Национальное самосознание чувашского этноса как объект социально-философского исследования
Кузнецов П. В.
Национальное самосознание чувашского этноса как объект социально-философского исследования: автореферат диссертации... кандидат философских наук. — Чебоксары, 2008. — 170 с.
Источник: http://www.dissercat.com/conte...
Оглавление
Введение
Актуальность темы. В условиях российской действительности в связи с осмыслением духовных ценностей этносов повышается интерес к проблемам национального самосознания. Оно является духовной ценностью, служит важным средством влияния на историческую судьбу, как отдельных людей, так и целых народов, определяет их образ мышления и формы поведения. Философский аспект рассмотрения национального самосознания предполагает наряду с другими проблемами и его аксиологическое осмысление, рассмотрение этого феномена как объективно значимой ценности и смыслового содержания духовной культуры этноса. Как духовный феномен культуры национальное самосознание этноса реализуется в общественно-историческом процессе в форме исторически уникальной компоненты сознания. Поскольку национальное самосознание по своей природе целостное образование, то оно означает, что его необходимо рассматривать как некую этнодуховную целостность. Однако проблемы этнодуховного статуса национального самосознания чувашского народа, целостного подхода в его теоретическом анализе являются наименее разработанными. Эта проблема на стыке разных научных дисциплин на сегодняшний день изучена недостаточно.
Актуальность исследования обусловлена еще тем, что в жизни человека осознание своей принадлежности на основе национального самосознания к конкретному этносу, поиски специфических ценностей нации являются смыслонесущими образованиями для определения места и роли этноса в потоке исторических событий. Это сознание дает возможность прогнозировать будущее во взаимоотношениях между нациями и народностями. Увлечение национальной спецификой в ущерб интернациональному приводит к национальной вражде и ярко выраженному национализму. Реальная жизнь обязывает, чтобы этносознание было надежной опорой и основанием для нормального функционирования традиционной культуры, морали и менталитета этноса.
В современных условиях российской действительности в связи с более очевидной тенденцией роста национального самосознания и выдвижения национальных проблем к числу первейших и стремлением к поиску оснований идеальной реальности чувашского народа актуализируется обращение к его духовным феноменам. На фоне ускоряющегося процесса глобализации в сфере экономики и политики, а также и в области культуры и образования интерес к проблеме национального самосознания представляется весьма актуальным. В настоящее время в условиях национального возрождения становятся весьма актуальными необходимость теоретического осмысления проблем национального самосознания, выявления его роли и значимости для современности. Будучи идеальной реальностью, сознание имеет выраженную тенденцию к объективизации. Ее следствием является формирование этнически воспринимаемого образа жизни, в рамках которого осуществляется этническое и культурное самовыражение личности.
Возникает проблема в понимании терминов «этнос», «народ», «нация». Необходимо выяснить, какое из этих понятий отвечает требованиям нашей работы. В литературе имеют место многовариантные интерпретации этих терминов. Они находятся в стадии уточнения и дополнения. Многое в данном вопросе уже прояснено целым рядом ведущих специалистов в монографиях, энциклопедиях, этнологических словарях. В методологическом плане смысловое определение этих понятий и применение понятия «этнос» для исследования материальной и духовной культуры чувашей имеют научную основу. Понятие «этнос» объективно и всесторонне отражает «характеристику чувашского народа как исторически сложившийся на определенной территории устойчивой биосоциальной общностью людей, обладающих общими чертами и особенностями культуры, психологии, языка, а также сознанием (мифом, версией) своей общности и самоназванием»1.
1 См.: Иванов, В. П. Этническая география чувашского народа: историческая динамика численности и региональные особенности расселения / В. П. Иванов. - Чебоксары : Чуваш, кн. изд-во, 2005. — С. 23.
В публикациях по истории и культуре чувашей используется как универсальное понятие «народ», а «нация» — редко, как и «народность». Понятие «нация» используется для характеристики чувашского этноса, начиная со времени образования в 1920 г. национальной автономии1. В жизнедеятельности чувашского этноса отсутствовали нациообразующие признаки: не было своей территории, государственности, политических и государственных лидеров, национальной интеллигенции. Для характеристики самосознания чувашей до указанного периода мы пользуемся термином «этническое самосознание», которое преобразуется в национальное самосознание.
