Предисловие

Проблемы культуры являются важнейшими в деле образования и воспитания подрастающего поколения. Особую значимость они приобрели в последнее время, когда наше общество переживает сложный и драматический период в своей истории, связанный с глубокими изменениями не только в экономической и социальной жизни, но и в духовной сфере. Стремление к демократизации и гуманизации жизни общества стимулирует обращение к извечным общечеловеческим ценностям. Это требует восстановления деформированных за последние десятилетия естественных структур мировосприятия и социальной организации. В обществе, в том числе и в школе, радикально меняется отношение к традиционной духовной и материальной культуре народов, к религиозным верованиям и институтам, их роли в общественной и частной жизни человека, в формировании его личности. Не случайно в последние годы столь активизировались поиски истоков родного народа, изучение его исторических судеб, традиционной культуры.

Как удовлетворить эту естественную тягу людей к своей истории и её истокам? Чем взрослее становится человек, тем действеннее становится фактор движения, невольно сужающий его духовный горизонт. Чтобы овладеть историей и культурой своего народа, недостаточно беспорядочного чтения подвернувшихся под руку книг, необходима осознанность, движение в каком-то одном направлении. Сейчас как никогда важно без крайностей, без конъюнктурных изъятий и политических штампов разобраться в сложных проблемах, связанных с традиционной материальной и духовной культурой родного народа. И смотреть надо на эти краеугольные проблемы сквозь призму документально засвидетельствованной научной истины.

В последние годы у нас появилось много работ, посвященных истории и этнологии чувашского народа, его традиционной культуре. К сожалению, большинство из них отмечено печатью дилетантизма и игнорированием требования научности. Со страниц

3

художественных произведений ничем не подтвержденные псевдонаучные гипотезы начали проникать и на страницы научных публикаций, дезориентируя широкие массы читателей, прежде всего учителей и разные группы учащихся. Вступив на ложный антинаучный путь, мы вместо того, чтобы приближаться к истине, можем все дальше и дальше от нее отдаляться. И школа не в силах будет выполнять свое основное предназначение — сеять разумное, доброе, вечное.

У чувашей в таких случаях говорят: «Если ты потерял дорогу и заблудился в лесу, не бросайся из стороны в сторону, не петляй по чащобе, теряя понапрасну время и силы. Садись на пенёк и не спеша поразмысли, вспомни пройденный путь, мысленно пройдись по нему и уж потом решай, куда шагать». Думается, этот совет наших мудрых предков будет справедлив не только по отношению к путнику, заблудившемуся в лесу. Мы тоже приглашаем читателей еще раз вспомнить пройденный нашими предками путь и поразмыслить: «А верной ли дорогой мы идем?» Пусть проторенная нашими предшественниками дорога будет началом пути для молодых читателей.

В настоящее время вопросы этнической истории и культурного наследия волнуют широкие круги общественности. Памятники духовной и материальной культуры родного края, созданные и сохраненные для нас очевидцами в прошлых веках, являются важным средством воспитания подрастающего поколения в духе любви и уважения к духовному миру, обычаям и традициям предков.

Настоящая, первая, часть хрестоматии по культуре Чувашского края, посвящена наиболее старым памятникам. Её открывают две работы известного русского ученого А. И. Артемьева, посвященные истории Казанского края и этнографии чувашей. Они являются как бы введением ко всем остальным трудам, приведенным в хрестоматии.

Наиболее ранние известия о Чувашском Поволжье и его коренных обитателях содержатся в работах путешественников А. Олеария, З. Герберштейна. В хрестоматию включены выдержки из их сочинений, посвященные чувашам и их культуре. Эти сведения фрагментарны, но представляют значительный исторический интерес.

Первые собственно научные труды, в которых имеются сведения о культуре чувашей и других народов Среднего Поволжья, относятся к XVIII в., когда Санкт-Петербургской академией был предпринят целый ряд масштабных научных экспедиций. Это было вызвано потребностями экономического и культурного развития

4

страны. Перед российской наукой во весь рост стояла задача «знать свое Отечество во всех его пределах, знать промыслы граждан и подвластных народов, знать обычаи их, веру... »

Из ряда экспедиций XVIII в. (а их было более 50) выделяются два научных предприятия — Великая Северная (2-я Камчатская) экспедиция 1733—1743 гг. и Физическая (Академическая) экспедиция 1768—1774 гг. Одним из первых исследователей чувашской культуры в этот период был академик Г. Ф. Миллер — участник Великой Северной экспедиции. В хрестоматию включена большая часть его работы, посвященной описанию живущих в Казанской губернии языческих народов — чувашей, марийцев, удмуртов и др.

Далее следуют основные работы отечественных исследователей XVIII в., в той или иной степени касающиеся жизни и быта чувашей, а также других народов Чувашского края. Включены только работы, представляющие научный и источниковедческий интерес в настоящее время. Работа каждого автора предваряется краткой справкой о его жизни и деятельности. Для большинства работ сохранены их названия, данные при первой публикации.

Со времен первых публикаций собранных в данном издании работ прошло много времени. За этот период изменились орфографические нормы, многие факты получили в свете последующих изданий более точные и полные объяснения. Все это вынудило издателей снабдить публикуемые тексты комментариями. Комментарии и биографические справки написаны профессором Н. И. Егоровым.

5