Заселение части бассейна реки Ик
И. Шигапов
История появления оседлого населения на данной территории (Ютазинский район и сопредельные территории) конечно же требует комплексного изучения. Со своей стороны, в рамках данной конференции, хотел бы остановится на нескольких документах, обнаруженных в республиканских архивах (НА РТ и ЦГИА РБ), по нашему мнению позволяющих проследить появление в этих краях, а именно в бассейне реки Ик населения, именуемого как «вотчинники», т. е владельцы земельных угодий, административно относящихся к Кыр-Еланской (Иланской) и Байлярским волостям. Часть населения нескольких деревень Ютазинского района (Абсалямово, Дым-Тамак) относились к Байлярской волости, а Кыр-Иланская волость является смежной и вплотную примыкает к обсуждаемой территории. Хотя и само волостное деление, которое по непонятным причинам некоторые исследователи принимают за родо-племенное и возводят чуть ли не ко временам Чингизовым, в этих краях требует дальнейшего изучения, все же будем оперировать принятыми понятиями.
Откуда же пришли, как появились здесь «башкиры-вотчинники» (Хотя в этом же регионе зафиксированы и тептяри-вотчинники (Аднагулово, Сардык) и даже черемисы-осаба. Ведь известно, что еще в середине и конце 16 века в этих краях кочевали татары Ногайской орды, которые после взятия Казани де-юре были полновластными хозяевами в Закамье и в бассейнах рек Ик и Сунь вплоть до «Смутного времени», т. е. до начала 17 века, и только после прихода калмыков отошли к «Астрахани» (РГАДА. ф. 1173. оп. 1. ед. хр. 373) «Национальная история татар: теоритико-методологические проблемы», 2011). Но часть кочевых татар ушла отсюда и после «смуты» в Ногайской орде, о чем сохранились сведения как в документах, так и народных преданиях. Интересно то, что в документах, относящихся к 16 веку, например в «Посольских книгах по связям с Ногайской ордой, в этих краях не упоминаются оседлые поселения. Возможно, существовавшие в более ранний период, они перестали функционировать в конце 14 века, после нашествия Тимура. Территориально, бассейн реки Ик подчинялся Казанским царям. По нашему мнению, заселение, или основание новых оседлых поселений здесь начинается лишь во второй половине 16 века. В 16 веке Россия начала освоение закамских земель, которые «освободились» после ухода части ногайских татар, о чем и объявила во всеуслышание. Вот цитата:
«По взятии Казани, царь Иван Грозный приказал разослать по всем «улусам» жалованные грамоты «черным ясачным людям» (для ханов и царей, «белых московских», покоряемые народы ничем иным не были, как лишь «ясачными» данниками). В царских жалованных грамотах «ласково» «черные ясачные люди» «улещались», чтобы они шли к нему (царю) «без всякого страха, он их пожалует и они бы платили ему ясак, как и прежним казанским царям». (П. Ф. Ищериков. Очерки из истории колонизации Башкирии).
Русское государство стало преемницей «Царей» Казанских-Чингизидов, и считало себя вправе распоряжаться их владениями. Тягловое население бывшего Казанского ханства получало вотчинные права с условием платежа ясака, а аристократия становилась тарханами и князьями. Хотя исключения, конечно же, были. В одном документы из НА РТ (ф. 974. оп. 2. дело. 6.) зафиксирован переход Рыски Турачева (Тураева) в «тарханы», а родные его остались в «ясашных». Содержащийся в том же деле объёмный документ, посвященный земельным спорам в этом регионе, содержит копии более древних грамот относящихся к 17 веку, и позволяет делать выводы о «месте исхода» группы населения, позже фиксируемой как «башкиры» Иланской и Байлярских волостей (иногда упоминаемой как Кыр-Илано-Байлярская волость). Приступим к разбору первого документа, вернее той её части относящейся к более ранним годам. Сам документ находится в фонде Бугульмиского уездного суда, и целиком посвящен разбору земельного спора разных жителей уезда, деревень, которые сегодня относятся к Соседнему с Ютазинским Бавлинскому району.