Осмыслить проблему национального самосознания невозможно без всестороннего изучения характеризующих её двух аспектов. Во-первых, оно включает в себя специфические человеческие психические процессы, такие как, например, настроения, мотивы и мотивации, внушения, установки, подражание, стереотипы, мифологемы. Во-вторых, оно сдержит теоретизированные представления о национальном «Я». Нравственно-психологические и интеллектуальные особенности народа в совокупности составляют национальный характер этноса.
Степень разработанности проблемы и теоретические источники. Попытки философского анализа явления самосознания впервые были предприняты философами Р. Декартом, Г. Лейбницем, Т. Гоббсом, Д. Локком и другими. Эта проблема получила свое дальнейшее развитие в трудах Л. Фихте, И. Канта, Ф. Шеллинга, Г. Гегеля. Ф. Шеллинг в своей работе «Система трансцендентального идеализма» отмечал, что самосознание есть единый абсолютный акт и объектами самосознания считаются интеллектуальное и чувственное созерцания. Согласно его взглядам, носителем самосознания выступает «Я», т. е. попытался объяснить природу этого феномена из духовной активности личности. В своем исследовании
1 См.: Иванов, В. П. Там же. — С. 23. 2
Шеллинг, Ф. В. Система трансцендентального идеализма / Ф. В. Шеллинг. — М., 1936. -С. 79. философ выделяет роль интеллигенции с ее волей, которая как бы является определяющей характеристикой этнического самосознания.
Г. Гегель пытался понять самосознание как порождение истории народа, всемирной истории. Заслуга Гегеля выражается в том, что он определил три ступени в развитии самосознания субъектов1, дал им оценки, анализировал духовную сторону этой проблемы. Эту проблему поддерживали Х. Г. Гадамер2, Л. П. Карсавин3.
Касаясь духовной стороны разрешения этой проблемы, неоценимый вклад внесли Г. Меньчиков, Э. Роттердамский, Б. Спиноза, Л. Фейербах, Ж. Ясперс. Также эта проблема освещена в работах Г. Т. Красильникова, В. М. Бехтерева10. В. С. Соловьев11 в своих исследованиях этой проблеме уделяет наибольшее внимание. Его заслуга как философа и ученого выражается в том, что он выявляет и добивается выработки у каждого народа нравственной обязанности относительно других народов и всего человечества. Согласно взглядам Соловьева, при решении жизненноважных вопросов народ должен руководствоваться голосом совести и необходимо стремиться к единству человечества.
1 Гегель, Г. Сочинения. Т. Ш / Г. Гегель. — М., 1956. — С. 227.
2 Гадамер, X. Г. Истина и метод / X. Г. Гадамер. — М., 1988.
3 Карсавин, JI. П. Основы политики / JI. П. Карсавин // Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн. — М., 1933.
4 Меньчиков, Г. П. Духовная реальность человека / Г. П. Меньчиков. — Казань, 1996.
5 Роттердамский, Э. Оружие христианского воина / Э. Роттердамский // Философия произведения. — М., 1987.
6 Спиноза, Б. Этика / Б. Спиноза // Избранные произведения. Т. I. — М., 1957.
7 Фейербах, J1. Сущность христианства / JI. Фейербах // Избранные философские произведения. Т. II. — М., 1955.
8 Ясперс, К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс. — М., 1991.
9 Красильников, Г. Т. Методологический анализ соотношения сознания и самосознания / Г. Т. Красильников // Мировоззрение и методологические проблемы нации. — Новосибирск, 1988.
10 Бехтерев, В. М. Сознание и его границы / В. М. Бехтерев. — Казань, 1988.
11 Соловьев, В. С. Нравственность и политика / В. С. Соловьев // Собрание сочинений. Т. Y. — Брюссель, 1966. См.: Мир философии. — М., 1991. Его же. Философская публицистика. — М., 1989.
Национальное самосознание не может не затрагивать религиозную сторону его освещения. Социокультурная роль религии отражается в трудах философов Б. Спинозы, Ф. Бэкона, Вольтера, Л. Фейербаха, Н. П. Огарева.
