Реквием по этносу: Исследования по социально-культурной антропологии

Рецензенты:
академик А.О. Чубарьян,
доктор исторических наук Л. М. Дробижева
 

Тишков В. А.
Реквием по этносу: Исследования по социально-культурной антропологии. — М.: Наука, 2003. — 544 с.

На материалах многолетних полевых исследований и анализа новейшей мировой литературы автор пересматривает господствующую в отечественном обществознании теорию этноса и ее политические воздействия, предлагает новую трактовку феномена этничности. Рассмотрены проблемы социально-культурной эволюции человечества, восприятия времени и пространства, природы государственности и власти, антропология социальных перемен в контексте российских трансформаций, проблемы федерализма и местного управления в культурно-сложных обществах, природа национализма и конфликтов, историко-культурные корни насилия и терроризма, роль диаспор как транснациональных общностей, идеология и политическая практика движений аборигенных народов и меньшинств.

Для историков, этнологов, политологов, социологов, преподавателей и студентов обществоведческих специальностей.

ISBN 5-02-008820-X

Ссылки

Содержание

Глава I. Этнография и социально-культурная антропология
Глава II. Единство и многообразие культур
Глава III. Феномен этничности
Глава IV. Постнационалистическое понимание национализма
Глава V. Конструирование категорий и идентичностей
Глава VI. Теория и практика многокультурности
Глава VII. Восприятие времени
Глава VIII. Культурный смысл пространства
Глава IX. Толерантность и экстремизм
Глава X. Природа сепаратизма и экстремизма
Глава XI. Культура насилия
Глава XII. Антропология российских трансформаций
Глава XIII. Теория и политика диаспоры
Глава XIV. Диалог истории и антропологии
Глава XV. Вместо заключения

 

…этничность, как и любая форма социальной идентичности, прежде всего, имеет субъективную природу и является «коллективным чувством социальной принадлежности и высшей формой лояльности, связанной с родством и верой в общее происхождение»33. Этничность — это как бы преданность/верность/лояльность (allegiance) в прошедшем времени или обращенная в прошлое в отличие от других форм идентичности, основанных на современных и ориентированных на будущее установках. Это прошедшее оформляется в современное бытование главным образом через культурно-языковые характеристики, которые ученые прослеживают через географию и историю той или иной отдельной группы. Культурный багаж и его преемственность позволяют находить личное и социальное значение человеческого существования и дать ответ на вопрос: почему индивид ведет себя и действует в соответствии с определенной традицией. «Не иметь чувства преемственности — это означает личностную смерть»34, — заключает Жорж Девосс...

Тишков В. А. Реквием по этносу: Исследования по социально-культурной антропологии. — М.: Наука, 2003. — C. 102—103.

Метод, который он сам называет “историко-ситуативным”, восходит к традиции социального конструктивизма, заложенной еще в конце 1960-х годов П. Бергером и Т. Лукманом и продолженной в последующие десятилетия целой плеядой обществоведов, самый знаменитый из которых Пьер Бурдье. Оппоненты В. Тишкова приложили немало усилий для того, чтобы вульгаризировать отстаиваемый им подход, сведя конструирование к фабрикации. Однако ничего подобного данная методология не предполагает. К числу ее базисных допущений относится лишь утверждение, что общественно-исторические явления суть продукты человеческих действий (и в этом смысле они - социальные конструкты).

Это - первая и главная особенность социального конструктивизма как методологической установки. Вторая его особенность состоит в последовательном проведении той мысли, что социальная реальность неотделима от ее понятийных определений, т.е. от тех категорий, которыми пользуются агенты социального действия. Общественно-историческая действительность в известном смысле творится, производится (если кому-то не нравится слово “конструируется”) человеческими представлениями. Это относится прежде всего к представлениям, вырабатываемым обществоведами, а также к представлениям, которыми руководствуются лица, ответственные за принятие решений.

Вместо заключения (В. С. Малахов. Валерий Тишков и методологическое обновление российского обществоведения) // Тишков В. А. Реквием по этносу: Исследования по социально-культурной антропологии. — М.: Наука, 2003. — C. 531—532.