Аланский язык

Исаев М. И.
Аланский язык // Языки мира: Иранские языки. III. Восточноиранские языки. — М.: Индрик, 1999. — С. 105—107.

Скачать PDF, 0,1 MB

 

См. также

 


 

105

1. 0. Аланский язык (А. я.), англ. Alanic, — название дано по имени этноса (древних осетин — аланов).

2. 0. Аланы (в средневековых источниках: груз, осы, рус. ясы) — многочисленные ираноязычные племена, выделившиеся в 1 в. до н. э. из среды полукочевого сарматского населения Северного Прикаспия, Дона и Предкавказья. В I в. н. э. они поселились в Приазовье и Предкавказье, откуда совершали походы на Крым, Закавказье, Малую Азию, Мидию. В 372 г. аланы были разбиты гуннами и частично участвовали (с гуннами) в великом переселении народов через Галлию, Испанию, достигнув Северной Африки; другая часть отошла в предгорья Кавказа и осела здесь. На рубеже IX-X вв. у аланов возникает раннефеодальное государство, которое играет значительную роль во внешних связях Хазарии с Византией, откуда к ним

106

проникает христианство. В XIII в. аланское государство пало под натиском монго- ло-татараских войск; уцелевшая часть аланов ушла в горные теснины Центрального Кавказа и Закавказья и перемешалась с аборигенным населением, речь которого послужила субстратом при формировании современного осетинского языка.

Таким образом, А. я. представляет собой среднее звено в языковой непрерывности: скифский,— аланский — осетинский языки.

3. 0. А. я. относится к восточной группе иранских языков: хронологически он включается в среднеиранскую языковую эпоху.

4. 0. Памятники А. я. довольно скудны, хотя и разнообразны; они включают Зе- ленчукскую надгробную надпись, топонимические и антропонимические материалы, заимствования, закрепившиеся в языках других народов. Из всех имеющихся языковых материалов собственно аланской считается Зеленчукская надгробная надпись, найденная на Северном Кавказе в 1888 г. исследователем Д. М. Струковым и прочитанная Вс. Миллером, Г. Ф. Турчаниновым и В. И. Абаевым. Надпись, датируемая X в., сделана греческими буквами и содержит следующий текст:

На основе анализа данной надписи и других исторических данных В. И. Абаев и др. предполагают, что письменность у аланов была уже в X—XIII вв.

5. 0. 0. Лингвистическая характеристика.

Имеющийся аланский языковой материал еще не систематизирован, имеются попытки реконструкции структуры языка. Поэтому возможны лишь предварительные и ограниченные замечания по этому поводу. В общем плане можно утверждать, что при реконструкции структуры А. я. можно исходить в качестве основы из дигорско- го языка, вычленив из последнего все, что было привнесено из других языков. Оставшийся материал необходимо подвергнуть тщательному сравнительно-историческому анализу, опираясь на скифский, авестийский, древнеперсидский языки древнеиранской эпохи, а также среднеиранские языки: согдийский, хорезмийский, среднеперсидский и др.

5. 1. 0. Фонологические сведения. Выделяются гласны е: а, а, г, i, е, о, и; по количеству и общему характеру они совпадают с гласными современного дигорско- го диалекта, представляющими наиболее архаичную диалектную разновидность осетинского языка (см. статью «Осетинский язык» в наст, издании). В отличие от ди- горского в А. я. еще не произошел переход а > о в положении перед носовым: ban 'день’, дигор. bon, пат 'имя’, дигор. пот и т. д. Согласные: Ь, с, d, 5, /, g, j, к, I, т, п, р, г, s, t, v, w, х, z■ Здесь, в отличие от дигорского диалекта, отсутствуют так называемые «смычно-гортанные» с’, с’, к', р\ t’ (усвоенные осетинами у соседних кавказских народов), а также увулярный q (заимствован из тюркских языков).

5. 1. 1. Выделяют семь основных типов слогов: V, VC, VCC, CV, CVC, CVCC, CCVC. Слоги с гласным началом встречаются только в абсолютном начале. Согласные могут начинать слог и в начале, и в середине, и в конце слова.

«Иисус Христос Святой (?) Николай Сахира сын X... р X... ра сын Бакатар Бакатара сын Анбапад Анбалана сын Лак — их памятник»

107

5. 1. 2. Данных нет.

5. 2. 0. Морфология.

5. 2. 1. Морфологический тип А. я. — смешанный: в спряжении наблюдается флексия, а в склонении — агглютинация.

5. 2. 2. Из частей речи более или менее отчетливо выделяются имя, глагол, а также неизменяемые слова. В одну группу с существительным, в группу имени, объединяются прилагательные, местоимения, числительные. Неизменяемые слова состоят из союзов и частиц.

5. 2. 3. Данных нет.

5. 3. 0. Синтаксис.

5. 3. 1. Сохранившиеся две аланские фразы: талаух&С Mc^iXixoivaxopOiv [... ] и то фаруе-с£у xivt£i цёофгЯг кситефоиа [... ] оьууе «Добрый день, господин мой, повелительница, откуда ты?» и «Тебе не стыдно, госпожа моя?» (В. И. Абаев приводит их по материалам И. Моравчика, который опубликовал часть «Теогонии» византийского писателя XII в. Цеца, в греческой графике) позволяют предположить, что строй аланской речи в целом укладывается в рамки особенностей осетинского синтаксиса (см. статью «Осетинский язык» в наст, издании). Так, определение предшествует определяемому, а группа подлежащего — группе сказуемого.

5. 3. 2. Данных нет.

5. 4. 0. Известная по различным источникам аланская лексика восходит к общеиранским основам, обнаружить в ней ареальные влияния не представляется возможным из-за ее скудости (несколько десятков корней).

6. 0. Данных нет.

Литература

Абаев В. И. Alanica // Осетинский язык и фольклор. — М.; Л., 1949, т. I.
Ванеев 3. Н. Средневековая Алания. — Сталинири, 1959.
Кузнецов В. А. Аланские письмена Северного Кавказа. — М., 1962.
Миллер В. Ф. Древне-осетинский памятник из Кубанской области // Материалы по археологии Кавказа. — М., 1893, т. 3.
Миллер В. Ф. Осетинские этюды. — М., 1887, ч. 3.
Происхождение осетинского народа. Материалы научной сессии, посвященной проблеме этногенеза осетин. — Орджоникидзе, 1967.