Понимание души народов проявляется в начале XX века в философских трудах Н. А. Бердяева, К. Н. Леонтьева, П. Е. Астафьева . Исследователи М. С. Джунусов4, П. М. Рогачев и М. А. Свердлин5 внесли огромный вклад в разработку это проблемы.
Каждая эпоха вырабатывает свои, характерные для нее, идеи. О формировании идеологии отмечал выдающийся немецкий философ К. Манхейм6. Без идеологии нет достаточного этнического самосознания. Этой идеи придерживаются В. В. Ильин, А. С. Панарин, А. В. Рябов.
Исследователи И. Ильин8, С. Н. Булгаков9 отмечали о возрастании чувства национального самосознания народов. Г. П. Федотов10, изучая проблему национального самосознания, сделал вывод, что какие бы неудачи не преследовали Россию, спасение придет из самой России, а не из какой-либо точки мира.
Интерес к проблематике идеологии у мыслителей не отпадет, а наоборот, потребность в идеологиях все более возрастает и этот процесс — феномен эволюционирующий. Автор статьи «Государственная идеология. Что это такое?»11 А. М. Ковалев указал основные принципы, которые могут лечь в основу новой государственной идеологии. Проблемой национальной
1 Бердяев, Н. А. Судьба России / Н. А. Бердяев. — М., 1990.
2 Леонтьев, К. Н. Этнопсихологические сюжеты / К. Н. Леонтьев. — М., 1992. о
3 Астафьев, П. Е. Этнопсихологические сюжеты / П. Е. Астафьев. — М., 1992.
4 Джунусов, М. С. Нация как социально-этническая общность / М. С. Джунусов // Вопросы истории. — 1966. — № 4.
5 Рогачев, П. М. О понятии «нация» / П. М. Рогачев, М. А. Свердлин // Вопросы истории. — 1966. — № 1.
6 Манхейм, К. Диагноз нашего времени / К. Мангейм. — М., 1994.
7 Ильин, В. В. Россия: Опыт национально-государственной идеологии / В. В. Ильин, А. С. Панарин, А. В. Рябов. — М., 1994.
8 Ильин, И. О России / И. Ильин // Русский вестник. — 1990. — № 1.
9 Булгаков, С. Н. Героизм и подвижничество / С. Н. Булгаков. — М., 1992.
10 Федотов, Г. П. Судьба и грехи России. Т. I / Г. П. Федотов.
11 Ковалев, А. М. Государственная идеология. Что это такое? / А. М. Ковалев // Вестник Московского университета. — 1994.
идеологии занимались В. Н. Шевченко1, И. И. Сигов2. Первый дал краткий анализ сценариев развития российского общества, а второй определил основные слагаемые идеи для России.
Изучая и анализируя работы мыслителей, следует сделать вывод о том, что состояние национального самосознания невозможно определить без формирования доминирующей национально-государственной идеологии. Необходимо организовать поиск новой формулы национального самосознания, необходимо затронуть умы и души всех людей, так как они определяют уровень развития национального самосознания.
Значительный вклад в развитие национального самосознания и менталитета чувашского этноса внесли А. Фукс, В. А. Сбоев, В. К. Магницкий, Д. Месарош, Г. Т. Тимофеев3 и Г. И. Комиссаров4 и великий чувашский ученый, просветитель, общественный деятель Н. В. Никольский. Они активно участвовали в движении за национальный подъем чувашей и других народов, за их сближение и равенство с другими народами России.
В последнее время у многих народов мира, в том числе у чувашского этноса, повышается интерес к прошлому, что свидетельствует о росте национального самосознания. Проблема самосознания и менталитета чувашского народа в работах многих историков, этнографов, философов, литературоведов Чувашии не получила достаточного освещения. Она рассматривается как сопутствующая в контексте национальной культуры. Вопросы национального самосознания чувашского этноса в той или иной степени рассматриваются в трудах В. Ф. Каховского5, В. Д. Димитриева6,
1 Шевченко, В. Н. Философский анализ развития общества / В. Н. Шевченко // Философия. Основы социального прогнозирования. — М., 1996.
2 Сигов, И. И. Идея для России / И. И. Сигов. — М., 1997.
Тимофеев, Г. Т. Тахарьял (Девятиселье) : этнографические очерки, фольклорные материалы, дневниковые записи и воспоминания / Г. Т. Тимофеев. — Чебоксары : Чуваш, кн. изд-во, 2002.
