Ценностные ориентации личности: на материале устного народного творчества чувашей

Терентьева О. Н.

Ценностные ориентации личности: на материале устного народного творчества чувашей: автореферат диссертации... кандидат философских наук. — Чебоксары, 2007. — 120 с.

Источник: http://www.dissercat.com/conte...

Автор научной работы: Терентьева, Ольга Николаевна
Ученая cтепень: кандидат философских наук
Место защиты диссертации: Чебоксары
Код cпециальности ВАК: 09. 00. 11
Специальность: Социальная философия

Оглавление

Введение
Глава 1. Понятие ценностной ориентации личности
1. 1. Методологические основоположения исследования
1. 2. Вопрос о ценностях и ценностных отношениях в философии
1. 3. Иерархия ценностей в духовной жизни народа
Глава 2. Отражение ценностных ориентаций личности в устном народном творчестве чувашей
2. 1. Нравственный опыт личности как фактор самосознания и основа ценностной ориентации
2. 2. Относительность и ситуативность ценностных ориентаций личности
2. 3. Динамика изменения ценностных представлений
...

 

Введение

Актуальность темы исследования. На современном этапе развития социальных отношений ценности традиционного общества не только не усваиваются, но и элиминируются, с тем чтобы заменить их новыми ценностями, имеющими узкую, утилитарную направленность. Следствием чего отношение человека к миру становится агрессивным, личность нивелируется и превращается в индивида, удовлетворяющего свои базовые потребности. Поэтому есть необходимость в более глубоком понимании ценностей традиционного общества, которые являются основой общечеловеческих ценностей. Они необходимы человеку, несмотря на инновационный характер современного социума. Постепенное исключение из перечня основных социальных констант высших ценностей обедняет духовный мир личности и не ведет к обогащению и увеличению многообразия духовного и материального мира. Известно, что именно ценностное отношение к миру определяет жизнедеятельность человека.

Человек становится личностью лишь в том случае, когда он руководствуется высшими ценностями. Они, среди прочего, зафиксированы в устном народном творчестве (фольклоре) в виде пословиц и поговорок, притч и сказок, песен, мифов и преданий, и нет оснований, полагать, что они потеряли свою значимость в современной жизни. Напротив, они дают верную ориентацию и смысл бытия. Ценности народа проверены в критических ситуациях и сохранены в устном народном творчестве.

В процессе развития общества каждый народ вырабатывает свои особые способы ориентации человека в мире. Эти способы суть формы жизнедеятельности человека. Иерархия ценностей определяет поведение человека, общества в целом. Анализируя иерархию ценностей, имплицитно заключенную в структуре устного народного творчества, мы познаем не только поведение исторических личностей и народов, но и можем спрогнозировать будущее нашего общества, поскольку основа ориентации, несмотря на инновации, остается неизменной. Основой ценностной ориентации личности является весь нравственный опыт народа, зафиксированный в пословицах и поговорках как ценностных моделях. Эти модели обладают свойством ситуативности и относительности. Возникает вопрос: от чего зависит поведение личности? Ориентация человека в мире детерминируется не только сложившимися объективными обстоятельствами, но и ценностями, усвоенными и осознанными в процессе социализации или выработанными как совокупность накопленных духовных переживаний, которые можно назвать нравственным опытом личности. Именно нравственный опыт формирует и регулирует поведение человека в мире.

Поэтому выявление сущности поведения человека становится особо актуальным, т. к. моральная основа общества деградирует. Ее восстановление возможно, если мы обратимся к истории возникновения ценностей, запечатленных в устном народном творчестве, раскроем их структурную организацию, осознаем-общечеловеческое наследие исторического пути народа.

Безусловно, личность руководствуется не только общечеловеческими ценностями, но и особыми, присущими той общности, в которой происходит ее самореализация. Ценности, познаваемые в устном народном творчестве, есть особенные ценности народа, становящиеся личностными в конкретных ситуациях. В исследовании ценностных ориентаций личности мы ограничиваемся тем, что выражено в пословицах и поговорках, притчах и сказках, мифах и легендах, благопожеланиях и молитвословиях, которыми человек всегда ориентируется в повседневной жизни.

Степень разработанности темы. Ценностные ориентации личности, отраженные в устном народном творчестве чувашей, до сих пор не были объектом социально-философского исследования. Вместе с тем необходимо сказать, что проблема ценностей, ценностных отношений не нова и различные ее аспекты разрабатывались на протяжении тысячелетий.