В документе упоминаются бывшие владельцы части земель по Ику Тлевлюк Досаев и Ишмячко Иштяков. Они-кыриланцы, то есть башкиры-вотчинники Кыр-иланской волости. Когда-то их дед, вместе с родственниками, получил громадные земельные угодья по Ику и по Усень рекам, поделил их с родственниками по жребию, но потом от «ногайского разорения», «от воинских Казанских (калмыцких) людей», съехал в Казанский уезд. Тлевлючко и Ишмяко подали челобитную в 7184 (1676) году. При этом они названы ясачными чувашами. Отнимем отсюда усредненные два поколения — получится, что дед их съехал в Казанский уезд примерно в 1610—30 годах. Может лет на десять раньше. А что же заставило его съехать? Скорее всего, ясачного землевладельца прогнали стычки, происходившие тогда между пришедшими калмыками и уже уходившими южнее ногайцами. Итак, дед Тлевлюкова и Ишмячки получил свою вотчинную землю, пожил здесь и уехал в деревню Кугарчину Ногайской дороги Казанского уезда, но оставался владельцем своей вотчины. Чтобы зазря не платить ясак, он ее «сдал» опять-таки ясачным людям Казанского уезда, которые к тому времени уже назывались татарами (в документе из РГАДА бобыли). Переселившийся «От Ногайского разорения и от воинских калмыцких люде» Интересно то, что потомки обратно переселившихся в Казанский уезд, татары, жившие в деревне Кугарчин в конце 17 века очень хорошо помнили об этом событии. Вот цитата из работы Д. М Исхакова «Татарская нация: история и современное развитие»: «Ясачные татары дер. Кугарчин Ногайской дороги Уфимского уезда в своей челобитной (1691 г.) пишут, что прадед их Алатайко Какасов числился башкиром Кыриланской волости Казанской дороги Уфимского уезда и от скудости съехал на Ногайскую дорогу, живет в дер. Кугарчин, ныне лет с 70 (РГАДА, ф. 1173, оп. 1 ед. хр. 1095, л. 2).
Интересно то, что «сдавали» свою вотчину тоже «ясачным людям, в документе названным то «ясачными чувашами» то «ясачными татарами». Ясно что «чуваша» это обозначение всего лишь сословия существовавшего во второй половине 16 и первой половине 17 века, и не несет никакой этнической окраски.
«А тое де свою вотчину он Тлевлюк с товарищем, из ясаку чувашам Казанского уезда Маметку Алдергушеву да Кошайку з братьями отдали». Для сравнения: «1195 году генваря …дня бил де челом великим государям царям великим и князьям Иоанну Алексеевичу Петру Алексеевичу и великой государыне благоверной царевне и великой княжне и белые России самодержцам а на Уфе в приказной избе стольнику и воеводе князю Ивану Федоровичу Борятынскому (?) подали челобитну Уфимского уезду Казанские дороги деревни Тылламас есашные татары Комайко Бакшандин з братьями с товарищи». Только вот странность — в документе из РГАДА (Ф, 1173. Оп. 1. Дело. 476) они тоже говорят что: «вотчина де у них старинная по Ику…»…
Как бы то ни было, живущий здесь, родственник «ясачных чувашей Тлевлюка и Ишмячки «башкирец-вотчинник» Кучук Бекбулатов не хочет пускать других «чуваш-бобылей –татар-башкир» и тоже вотчинников, в «тое де» старинную свою вотчину. Тлевлюк с Ишметом подают в суд и выигрывают — Кучуку указывается «сидеть» в своей, доставшейся по жребию, земле-вотчине, которая от Тлевлюковой через два жеребья. Упорствуя, Кучук говорит, что Тлевлюк и Ишмячко могут умереть, не оставав потомства и тогда вотчина достанется чужим людям. Но правда оказывается на стороне Тлевлюка и товарищей… Большою часть документа приводим здесь.
Внимательно проанализировав данный документ, вкупе с другими подобными, можно сделать выводы:
1. В конце 16 или начале 17 века, группа ясачных людей — родственников из Прикамья (Ногайская дорога Казанского уезда), получила громадные наделы земли по Ику и Усень рекам, то есть в Иланской волости и стали «башкирами–вотчинниками».
2. Вскоре после получения ими вотчин, в Икском бассейне произошли какие-то локальные конфликты.
3. Связей с «основной родиной» они не потеряли ни в конце 17 века, ни даже в 18 веке.
Раз уж здесь упомянули деревню Кугарчин Ногайской дороги Казанского уезда (ныне Рыбнослободской район РТ, территория также входила в Зюрейскую дорогу «КУ») в связи с «башкирами вотчинниками» и «ясачными чувашами», то грех не сказать несколько слов о тарханах Монашевых. Тем более, что данная фамилия имеет самое прямое отношение к рассматриваемой теме.
По «Писцовой книге Казанского уезда 1602—1603 годов» известен Монаш Базяев, живший в деревне Нурма Зюрейской дороги. Интересно то, что жители этой деревни в начале 17 века уже владели земельными наделами по Самарской дороге, по реке Майна в Закамье. (М. Ахметзянов. Нугай урдасы. «Писцовые…»).
Сын Монаша — Килей, в 1618 году живя в деревне Кугарчин, получил тарханную грамоту на земли по Кинели. И поместье в деревне Чаллы. Брат его Булат Монашев владел землями по Кинели с 1613 года Но Килей же еще в 1647—1653 годах, по «Писцовым книгам Казанского уезда 1647—56 гг.» значится ТАТАРОМ владевшим поместьем в деревне Новые Мемли.