4 Комиссаров, Г. И. О чувашах / Г. И. Комиссаров; предисл. J1. П. Куракова. -Чебоксары : Изд-во Чуваш, гос. ун-та, 2003.
5 Каховский, В. Ф. Происхождение чувашского народа / В. Ф. Каховский. — Чебоксары, 2003.
6 Димитриев, В. Д. О последних этапах этногенеза чувашей / В. Д. Димитриев. -Чебоксары, 1984. История Чувашской АССР. — Чебоксары, 1983.
П. В. Денисова1, Н. Е. Егорова2, А. В. Изоркина, В. Н. Клементьева, Г. А. Александрова3, В. Д. Данилова, Б. И. Павлова4, Н. А. Исмукова, А. А. Трофимова, В. П. Никитина (Станъял), А. П. Хузангая и др. Велика заслуга талантливого ученого Г. Н. Волкова5 в исследовании духовного мира, менталитета чувашского народа. Исследования ученых с мировым именем Н. И. Ашмарина, А. П. Смирнова представляют большую научную ценность.
На рубеже XIX—XX веков великие гуманисты и просветители Н. И. Ильминский8 и его ученик И. Я. Яковлев9 не могли оставить без внимания проблемы самосознания чувашей. Н. И. Ильминский разработал целую систему просвещения нерусских народов Поволжья, что очень плодотворно подтолкнуло рост самосознания чувашского этноса. Его ученик И. Я. Яковлев глубоко осознал проблему этого феномена для судьбы чувашского социума. Его имя объединяло чувашей в единый этнос, его называют патриархом чувашского народа. И. Я. Яковлев является носителем развитого самосознания своего народа. Это сознание он передавал своим ученикам и через своих воспитанников всему чувашскому народу.
Национальное самосознание — явление не застывшее и не догматическое. Оно развивается, обогащается на основе осознания прошлого и настоящего жизнедеятельности конкретного этноса. В новых исторических условиях в развитии этого сознания велика роль ректора Чувашского
1 Денисов, П. В. Религиозные верования чуваш / П. В. Денисов. — Чебоксары, 1959.
2 Егоров, Н. Е. Очерки истории культуры дореволюционной Чувашии / Н. Е. Егоров. — Чебоксары, 1985.
3 Изоркин, В. А. История Чувашии нового времени. Кн. I / В. А. Изоркин, В. Н. Клементьев, Г. А. Александров. — Чебоксары, 2001.
4 Данилов, В. Д. История Чувашии / В. Д. Данилов, Б. И. Павлов. — Чебоксары, 2003.
5 Волков, Г. П. Чувашская народная педагогика / Г. П. Волков. — М., 1958. Его же. Созвездие земли. — Чебоксары, 1979. Его же. Этнопедагогика чувашского народа. — Чебоксары, 1966. Его же. Трудовые традиции чувашского народа. — Чебоксары, 1976. Его же. Современное функционирование народной педагогики как феномена демократии и гуманизма в сфере воспитания. — Чебоксары, 1993.
6 Ашмарин, Н. И. Болгары и чуваши / Н. И. Ашмарин. — Казань, 1902.
7 Смирнов, А. П. Волжские булгары / А. П. Смирнов. — М., 1951.
8 Ильминский, Н. И. Система народного и в частности инородческого образования в Казанском крае / Н. И. Ильминский. — Казань, 1883.
9 Яковлев, И. Я. О. школьном образовании чуваш / И. Я. Яковлев // Городской и сельский учитель. Вып. 5. — Казань, 1897. государственного университета, академика Л. П. Куракова, продолжателя традиций чувашского просветителя И. Я. Яковлева. Он как истинный патриот использует свою энергию, волю и талант для просвещения и образования молодежи, готовит духовный потенциал для развития самосознания чувашей и других народов современной России.
В работах Г. Э. Ахтямовой, В. М. Ермакова, Ю. П. Кулькова, Э. В. Никитиной, Г. М. Пурынычевой, Г. Д. Петровой, А. И. Петрухина, В. А. Федотова и Э. З. Феизова исследованы проблемы сознания и мировоззрения. Работы Ю. С. Гурова, В. К. Кириллова, А. В. Маслихина, Р. В. Михайловой, А. Г. Степанова и др. посвящены анализу проблем воспитания для формирования национального самосознания этноса.