Мыслителей всех времен интересовал вопрос: что есть благо? В литературе имеются различные высказывания по этому вопросу. Античные философы пытались познать те ценностные ориентиры, на которые должны быть направлены действия человека, т. е. некое истинное благо. Здесь следует отметить Аристотеля, Платона, Сократа, признававших, что стремления человека не сводятся лишь к получению материальных благ. На связь достижения блага с удовольствием обратил внимание Аристипп, один из родоначальников гедонизма. Сторонники эвдемонизма видели абсолютное благо в стремлении и достижении счастливой жизни и полагали, что удовольствия, влекущие за собой страдания, есть дурные удовольствия.

Данную проблему с религиозных позиций рассматривали философы Средневековья и Возрождения (Августин Блаженный, П. Абеляр, Ф. Аквинский, Я. Беме и др.). Среди ученых Нового времени можно назвать Ф. Бэкона, Р. Декарта, среди представителей немецкой классической философии — Г. Гегеля, И. Канта. В исследование природы ценностей огромный вклад внесли неокантианцы В. Виндельбанд, В. Дильтей, Э. Ласк, Г. Коген, Г. Риккерт; феноменологи Э. Гуссерль, Н. Гартман, М. Шелер; философы позитивистского направления Л. Витгенштейн, К. Гедель, Д. Дьюи, Р. Карнап, Б. Рассел; натуралисты Р. Перри, Ф. Шеллинг; представители марксистской теории ценностей К. Маркс, Ф. Энгельс, М. Вебер и др.

Следует подчеркнуть труды экзистенциалистов С. Кьеркегора, М. Хайдеггера, Ортега-и-Гассета, К. Ясперса, в чьих работах на передний план выдвигается смысл человеческой жизни и подчеркивается, что собственная внутренняя сущность человека в обычных обстоятельствах не осознается, возможность осознания собственного существования открывается лишь в пограничных ситуациях.

Большие заслуги в разработке данной проблемы принадлежат российским ученым. Не потеряли своей значимости философские идеи H. A. Бердяева, И. А. Ильина, B. C. Соловьева, П. Сорокина, П. Флоренского, C. JT. Франка. Значительными являются также работы В. А. Василенко, О. Г. Дробницкого, И. С. Нарского, В. П. Тугаринова, А. Г. Харчева, Н. З. Чавчавадзе и других, в которых основные аксиологические понятия рассматривались с марксистских позиций. Ценностные ориентации в системе социалистического образа жизни отражены в трудах Г. Е. Глезермана, И. В. Бестужева-Лады, В. Н. Кудрявцева, A. A. Ручки, В. З. Роговина и др. В настоящее время исследованием ценностных отношений занимаются П. В. Галкин, В. В. Гречаный, В. М. Доброштан, В. В. Ильин, Д. А. Леонтьев, B. C. Степин, С. М. Шалютин и др.

Работы Б. Г. Ананьева, Л. Ф. Бурлачук, Л. С. Выготского, Е. Ю. Коржовой, С. Л. Рубинштейна и других авторов раскрывают вопросы личностно-ситуационного взаимодействия. Некоторые результаты исследования проблемы соотношения личности и общества отражены в сборниках статей и монографиях П. С. Гуревича, Ю. С. Гурова, А. Г. Здравомыслова, М. С. Кагана, A. B. Маслихина, Р. В. Михайловой, Г. М. Пурынычевой,

Э. З. Феизова, В. И. Чекушкина и др.

Проблема ценностной ориентации личности затрагивает вопросы нравственности. Анализируя эти вопросы, мы опирались на теоретические разработки классиков этики Р. Г. Апресяна, A. A. Гусейнова, В. Ф. Зыбковца, A. B. Разина, Ю. А. Шрейдера.

Стремление зафиксировать и понять вненаучные знания чувашского народа прослеживается в работах зарубежных и отечественных авторов: В. П. Вишневского, Д. Месароша, Г. Ф. Миллера, П. -С. Палласа, X. Паасонена, В. А. Сбоева, Г. Т. Тимофеева, A. A. Фукс, И. Н. Юркина и др. Попытки осмысления материальных и духовных ценностей чувашей предприняты исследователями XIX-XX вв. Здесь нужно отметить Н. И. Ашмарина, Г. И. Комиссарова, В. К. Магницкого, К. Мильковича,

С. М. Михайлова, Н. В. Никольского, И. Я. Яковлева, чьи труды не утратили своего значения в научном познании.