Все эти деревни расположены рядом.
Стоит ли говорить, что потомки этих Монашевых в 18 веке упоминаются уже как «башкиры вотчинники» Кыпчакской волости Уфимского уезда. Хотя в том же 18 веке, зафиксированы и служилые татары — потомки Монашевых. («Альметьевская Энцеклопедия» И Габдуллин. М Роднов.), а часть потомков этого рода, в 18 веке поселилась на данной территории, т. е. в деревне Тархан, Шараского района.
Вернемся к документу.
Во второй его части рассматривается спор опять происходивший в середине 18 века между башкирами байлярской и кыриланской волостей. Одну из сторон представляют Ишей Заитов, Кутлумет Бухаров, Абдулла Аитов, Искандер Солтанов стоварищи, а другую Усман Бердыбаев. Внимательный разбор этой части тоже подводит к интересным выводам. Здесь Усман Бердыбаев показан Кыриланской волости «башкирем-вотчинником», а Ишей, Кутлумет, Абдулла, Искандер Байлярской волости башкирами вотчинниками. Спорной землей оказывается они владеют сообща. В ходе разбора дела в середине 18 века, выясняется, что предки Байлярской волости вотчинников были ясачными чувашами Зюрейской дороги Казанского уезда («Карымка Шихдербышев и Урсалка Тогаев были природные Казанского уезда Зюрейской дороги деревни Балтасевой есашные чуваши») и что за какие то заслуги один из предков их, а именно Рыс Турачев был исключен из бобыльского ясака и возведён в тарханы. Так как, к моменту спора о земле, с этого времени прошло уже более ста лет, то байлярской волости башкиры даже сами удивляются тому, что предки их де были чуваши. Кроме того, выясняется, что байлярцы живущие в деревне Тураево (ныне Ермекеевский район РБ), имеют вотчину и в другом Тураево за Камою рекою (ныне Менделеевский район РТ). «Кыриланец» Усман Бердыбаев показывает что во время «башкирских возмущений» его предки, мол сходили с места своего жительства и мол именно в это, время на эту землю заселились отца байлярцев. Из документа видно, что происходило это в первой половине 18 века в 1740-х годах. Байлярцы утверждают то же самое.
Но Ишей Заитов стоварищи имеет на руках на эти земли (по Ику реке) грамоты данные их предкам Что и представили в суде («платили за то куничной ясак о чемъ представили квитанции копии а хотя предки их Карманко Шихдербышев и Урсайка Тогаев по делу производившемуся в Уфимской провинциальной канцелярии и наименованы чувашами, но почему они в древности такъ именовались того они не знаютъ, привсем том однакож из данной въ 7166 году брату означенных предъков их Карманки и Урсоики Рыску грамоты явствует, что не толко онъ в той грамоте именован башкирцом ни и тарханство ему за службы дать велено и с той грамоты (73) представя копию доносли притомъ, что о разделе помянутой вотчинной их земли по частямъ учинена прадедами их Карманком Шахдербышевым Кайбулатом Кулмаметовым сделачная выпись которую имеютъ предоставить»).
Так откуда же были предки Ишея Заитова с товарищи?
В документе сказано ясно: «их Карымка Шихдербышев и Урсалка Тогаев были природные Казанского уезда Зюрейской дороги деревни Балтасевой есашные чуваши»
Деревня Балтачево (Юлсубино) сегодня находится в Рыбнослободском районе РТ. И живут там татары. Правда, есть и другие деревни с таким же названием.
Кстати, можно здесь привести цитату и из работы «НАДЫРОВСКАЯ ВОЛОСТЬ» (Альметевская энциклопедия)
Р. Амирханов, И. Габдуллин
«Саралимино-Байлярская волость. Жителям этой волости еще по грамотам за 15 сентября 7089 и 27 февраля 7103 гг. (1581 и 1594 гг. — Р. А., И. Г.) были даны земли в Предкамье по бассейнам pp. Тойма, Каринка (Елабужский район) и в Закамье по pp. Кабан, Мелекес, Ургуда, Ирня и др. При этом получившие владения Дербыш Миркомалов, Тевкелей Токтамышев и Балтемир Скомин названы чувашами».
Авторы приводят эти данные опираясь на архивные документы (РГАДА. Ф. 1324. Оп. 1. Д. 1010. Л. 218-218 об.; Д. 1249. Л. 55—55 об.). По приведенной цитате видно, что первыми переселенцами рода в Закамье всё-таки были Дербыш и его товарищи, и заселились они первоначально в деревню Байляр (Старобайлярово). Числились они «ясачными чувашами», с получением вотчины стали именоваться «башкирцами-вотчинниками» Байлярской волости, и даже их родословные фиксируются как в современных изданиях как «башкирские», хотя самосознание и материальная культура их потомков татарские.