На дальнейший рост самосознание чувашского народа повлияли проведенный в 1917 г. первый Общечувашский съезд, начало функционирования в 1918 г. Чувашского отдела при Народном Комиссариате по делам национальностей, принятый в 1920 г. Исторический декрет «Об автономной Чувашской области», принятая в 1926 г. первая Конституция Чувашской АССР и т. д. Все это дало большой импульс в экономическом, политическом, духовном развитии чувашского края.
В своем функционировании самосознание чувашского народа вступает на новый, современный уровень. Это выражается, во-первых, в усилении борьбы против национального нигилизма; во-вторых, в постепенном улучшении работы в разрешении языковой деградации (в 1992 г. принимается закон «О языках Чувашской республики на 1993-2000 и последующие годы»); в-третьих, в возобновлении и улучшении деятельности национальных культурных общественных объединений; в-четвертых, в активизации политической жизни, вызванной изменениями государственных и конституционных основ Чувашии; в-пятых, в желании быстро и эффективно решить социальную программу, ставившую задачу удовлетворения материальных и духовных потребностей ее жителей.
Теоретико-методологические основания диссертации представлены исследованиями в области истории, социологии, культурологи, психологии, лингвистики, этнологии, педагогики, которые дали конкретно-научный материал для философского обобщения. Эффективными методами изучения национального самосознания являются межкультурный анализ, синтез, сравнение, обобщение. Из философских методов в диссертации используются метод восхождения от абстрактного к конкретному, принцип единства исторического и логического, диалектическое противоречие как источник развития.
В настоящей работе используется философская рефлексия, которая способна привести к своеобразному сращиванию разных сфер знаний и в большой степени объективировать ее осмысление в заданном научно-исследовательском режиме. А также применяется синтез различных теоретических положений и концепций, разработанных в отечественной и зарубежной литературе по данной проблеме. В диссертации национальное самосознание рассматривается как отражение социальных и природных явлений в жизнедеятельности этноса.
Общефилософские концепции самосознания сформулированы Р. Декартом, Г. Лейбницем, Т. Гоббсом, Д. Локком. Более углубленную разработку эта проблема получила в трудах Л. Фихте, И. Канта, Ф. Шеллинга, Г. Гегеля. Анализируя феномен национального самосознания, автор опирался также на труды К. Маркса, Ф. Энгельса, Х. -Г. Гадамара, М. Хайдеггера, К. Манхейма.
Для выяснения теоретико-методологических идей автор использовал материалы Чувашского национального конгресса, послания Президента Чувашской Республики Н. В. Федорова Госсовету Чувашской Республики в различные годы.
В диссертации используются концепции психологов в понимании национальной психологии и самосознания, представляющие собой не только социальный, но и психологический феномен. В результате исследований поставленной проблемы мы пришли к выводу о том, что в реальной жизни проявление национального самосознания осуществляется на основе социально-психологических феноменов: деятельность, общение, мотивы, внушение, стереотипы и установки. Мы придерживаемся принципа детерминизма, разработанного C. JI. Рубинштейном и его школой в середине 1930-х гг., из которого следует, что самосознание определяется объективными условиями и субъективными факторами. Формирование психологических особенностей самосознания осуществляется посредством интериоризации (превращение внешних действий во внутренние) социальных способов в жизнедеятельности этноса. Социально-психологические установки и принципы, выражающие направленность состояния сознания субъекта в определенную сторону и на определенную активность, участвуют в формировании национального самосознания.
Учитывая актуальность и неразработанность проблемы, в работе анализируются некоторые вопросы формирования и развития национального самосознания этноса, а также осмысливается специфика его проявления на современном этапе жизни чувашского социума.
В качестве объекта исследовании выступает национальное . самосознание как развивающаяся форма сознания.
Предметом исследования являются специфика, истоки и тенденции развития национального самосознания чувашского народа.
Цель и задачи исследования. Цель диссертационной работы -социально-философское осмысление природы национального самосознания, выяснение основных этапов его становления, развития, функционирования и влияние этого феномена на сферу духовной жизни в жизнедеятельности чувашского этноса.
