь распространился по всему городу. Через несколько времени большинство жителей города опять возвратилось в Казань, а некоторые поселились вблизи Казани; так произошла Новая Татарская Слобода. В последние годы Казанского царства был учёный человек по имени Казы Шериф-кул. Когда Русские осаждали Казань, он много сражался и наконец пал мёртвый на своей медресе, был поражен копьем.
- 3960 просмотров