Из совокупного анализа документов также становится понятным, что сотник Кыр-Иланской волости Усман Бердыбаев, во время земельно спора в 18 веке, все-таки говорил о некогда существовавшим, но утерянном документе, указывая, что предки его имели грамоту от 7082 года. Скорее всего, это тоже его родственники как и в первом случае (Тлевлюк и Кучук). Только они уже фиксировались как вотчинники Кыр-Иланской волости (название от деревни Илан (елан) — нынешнее Верхнеяркеево) возможно немного раньше получив по челобитным земли на данной территории.
Приведем фрагмент документа из Казанского архива, относящийся к 17 веку:
«1195 году генваря …дня бил де челом великим государям царям великим и князьям Иоанну Алексеевичу Петру Алексеевичу и великой государыне благоверной царевне и великой княжне и белые России самодержцам а на Уфе в приказной избе стольнику и воеводе князю Ивану Федоровичу Борятынскому (?) подали челобитну Уфимского уезду Казанские дороги деревни Тылламас есашные татары Комайко Бакшандин з братьями с товарищи. В челобитье их написано в прошлом де в 184м году били де челом блаженные памяти великому государю царю и великому князю Алексею Михайловичу всея великия и малыя и белыя России самодержцу есашные чуваша Тлелючка Досаев да Ишмячко Иштяков, Киргиланской волости на башкирцев на Кучучка Бекбулатова з детьми с здаточной вотчины что по Ику и по Усеню рекам и по урочищам а что какие речки и урочища и то писано у них Тлевлючки и Ишмячки в прежнемих челобитье которую вотчину здали им Кошайку з братьями и товарищи из ясаку, они Тлевлючка и Ишмячка в том что он Кучучко их Кошайка з братьями и с товарищи в тое вотчину не пускали зверовать и меду драть и никакие добычи добывать, и потому их Тлвлючку и Ишмячку челобитью была очныя ставка в той здаточной их вотчине . они Тлевлючко и Ишмячко их Кошайка з братьями и товарищи от него Кучучка очистили и по той очной ставке по приговору стольника и Воеводы что ныне окольничей Петра Тимофеевича Кондырева про то их Тлевлюкова и Ишмячкова чолобитья того вотчиною владеть, а ответчику Кучучку и з детьми от тое (Вотчины) Тлевлюковы и Ишмячковы вотчины отказано, и на тое вотчину за наимъ Тлевлюку и Ишмячку с того приговору владения память, а ныне де в тое их здаточную вотчину вступаются деревни Тураевы ясашные татары Маметкуль Токаев да Мамедали Иметкулов с товарищи и тое вотчину называют своею и чинятъ в тое вотчине им насиьство всякое, а как великим государям били челом Тлевлючко и Ишмячко на Кучучка с детьми и они Маметкула и Мамедалея с товарищи того челобитья и приговору не спорили потому что до тое вотчины их дела не было, и что великие государи пожаловали велели б против прежнего великого государей указу и приговору тое вотчинное и против прежнего челобитья Тлевлюкова и Ишмячкова по старым речкам и урочищам владеть им на тое вотчину дать им владеную память с прежнего дела………. . и очиски Тлевлючковой и Ишмячковой а в далее запамятью стольника и воеводы что ныне окольничей Петра Тимофеивича Кондырева написано:Били челом блаженные памяти великому государю царю и великому князю Алексею Михайловичу всея великия и малыя и белыя России самодержцу Казанского уезду Ногайския дороги деревни Кугурчинов ясашные чуваши Тлевлючко Досаев (58 об) да Ишмячко Истяков Кыриланские волости, на башкирца на Кучучка Бекбулатова з детьми А в челобитье их написано:в преждние годы их деды и отцы их жили в той Иланской волости вместе с ево Кучучковым дедом и отцом и сынами Кыръиланские волости з башкирцы и разделили вотчину свою по Ику и по Усеню рекам и по иным многим речкам на семь жеребьев по родам, их деду досталось речка Усень да речка Кадыш да речка Кандыз да речка Ногуш да речка Бишинды а та де речка межа от иных их же волости башкирцев, а те речки впали в Ик и в Усень с обе стороны а промеж их лесы борного ухожие и лес Кудаш да лес Ямады да лес Туба да лес Бавлу да лес Чермыш Кылган да лес Дурткуль, а межи той их вотчине нижняя по Ику реке речка Нарыш а на низ в от их вотчины от речки Нарыша по Ику ж реке вотчина отделенная тоеж волости башкирца Кузеля с товарищи, а ниже Кузелевой вотчины по Ику ж реке вотчина отделеннаяж башкирца Кудаймамета Урусова с товарищи а ниже Кудаймамета Урусова вотчиныево Кучукова з детьми отделена с урочищи, и. И в прошлых де и давних годах дед их от голоду и за бедностью от ногайского разорения и от войны съехал в Казанский уезд и в Казане на них наложили