Исходя из цели исследования, были поставлены следующие задачи: — определение сущностных характеристик феномена национального самосознания; выявление природы национального самосознания как способа отражения бытия этноса; установление противоречий и осмысление основных этапов становления, развития и функционирования национального самосознания чувашей; определение современного состояния национального самосознания чувашей.
Научная новизна исследования: сущность национального самосознания заключается в его характеристике как формы выражения национального существования этноса, духовной квинтэссенции его исторической экзистенции; национальное самосознание является результатом отражения духовно-психологических, социально-экономических, нравственно-эстетических, родственных связей, ценностное ядро которых составляет деятельность, направленная на удовлетворение сущностных социально-духовных потребностей человека; особенностью становления и развития национального самосознания чувашского этноса является осознание этносом важности достигнутых им успехов в экономической, политической, социальной, духовной сферах общественной жизни; современное состояние национального самосознания определено как динамичный комплекс мировоззренческих представлений этноса об окружающей его природной и социальной действительности и места в нем этнического сообщества.
Наиболее значимые результаты, определяющие новизну разработки, отражены в следующих положениях, выносимых на защиту диссертации:
1. Сущность национального самосознания заключается в его характеристике как формы выражения национального существования этноса, духовной квинтэссенции его исторической экзистенции.
Самосознание этноса определяется как духовное, социально-психологическое ядро в жизнедеятельности народа. Национальное самосознание есть форма объективации исторического развития этноса. Оно регулирует и упорядочивает образ жизни индивида, народа, определяет интенсивность социально-политических и социокультурных изменений в человеческой жизнедеятельности.
2. Выявлена природа национального самосознания в качестве духовной основы в жизни человека и этноса. Национальное самосознание является результатом отражения духовно-психологических, социально-экономических, нравственно-эстетических, родственных, связей, ценностное ядро которых составляет деятельность, направленная на удовлетворение сущностных социально-духовных потребностей человека. Оно есть самооснова социальной жизни и творческая субстанция, это специфический феномен, порождающий и пронизывающий все клетки социального организма, удерживающий его от распада и разложения.
3. Особенностью становления и развития национального самосознания чувашского этноса является осознание этносом важности достигнутых им успехов в экономической, политической, социальной, духовной сферах общественной жизни. По данной проблеме в диссертации анализируются различные точки зрения, и утверждается, что на этом пути в силу особого этнографического положения булгары-чуваши испытали успехи и неудачи, весьма трагические ситуации. Автор полагает, что основополагающим моментом начала формирования и функционирования самосознания булгар-чувашей является осознание важности достигнутых успехов в экономической, политической и духовной сферах. Уникальность этнографического и духовного бытия чувашей оставила своеобразный отпечаток в языке, в этнической психологии, в национальном сознании.
4. В диссертации особо выделяются и подчеркиваются смыслонесущие черты современного состояния национального самосознания чувашей. В их мировоззрении формировалась национальная картина мира, включающая в себя мир природных условий и социальных отношений, т. е. сознанию чувашей присущи толерантность, коллективизм в родственных отношениях, культ земли и малой родины, характерна верность присяге и долгу и др. Эти и другие качества самосознания и менталитета чувашского народа, в основном, сохраняются до сих пор.
Теоретическая и практическая значимость работы.
Результаты, полученные в диссертации, позволяют уточнить содержание, структуру и функции самосознания этноса, понятие которого имеет методологическое значение для гуманитарных дисциплин и определить его место и роль в системе понятий социальной философии. Самосознание как форма самопознающего, самоутверждающего сознания в саморепрезентации человека и в истории народа выполняет особую роль. Выявление общей закономерности функционирования этого феномена в общественно-историческом процессе способствует более глубокому пониманию внутренних источников духовной жизни, жизнеспособности чувашского этноса. Научно-практическое значение диссертации обуславливается значимостью концептуального решения проблемы статуса национального самосознания для конкретно-научного исследования духовных феноменов этнического менталитета, национальной психологии. Материалы исследования, положения и выводы, отражающие основное содержание работы, могут быть использованы в практике преподавания в вузе, в разработке спецкурсов по философии, истории и культурологии.