Рассматривая иерархию ценностей, мы опирались на концепцию А. Маслоу, создавшего иерархию потребностей человека. Проблема иерархии ценностей чувашского народа не может быть решена без анализа работ Ю. М. Артемьева, Г. Н. Волкова, Г. А. Дегтярева, П. В. Денисова, В. Д. Димитриева, Н. И. Егорова, В. П. Иванова, И. Е. Ильина, В. Ф. Каховского, В. К. Кириллова, М. Г. Кондратьева, Н. Г. Краснова, Л. П. Куракова, E. JI. Николаева, Г. А. Николаева, Т. Н. Петровой, В. Г. Родионова, А. К. Салмина, В. П. Станьяла, A. A. Трофимова, А. П. Хузангая, Ю. В. Яковлева и др. Исследования этих ученых в области религиоведения, языкознания, истории, искусствоведения, социологии, этнографии, фольклористики, психологии, педагогики позволяют понять, какими высшими ценностями руководствуется чуваш.

Значительную группу работ составили труды исследователей национальной культуры: М. В. Андрюшкиной, Г. Э. Ахтямовой,

М. П. Желтова, H. A. Исмукова, Г. М. Матвеева, Э. В. Никитиной, Г. Д. Петровой, А. И. Петрухина, А. Г. Степанова, В. А. Федотова и др.

Зарубежными и отечественными учеными внесен огромный вклад в познание сущности ценностей, ценностных ориентаций личности. Вместе с тем анализ степени изученности темы свидетельствует о наличии серьезных пробелов в отечественной философской мысли в разработке проблемы ценностных ориентаций личности, отраженных в фольклоре чувашей, что пробудило интерес диссертанта к этой теме.

Объектом исследования является проблема личности.

Предметом исследования выступают ценностные ориентации личности в устном народном творчестве чувашей.

Цель и задачи исследования. Целью работы является социально-философский анализ ценностных ориентаций личности, отраженных в устном народном творчестве чувашей. Достижение цели предполагает решение следующих задач:

1) выявить иерархию ценностей чувашского народа;

2) определить основу формирования ценностных ориентаций личности;

3) рассмотреть ситуативность и относительность ценностных ориентаций личности на материале устного народного творчества чувашей.

Научная новизна исследования определяется постановкой его цели, задач и заключается в следующем:

1. В основе иерархии ценностей чувашского народа находится родственность, которая определяет особый порядок жизнедеятельности, выражаемый как благополучие.

2. Нравственный опыт личности как совокупность накопленных духовных переживаний является основой ценностных ориентаций личности.

3. В древних пластах устного народного творчества запечатлены «сильные» ситуации, в которых ценностные ориентации личности зависят от сложившихся обстоятельств.

Положения, выносимые на защиту:

1. Иерархия ценностей чувашского народа формируется на родственности, позволяющей организовать взаимопомощь членов общества, в результате чего возникает особый порядок жизнедеятельности, регулирующий важные события в жизни человека, правильная последовательность которых осознается как благополучие.

2. Основой формирования ценностных ориентаций является нравственный опыт личности как совокупность накопленных духовных переживаний, зафиксированных в устном народном творчестве в виде установленной меры, должного поведения личности при осуществлении тех или иных целей.

3. Отражение в устном народном творчестве чувашей «сильных» ситуаций обусловлено идеей полного приятия жизни, согласно которой ценностные ориентации личности в большей степени зависят от сложившихся объективных обстоятельств, чем от самой личности.

Теоретическая и методологическая база исследования основывается на совокупности методологических принципов научного познания. Для решения проблемы были использованы такие фундаментальные принципы философского метода, как принципы историзма и целостности, диалектического противоречия, принципы объективности и детерминизма. В диссертации применен также междисциплинарный подход, предполагающий использование достижений смежных гуманитарных дисциплин: психологии, социологии, философии, фольклористики.

Эмпирической базой исследования служат материалы фольклорного фонда научного архива Чувашского государственного института гуманитарных наук, опубликованные тексты устного народного творчества. В частности том «Пословицы и поговорки», подготовленный диссертантом во время работы в отделе литературоведения и фольклористики Чувашского государственного института гуманитарных наук (2001-2007).