хлебной и денежной ясак и им того ясаку истой вотчины платить стало невсилу и они де ту свою вотчину отдали исъ ясаком Казанского уезду чувашу Маметю Альдергушеву з братьями да Кошаю Бакшандину з братьями а ясаку они платят за их в Казань с той вотчины на год по пятнадцати (рублей) куниц да по и 50 (?) денег (59) и владеют де они вотчиной многие годы, а ныне де в ту вотчину у них Мамета и Кошая вступлются он Кучук и ту у них отымает и ясаку добывать их в ту вотчину не пущают а у него де Кучука вотчина и с урочищи своя отделенная, вступлется в ту вотчину через два жеребья разделены мимо всех Кыриланских волости башкирцов и чтоб дать и с ним Кучуком очную ставку и по помети на челобитной стольника и воеводы Петра Тимофеивича Кондырева чувашу Тлевлюку с товарищем и башкирцу Кучуку Бекбулатову з детьми очная ставка дана, а на очной ставке чувашенин Тлевлюка Досаев искам и вместо товарища своего Ишметко Иштякова и в ответах (?) на очной ставке башкирец Кучучка Бекбулатов и вместо детей своих сказал, : и в прошлых де годегъ деды и отцы их Тлевлюков и Кучуков и иные их братья кто имяны башкирцы той Кыриланской волости жили ли, того де он Кучучко не помнит а вотчина де по Ику и по Усеню рекам на семь жеребьев по родам разделили по жеребьям, а досталась тое вотчины деду ево Тлевлюкину в урочищах речки Усень да Кадыш да Кандыз да Ногуш, да Бишинды а в пали де те речки в Икъ и Усень реки с обе стороны а промеж их лесы бортные и ухожьи Кудаш да Ямады да Янтубу да Бавлу да Чермыш Кырган да Дерткулъ а межа де той их Тлявлюкове с товарищи вотчине нижняя по Ику реке речка Нарыш а доведется де ( стр 59 об) в тот лес ходить ему Тлевлюку Досаеву с товарищем ему Кучучку з детьми по родству своему с ним Тлевлюком с товарищем потому что, они де Тлевлючко с товарищем ему Кучучку сродичи. и на низ де от их же Тлевлюковы с товарищем вотчины от речки Нарыша по ику шъ реке вотчина деленная тоеж Кыриланские волости башкирца Кузеля с товарищи а ниже де его Кузелевы по Ику реке отделенаяж вотчина башкирца Кудаймамета Урусова с товарищи. а ниже де той его Кудаймаметовы стоварищи вотчины его Кучуковы з детьми вотчина отделеннаяж с урочищи, и в прошлых давних годех дет их Тлевлюка с товарищем от воинских Казанских людей с тое Кыръиланские волости съехал жить в Казанский уезд и слышал де он Кучучко про то что в Казани на деда его Тлевлюкова и на него Тлевлюка с товарищем государевой денежной и хлебной ясак наложен был. А тое де свою вотчину он Тлевлюк с товарищем, из ясаку чувашам Казанского уезда Маметку Алдергушеву да Кошайку з братьями отдали ли и ясак с той вотчины они Маметко и Комайка з братьями платят ли того де он Кучучка з детьми не ведает. а владеют де тое вотчиною они Маметко и Кошайко давно а ныне де он Кучучка з детьми своими в тое вотчину у них Маметка с товарищи вступаются и впредь пускать их в тое вотчину не хочет для того чтобы тое вотчиною владел сам он Тлевлючко с ним Кучучком з детьми по родству своему, а не они Маметко и Кошайко з братьями потому что они де, Маметко и Кошайко, з братьями люди чужие, а он Тлевлюку с товарищем люди свои, а вотчина де своя у него (60) у Кучучка з детьми есть, только де небольшая а промеш (?) де жеребья вотчины ж его Кучуковой с родичем тоеж Кыръиланские волости башкирцов в тое де вотчину они невступаются для того что у них де вотчины большие, а у него де Кучучка з детьми вотчина малая. Истец Тлевлючка против его Кучучкова ответу сказал, в тое де его Тлевлюкову вотчину он Кучучка стал вступаться тому годы с три и наемщиков его Тлевлюкиных и с той вотчины он Кучучка выбивает и ответчик Кучучко сказал для де того он Кучучка з детьми тое их Тлевлюковою с товарищем вотчиное владеть и хочет и наемщиков их Тлевлюки с товарищем в тое вотчину пущать не хочет потому что де тот Тлевлюко ему Кучучку свои а как де он Тлевлюко умрет и та де вотчина достанется ему Кучуку и станет де ис той вотчины он Кучучко ясак платить. Истец Тлевлюко сказал :вотчину де его Кучучкову он Тлевлюко не ходит потому что есть де у него Тлевлюка и своя вотчина а в чужую де вотчину ходить он Тлевлючко не хочет и его Кучучка з детьми в свою вотчину не пущает опричъ их Маметка и Комайка з братьев, и столник (?) и воевода что ныне окольничей Петр Тимофеевич Кондырев слушав того дела приговорил исца Тлевлюка Дасаева и Ишметка Иштякова оправить, а ответчика Кучучка Бекбулатова з детьми обвинить и тое вотчину которая