Чуваши

Параллели в верованиях древних суваров и чувашей

Булатов А. Б. Параллели в верованиях древних суваров и чувашей / А. Б. Булатов, В. Д. Димитриев // Учёные зап. ЧНИИ. — Чебоксары, 1962. — Вып. 21. — С. 226—236.Среди ряда других этнографических факторов для решения вопросов происхождения народов можно привлечь и данные о религиозных верованиях и семейном быте, изучая их в сравнительно-историческом аспекте. С этой целью мы хотим сопоставить религию, семейные отношения сувар (савир) VII в. с чувашскими.

История чувашей. Древняя эпоха. Атлас

Николаев В. В. История чувашей. Древняя эпоха. Атлас. — Чебоксары: Фонд историко-культрурологических исследований им. К. В. Иванова, 2007. — 80 с.Настоящий атлас является извлечением из книг «Иллюстрированная история чувашей» или, точнее сказать, кратким упрощенным описанием истории древнего народа Северной Месопотамии сувар и его потомков. Основной составной частью атласа являются карты и др. иллюстрации.

В. Ф. Каховский. Сувары и чуваши

Переселившиеся компактной массой сувары (сувазы) образовали ядро этнографической группы анатри — низовых чувашей, этноним которых сувазы — чуваши стал общим для единой чувашской народности.

Почему монголы тщательно стирали память о булгарах и суварах?

Мадуров Д. Ф. Почему монголы тщательно стирали память о булгарах и суварах?В 1223 1226 и 1232 году суварам и булгарам удалось разгромить четыре крупнейших монголо-татарских армии, При этом скончался от ран любимый старший сын Чингиз-хана - Джучи, погиб лучший его полководец Джэбе (Чормуган) и еще несколько других. Именно этим объясняется то, что после захвата их государства монголы тщательно стирали саму память об этих народах, это же стало причиной переименования суваро-булгар в чувашей.

Славянская энциклопедия

Чуваши — смышленые, трудолюбивые, отличные земледельцы и гораздо лучше обрабатывают свои поля, чем все их соседи: черемисы, татары, мордва и русские.

История башкирских родов. Гирей. Т. 2

История башкирских родов. Гирей. Том 2. / С. И. Хамидуллин, Ю. М. Юсупов, Р. Р. Асылгужин, Р. Р. Шайхеев, Р. М. Рыскулов, А. Я. Гумерова, Г. Ю. Галеева, Г. Д. Султанова. — Уфа: ГУП РБ Уфимский полиграфкомбинат, 2014. — 528 с.: илл.Так как же называло себя коренное население Казанского ханства и Казанского края после вхождения в состав Русского государства? Ныне считается общепринятым, что оно именовалось чувашами. Данное положение стало результатом исследований многих историков. Еще первый русский историк В. Н. Татищев писал: «Вниз по реке Волге чуваши, древние болгары, наполняли весь уезд Казанский и Синбирский». Р. Н. Степанов обратил внимание на одно странное обстоятельство: в челобитных XVI-XVII вв. жители мусульманских сел Казанского уезда почему-то именуют себя чувашами. В качестве иллюстрации можно привести судное дело 1672-1674 гг. жителей татарской деревни Бурундуки (Кайбицкий район РТ) Бикчюрки (Бекчуры) Ивашкина и Бикмурски (Бекмурза) Акмурзина, в котором они названы чувашами. Современный автор Д. М. Исхаков подвел черту под многолетними исследованиями на эту тему: «…наименование «чюваш» (šüäš), функционировавшее в Казанском ханстве как обозначение оседло-земледельческого тяглого населения («черные люди»), вполне могло быть использовано как этническое определение». Таким образом, в приводившихся выше документах — челобитной «всей Казанской земли», духовной грамоте Ивана Грозного — предки казанских татар были зашифрованы под именем чувашей.

Почему сейчас мы называемся чувашами?

Мордовка, черемиска, чувашка, финн

Недавно читал лекцию по истории предков чувашей, но перед этим решил опросить группу молодых людей по предмету курса. Задал простой вопрос: «Кто такие чуваши, и что вам известно об их истории?» От группы в 30 человек я услышал сплошные «не знаю» и лишь одну робкую попытку, звучащую как «были какими-то дикарями». Но я их не виню, потому что прекрасно понимаю причины подобной безграмотности. Сегодня мы постараемся поговорить об истории чувашского народа. Разумеется, формат накладывает свои ограничения, а потому тема будет конкретная — история нашего самоназвания, или «почему мы называем себя чувашами?»

К вопросу об этнополитической ситуации в Урало-Поволжье

Таким образом, в приводившихся выше документах — челобитной «всей Казанской земли», духовной грамоте Ивана Грозного, актах Московского царства — предки казанских татар были зашифрованы под именем чувашей. В этой связи становится понятной характеристика австрийского дипломата Сигизмунда Герберштейна, данная Казанскому ханству: «Царь этой земли может выставить войско в тридцать тысяч человек, преимущественно пехотинцев, среди которых черемисы и чуваши — весьма искусные стрелки. Чуваши отличаются также и знанием судоходства… Эти татары — культурнее других, так как они и возделывают поля, и занимаются разнообразной торговлей».

История чувашей в их этнонимах

Таким образом, этноним чуваш прошел длинный исторический путь трансформации в виде сепер (себер) ^ сывыр (савар) ^ савир (савар, сапир, сабир) ^ сувар (сувас, суван) ^ суваш ^ чаваш (t’savas). Такова судьба этнонима чуваши в лабиринтах времени. Как видим, вопреки расхожему мнению, что этнонимы не могут быть надежным источником в исследованиях по этногенезу, они отражают подлинную историю народа и даже указывают на хронологическую последовательность судьбоносных событий.

Этимология этнонима «чуваш»

Тяглое нерусское население местного происхождения обычно называлось «чювашами», а нерусское население западных областей — «латышами». Крестьянские дворы (русские крестьяне) в хозяйствах феодалов указываются отдельно от «чювашских» и «латышских».
— Писцовая книга Казанского уезда 1602—1603 годов: публ. текста / Сост. Р. Н. Степанов, статьи Ермолаева И. П., Степанова Р. Н. — Казань : Изд-во Казан. ун-та, 1978. — С. 17—18.

Термин «ясачная чуваша» фиксировал сословную принадлежность: наименование «чюваша» (šüäš), по авторитетному заключению лингвиста Р. Г. Ахметьянова, обозначало «пахаря, земледельца».
— Татары. — М.: Наука, 2001. — С. 104—105.

Страницы

Subscribe to RSS - Чуваши