Апробация результатов исследования. Диссертация обсуждалась на заседаниях кафедр философии и методологии науки Чувашского государственного университета, социально-экономических дисциплин Батыревского филиала Чувашского государственного университета. Основные положения и выводы работы докладывались на межрегиональной научной конференции «Альтернативы отечественной тюркологии: ученый идеолог-обруситель или просвещенный инородец», посвященной 180-летию Н. И. Ильминского (1822—1891) и 140-летию Н. Ф. Катанова (1862—1922) 29. 05. 2002 г.), международной научно-практической конференции «Гуманитарные науки в истории и современном развитии общества» (30. 11. 2005 г.), всероссийской конференции «И. Д. Кузнецов — ученый, педагог, человек, переживший репрессии 30-40-х XX века» (16. 06. 2006 г.), Большом Совете Чувашского Национального Конгресса (02. 12. 2006 г.). Также эта работа докладывалась и обсуждалась на республиканском семинаре учителей-обществоведов. Материалы исследования нашли отражение в научных публикациях общим объемом более 10 п. л.
Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, содержащих семь параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Заключение
Руководствуясь принципами диалектики исторического и логического, мы рассмотрели проблему становления, этапы развития и функционирования национального самосознания чувашей. Подводя итоги исследования, необходимо подчеркнуть, что оно выступает в качестве многостороннего идеального явления Его можно исследовать и с точки зрения идеологии просвещения. Это особая самостоятельная проблема.
Национальное самосознание представляет собой единство национальной принадлежности, приверженности к национальным ценностям, стремление к государственной самостоятельности и патриотизм. Оно возникает на базе этнической психологии и этнического самосознания и выражает национальный дух на уровне духовного и сущностного бытия, закрепляет сознание об этом феномене. Наша работа подтверждает, что национальное самосознание представляет собой систему духовных образований, объединяемых неким интегративным элементом. Роль интегративного начала играют структурные элементы и уровни национального самосознания. Они дают возможность определить его основные функции как способа понимания, осознания национальных интересов, определение целей и идеалов национального бытия, организации общественной жизни, отношений с другими этносами.
Подводя итоги, можно подчеркнуть, что с нашей точки зрения национальное самосознание возникает и функционирует в качестве особого, специфического духовного образования, так как оно определяет судьбу этноса, его настоящее и будущее. Оно является средоточием исторической памяти, но в то же время позволяет осознавать будущее этноса. Национальное самосознание выступает в качестве объединяющего феномена духовных ценностей этноса, и основой его ядра являются язык, культура и традиции, поэтому возникает острая необходимость их сохранения, бережного к ним отношения. Национальное самосознание наряду с элементами знания, отражающего бытие этноса, несет в себе энергию будущего.
Наши исследования выяснили, что национальное самосознание представляет собой результат политической воли национальной элиты, мобилизующей массы на основе духовных ценностей этноса и в рамках национально-государственной идеологии и является продуктом его духовного творчества. Она формирует и проектирует цель, смысл, стратегию бытия этноса с точки зрения его прошлого настоящего и будущего, выражает определенную политическую волю.
Самосознание, взятое в своей цельности во всех своих логически очевидных следствиях и связях, открывает путь к познанию не только внутренней духовности этноса, но и к познанию закономерностей развития культуры. Культура этноса представляет собой благоприятную среду для развития самосознания. Это особая проблема и требует самостоятельного исследования.
Нами было отмечено, что самосознание содержит в более или менее осознанной форме представления этноса о себе, своем отношении к другим людям и окружающему миру. Кроме вопроса о том, что такое самосознание,* не менее остро стоит проблема о том, в какой мере этносы и отдельный индивид используют имеющийся у них личностный опыт (представления о ценностях, жизненных планах, своих личностных возможностях и т. п.) в качестве ориентира, нравственно-психологических установок. Последнее положение требует проведения специальных социологических исследований.
Общественная практика подтверждает, что жить в этом мире — это значит, что так или иначе взаимодействовать с ним, а не только созерцать его. Национальное самосознание включается в структуру деятельности человека и обеспечивает конкретный механизм соединения способа жизнедеятельности с системой знаний человека и выполняет функцию регулятора человеческим поведением. Оно выражает высшие духовные ценности, т. е. идеалы, цели, смысл жизни, убеждения и т. д.