у него Тлевлюка де Ишметка в челобитье их написана владеть ему Тлевлюку (60 об) с товарищем по прежнему розделу дедов и отцов их а ответчику Кучуку Бекбулатову з детьми от той их Тлевлюковой с товарищем вотчины отказать а владеть ему Кучучку з детьми тою вотчиною которую он Кучучко владел преж сего . против двух допросных речей что на очной ставке в допросе своем он Кучучко сказал: потому в челобитной у него Тлевлюка с товарищем на него Кучуке с детми написано в прошлых де годах деды и отцы их жили в той кириланской волости вместе с его Кучуковым дедом и отцом и сынами кыръиланской волости з башкирцы и розделив вотчину свою по ику реке и по Усеню поймам многим рекам на семь жеребьев по родам, а от их де Тлевлюкиным с товарищем вотчины по Ику ж реке вотчина отделенаяж башкирца Кудаймаметки Урусова с товарищи а ниже и де его Кудаймаметовы вотчины, вотчина его Кучукова з детьми С урочищи отделенаяж . И в прошлых де в давних годах дед их Тлевлючкин с товарищи от воинских ногайских людей отъехали в Казанских уезд. в Казани де на них наложили хлебной и денежный ясак и им де того государева ясаку с той вотчины платить стало невсилу и отдали де тое свою вотчину они посъ ясаком Казанского уезду чуваша Маметку Алдергушеву да Кошайку Бакшендину з братьями и владеют тою вотчиною многи годы, а ныне де в тое вотчину у них Маметка и Кошайка з братьями вступаются чрез два (стр 61) жеребья разделенных мимо всех кыриланские волости Башкирцев он Кучучко з детьми . И против челобитья их Тлевлюкина с товарищем он Кучучко и вместо детей своих на очной ставке ж сказал в прошлых де годах деды и отцы их Тлевлюкин и Кучуков и иные их братья и то имяны башкирцы в той кыриланской волости жили ли того де он Кучучко не помнит а вотчина де по Ику и по Усеню рекам на семь жеребьев по родам разделена а если де Кучучку з детьми разделенная ж вотчина Есть в тоеж урочищах по Ику ж и по Усеню рекам только де небольшая а досталась де тое вотчина деду его Тлевлюкину в урочищах речки что против исковой его Тлевлюкиной челобитной а ныне де он Кучучко з детьми своими тое вотчину у них Маметка с товарищи вступаются и впредь их Маметка с товарищи пускать в тое вотчину не хочет, для того что он де тою вотчиною владя (?) Сам он Тлевлючко с ним Кучучком з детьми по родству своему а не они Маметко и Кошайко братьями. потому что они де Маметко и Кошайко з братьями люди чужие а он Кучучко з детьми ему Тлевлюку с товарищи люди свои а как де он Тлевлюка умрет и та де ево вотчина Тлевлюкова с товарищи что отдали они им Маметку и Кошайку (стр 61 об) з братьями достанется по родству своему Кучучку з детьми а него де Кучучка з детьми…. вотчина в тех же урочищах по Ику реке и тое де небольшая, и Тлевлючко Досаев сказал в чужие де вотчины он Тлевлюка ходить не хочетъ и ево Кучучка з детьми в свою вотчину опричъ их Маметка и Кошайка з братьями не пущает и по тем его Кучучковым речам что он Кучучко з детьми тою их Тлевлючкиною с товарищем вотчиною завладеть похотел напрасно, потому что против их Тлевлюкина с товарищем челобитья сам он Кучучко на очной ставке сказал он де Тлевлючко ему Кучучку свои родственной, а вотчина де по Ику и по Усеню рекам на семь жеребьев по родам разделена которая в челобитной у них Тлевлюка с товарищем написана а коли вотчины по жеребьям разделены и ему Кучучку з детьми до их Тлевлюкины с товарищем вотчины и дела нет и ступаться ему в чужие вотчины не для чего, что вотчина у них Тлевлюка и Кучучка с товарищи разделенные потому от тое их Тлевлюкины с товарищем вотчины ему Кучучку з детьми и отказано, а велено ему Кучучку з детьми владеть своею вотчиною про которую он Кучучко на очной ставке сказал, что де после смерти ево Тлевлюковы с товарищем тою их вотчиною владеть ему Кучучку з детьми и будет у него Тлевлюка с товарищем по смерти их детей не останется и он бы Кучучка з детьми о той их вотчине бил челом и (62) в тогдашнем в195 м году генваря в…. дня по указу великих государей царей и великих князей Иоанна Алексеевича Петра Алексеевича и великие государыни благоверные царевны и великие княжны Софии Алексеевны всея великия и малыя и белыя. России самодержцам и на челобитной по памяти столника и воеводы князя Ивана Федоровича Борятинского челобитчиком Уфимского уезд Казанские дороги деревни Тыламас ясашным татарам Кошайку Бакшендину з братьями и товарищи с прежднего судного со всего подлинного дела оберегательная память им дана…».
Второй же документ из ЦГИА РБ.
(Фонд-2 оп-1. дело 4871.) Показывает, что владея землей в этом регионе, в 17 веке, (1626 год) вотчинниками числились также жители деревень Сардык и Байлангар (Нынешний Кукморский район РТ) вместе с жителями (ясачными чувашами) той же деревни Кугарчин (вернее упоминается отец Тлевлюка Досаева — Досай Аллагулов). В том же деле есть указание их потомков в 18 веке о том, что предки их были владельцами земель как по Ику так и по Арской дороге еще во время «мусульманских царей в Казани», и скорее принадлежали к татарской аристократии. Приводим часть документа:
1 грамота.
«По государеву цареву и великого князя Михаила Федоровича всеа России боярин и воеводаСемен Васльевич Головин, Порфирий (л. 18 об) Иванович Сепарин, дьяк Потим Внуков, дали грамоту чуваше Арской дороги деревни Сартик Алдрагушку Евгиртееву да деревни Озала Илар (?) Согушку Емашеву для того били челом государю царю и великому князю Михаилу Федоровичу всея России чувашенин Алдригушка Явгастеев бобровой и куньи ловли за Камою рекою и по Икъ речке да по Сень речке с чувашенином Ногайские дороги деревни Кугарчина з Досайком Аллагуловым, а межи де той вотчины Юмады соснягъ да Агаръ речка по одной стороне да Белебей речка по одной стороне; верхняя межа Пелепей речка по одной стороне, да речка Ря до вершины по обе стороны, а в тех межах три речки Карагай а от них соснякъ да Кудаш речки по обе стороны лесъ, а с той де вотчины платятъ они по пятнадцати куниц на год а государь бы по Альдергушка пожаловал освободил ему в тех межах на неделанных деревьях делать борти вновь знаменны таковыми (тамга) со всяким текущим зверьем с чувашениным Арской же дороги деревни Баиляклов с Юлгушем Ямашевым чуваше Алдрагуше Явгастееву да Солгушу Ямашеву в тех межах теми знаменны вновь борти делати из оброку, а оброку в государеву казну платить по десяти алтын да пошлин по три деньги на годъ; а впервые им тот оброк заплатить в нынышнем во сто тритцать четвертом году да в перед им в тех межах теми бортьми владети и оброк в государеву казну платить до тех мест пока месть кто из нас дачи возьмет . К сей грамоте государеву цареву и великого князя Михаила Федоровича всея России печать царства Казанского приложил (приложить) боярин и воевода Семен Васильевич Головин. Лета семь тысяч сто тридцать четвертого, февраля в 21 день. А на обороте той грамоты по склейкам написано тако: дияк Потап Внуков. тут же ниже печати подклейка и писано:сто сорок седьмого, ноября в 20 день по челобитью Алдрагушки Авгастеева велено за ним писать в той же вотчине старинные межи речки Сююшъ по одной по правой стороне, а вышла та речка изъ Пелепей речки верхняя межа Сююшъ речка и осиновы колок что стоит на Сень речке и с Пелепейским соснягом и с бортным ухожьем и зделанными бортьми и с зверинами гонами и с полями с вершины и до устья до черной лес Юмады дубин (?) по Усень речке по левой стороне. верхняя межа Уфимская большая дорога а знамена в тех урочищах (тамги).
2 грамота.