Самосознание включает в себя как рациональные, так и нерациональные знания. Рациональные, жизненно-практические знания участвуют в разработке непротиворечивых, «интеллектуально чистых» мыслительных построений.
Источники, причины и динамику рационализации в жизнедеятельности этноса необходимо искать в «интеллектуалах», входящих в слой носителей соответствующего самосознания. Требование логической непротиворечивости, внутренней последовательности выдвигалось «интеллектуалами» в связи с их стремлением поиска рациональных, оптимальных вариантов организации жизнедеятельности чувашского этноса. В качестве таких «интеллектуалов» выступали опытные, мудрые старики, национальная элита, мышление которых было разумным и рациональным. Рационализм в мышлении и образе жизни наших предков способствовал сохранению, упорядочиванию и регулированию как повседневной, так и будущей жизни.
Наши исследования показали, что на основе просвещения чувашского этноса И. Я. Яковлев и его ученики, чувашская интеллигенция внедряли в его мировоззрение практически действующее национальное самосознание, чтобы народ адекватно осознал свою национальную идею, всеобщим смыслом которой является духовность.
В конце заключения необходимо отметить, что важнейшая функция самосознания — это осознание человеком и этносом мотивов и результатов своих поступков и деятельности национальных лидеров и руководителей и дать им возможность понять, каковы они на самом деле, оценить самих себя. Если оценка окажется неудовлетворительной, то они могут заняться самоусовершенствованием, саморазвитием. Этносы могут использовать защитные механизмы и вынуждены перестраиваться в сфере сознания и образа жизни, избегать травмирующего влияния внутренних и внешних факторов.
Для того чтобы самоактуализироваться и стать самим собой, этносу и его лидерам необходимо делать выбор, принимать такие решения и брать на себя ответственность, чтобы проявлять и беречь этническую индивидуальность, реализовать свои возможности для сохранения и выживания чувашского народа.
Общественная практика подтверждает, что развитие, спады и подъемы нации, ее будущее зависит и от состояния национального самосознания. Оно отражает и выражает, что есть данная нация на сегодня. Её будущее зависит от состояния и направленности национального самосознания, от «морального состояния» ее воли. Для перехода из настоящего в будущее необходим акт воли этноса, национальной элиты.
Осознание себя в качестве устойчивого этноса предполагает внутреннюю целостность, постоянство его бытия. Независимо от меняющихся ситуаций этнос должен оставаться самим собой и уметь поддерживать себя в трудных условиях жизнедеятельности. Ощущение и осознание своего национального бытия поддерживается непрерывностью его переживаний во времени: помнить о прошлом, переживает настоящее, обладает надеждами на будущее. Они позволяют и создают возможность интегрироваться в единое многонациональное Российское государство в качестве самостоятельного чувашского этноса.
В заключении также необходимо особо подчеркнуть, что осмыслить проблему национального самосознания невозможно без всестороннего изучения характеризующих ее двух аспектов. Во-первых, оно включает в себя специфические человеческие психические процессы. Такие как, например, настроения, мотивы и мотивации, внушения, установки, подражание, стереотипы и мифологемы. Во-вторых, оно содержит теоретизированные представления о национальном «Я». Нравственно-психологические и интеллектуальные особенности народа в совокупности составляют национальный характер, менталитет этноса. Они являются характерными чертами национального самосознания.
На основе этнического сознания и поведения и в результате эволюционных процессов формируется национальное самосознание. В национальном самосознании чувашского народа присутствуют такие его ментальные качества, как коллективизм в быту, трудолюбие и скромность, любовь к родному языку, благоговейное отношение к земле, природе, честность, верность присяге и долгу, толерантность и др. базируются на духовных установках. Они складывались в течение многих веков под влиянием геополитических, естественно-географических условий, а также в результате влияния культурно-исторических, социально-бытовых, причинно-следственных связей в жизнедеятельности чувашского этноса.
Практическая значимость диссертационного исследования заключается в использовании его результатов и выводов для определения современной национальной политической стратегии и формирования адекватного ей политического мышления в масштабе России и отдельных национальных республиках. Знание природы национального самосознания дает возможность выработать национальную политическую программу с целью предупреждения и устранения межнациональных конфликтов.
Литература
- 6558 просмотров