Лета восемь тысяч сто восемьдесят четвертого, октября в 7 день били челом великому государю царю и великому князю Алексей Михайловичу всея великия и и малые и белыя России самодержцу, а на Уфе в приказной избе стольнику и воеводе Петру Тимофеевичу Кондыреву, подали челобитную Казанского уезда Ногайской дороги деревни Кугарчин чуваша Тлевлюйка восто восемьдесят четвертом году в (?) де по приговору с очной ставки за рукою стольника и воеводы Петра Тимофеевича Кондырева велено Тлевлюку с товарищи вотчиною дедов и отцов их что по Ику и по Усеню рекам и по иным речкам владеть по прежней даче дедов и отцов их, и чтоб великий государь пожаловал их велел им на тое водчину дать оберегательную память и на Уфе в приказной избе с дела с приговоря за рукой стольника и воеводы Петра Тимофеевича Кондырева ненышнего же сто пятдесят четвертого году написано:по указу великого государя царя и великого (л. 19) князя Алексея Михайловича всеа великия и малыя и белыя России самодержца велено:тою вотчиною в Уфимском уезде по Ику и по Усеню река и по Кандышу и по Калдысю и по Нагушу и по Бишанды речкам владеть исцам Казанского уезда чуваше Тлевлюку Досаеву с товарищем по прежднему разделу дедов и отцов, Уфимскаго уезду ответчику башкирцу Кочуйку Бекбулатову с детьми от тое их Тлевлюкиной с товарищем вотчины отказано, а велено ему Кочуйку с детьми своею прежднею раздельною вотчиною которою он Кучуйка владел прежде сего по Икуж и по Усеню рекам . по тому на очной ставке сам он сам он Кучуйко сказаль:что вотчина у них по Ику и по Усеню рекам разделена на семь жеребьев кому чем владеть потому их всякому своею вотчиною по прежднему разделу и велено владеть чтоб меж ими в тех раздельных вотчинах ссоры не было и по указу великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича всея великия и малыя и белыя Росии самодержца чуваше Тлевлюйке Досаеву и Ишметку Иштякову своей дедовскою и отцовскою вотчиною по прежднему владеть. и на тое вотчину им сия оберегательная память дана. К сей оберегательной памяти государеву цареву и великого князя Алексея Михайловича всея великия и малыя и белыя России самодержца печать, Уфимскаго города стольник и воевода Петр Тимофеевич Кондырев приложил;а на обороте подлинной памяти по склейкам написано тако:стольник и воевода Петр Кондырев, а в конце: оной справил Андрюшка Рогозин;по государеву цареву и великого князя Михаила Федоровича всея России указу окольничей и воеводы Федор Леонтьевич Бутурлин, Иван Иванович Чичерин;дьяки Григорий Бортяков (?) Добрыня Семенов, дали грамоту чуваше Альские (Арские) дороги деревни Сардик Алдрагушку Евгастееву да деревни Байлаклав Юлчушку (?) Емашеву для того били они государю царю и великому князю Михаилу Федоровичу, всея России а сказали в прошлом де во сто тридцать четвертом году дана им на оброк вотчина за Камою рекою по Икъ реке а межа той вотчине Юмады соснягъ во Агир речки по одной стороне да Бишинды речка по одной стороне верхняя межа Пелепей речка по одной стороне да речка Ря и до вершины по обе стороны, а в тех межах три речки Карагай Карагай (написано два раза), а по них сосняг да по Кудаш речке по обе стороны, а оброку де они с тое вотчины платят по десяти алтын, да пошлин по десяти денег на год. а знамена в той вотчине таковы (тамги). и на ту де вотчину им грамота дана ;а том де во сто тридцать четвертом году дана им на оброк другая вотчина бортной ухожьей дикое поле по речке Шошме по обе стороны до ключа Нурма нижняя межа от Томы (Нормы?) речка с устья и до вершины по одной стороне, да по речке Бурь по обе стороны до ельник по речке по Тюму (?) да по ключу полновесь (?) нижняя межа да по речке Ашалчи верхняя межа, а велено де им в той вотчине делать борьи на неделанном древе таковыми знамены (тамги), а оброку де они с тое вотчины платят по тридцать алтын да пошлин по десяти денег на год. и грамота им на ту вотчину дана да в нынешнем во сто тритцать четвертом году дана ему Алдрагушку вотчина бортной ухожей пустая за Камою рекою Черной лес и сосняг по речке И-ре (?) по обе стороны с устья и до вершины да по речке Стелюва (?) по обе стороны с устья и до вершины верхняя межа речка Сююшъ да сосняг а нижняя межа река Икъ, а знамена в той вотчине таковы (Тамги), да в той де их вотчине от тех знамен отметки таковы: (тамги). а оброку дн с тое вотчины платит по рублю да пошлин по десяти денег на год. «
Совокупный анализ данных документов позволяет сделать вывод о том, что
1. Земли этого региона до конца 16 не имели постоянных оседлых поселений.
2. Что в конце 16, начале 17 века, представители татарского населения жившего близ Казани и имевшие усадьбы в разных селениях Ногайской, Зюрейской и Арских дорог Казанского уезда в 16-17 веках получили земли по челобитным земли в бассейне рек Ик, Сунь и иным и стали называться «башкирцами» т. е. владельцами земельных угодий. Также чисто умозрительно можем допустить, что предки их могли владеть этими землями еще во время существования Казанского ханства, так как эти земли были в подчинении Казани (по некоторым сведениям, на юго-востоке до реки Сакмар). Нынешний Ютазинский район находится именно на той территории, которая упоминается в документах или смежна с ней. Появление же большинства татарских деревень относиться уже к 18 веку и требует более широкого анализа.
Источник: http://www.bastanovo.ru/2012/0...
- 4198 просмотров