Научно-практическая значимость исследования состоит в том, что предложена концепция особой иерархической взаимосвязи ценностей, задающих стратегию самореализации личности в тех или иных ситуациях. Составные части иерархии: родственность, порядок, благополучие — результат нравственного опыта личностей, передаваемый устно в виде притч, мифов и легенд, песен, благопожеланий и молитвословий, сказок, пословиц и т. д. В исследовании сделана попытка выявить иерархическую модель ценностей, которая обладает всеобщностью и проявляет себя в конкретной ситуации как способ самосохранения, самореализации.

Практическая значимость работы заключается в раскрытии важности устного народного творчества чувашей в регулировании поведения человека и осознания тех ценностей, с помощью которых личность ориентируется в мире. Исследование закладывает основы прагматического отношения к устному народному творчеству как к схемам реализации жизненных целей.

Научно-практическая значимость проведенного анализа ценностных ориентаций на материале устного народного творчества чувашей состоит и в возможности применения его материалов на лекционных и семинарских занятиях по философии, в спецкурсах по аксиологии,культурологии, этике.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертации были использованы в выступлениях автора на аспирантских семинарах кафедры философии и методологии науки Чувашского государственного университета им. И. Н. Ульянова; на региональных научно-практических конференциях в Пермском государственном педагогическом университете, Чувашском государственном педагогическом университете им. И. Я. Яковлева; ежегодной итоговой сессии в Чувашском государственном институте гуманитарных наук (2002-2007 гг.). Результаты исследования отражены в пяти научных публикациях.

Структура работы определена с учетом специфики темы исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Заключение

Анализируя ценностные ориентации личности в устном народном творчестве чувашей, мы пришли к следующим выводам.

В процессе поиска смысла своего существования человек постоянно на что-то ориентируется, оказывается перед тем или иным выбором. Ценностные ориентации личности — это не планирование будущего, не идеалы, а акт практического взаимодействия субъекта с объектом, который совершается здесь и сейчас. Основой направленности деятельности личности выступают высшие ценности, которые обусловлены уровнем развития ее сознания. Соответственно, на определенном уровне ценностного сознания субъект предпочитает определенные ценности.

У каждого народа своя иерархия ценностей, сформированная историческим развитием этого народа. В основе иерархии ценностей чувашского народа находится родственность, позволяющая организовать взаимопомощь в решении важных событий в жизни человека. Родственность формирует особый порядок жизнедеятельности людей, связывающей общество с природой. Общество, основанное на ценностях родственности и порядка в процессе деятельности, осознается как благополучное. Иерархия ценностей народа как традиционного общества заключается во взаимообусловливающих друг друга ценностях: родственности, порядке и благополучии. Иерархия ценностей, которой руководствуется личность, включает в себя общую и особенные части. Общая часть содержит самореализацию, а особенная -самосохранение. Последнее тесно связано с экономией жизненной силы, рентабельностью, принципом наименьшего действия. Исторически сложилось, что энергия народа была растрачена в борьбе с внешней и внутренней агрессией. Руководствуясь принципом самосохранения, чувашский народ сумел выжить и занимает достойное место среди других народов.

Основой формирования ценностных ориентаций личности является нравственный опыт личности как совокупность накопленных духовных переживаний, который фиксируется в устном народном творчестве как установленная мера, должное поведение человека при осуществлении разных целей. Действия личности всегда направлены на достижения счастья, благополучия. Нравственный опыт должен привести человека к счастью, т. е. к гармонии с самим собой и окружающим миром. Духовные качества личности: способность испытывать сострадание или бессердечие, блаженство или страдание, вера или неверие, совесть или бессовестность умеренность или неумеренность, любовь или ненависть — есть факторы самосознания.

В устном народном творчестве чувашей запечатлены как «сильные», так и «слабые» ситуации. Преобладание «сильных» ситуаций исходит из идеи полного приятия жизни, которая составляет основу традиции чувашского мировоззрения, согласно этой идее личность не препятствует естественному порядку вещей, и ее ценностные ориентации в большей степени формируется в зависимости от сложившихся обстоятельств. Само восприятие личностью сложившейся ситуации, ее определение связано с представлениями чувашей о судьбе, предопределенной Тура и Пулёх. Тура выступает как потенциальная возможность, Пулёх превращает эту возможность в действительность. Относительность ценностных ориентаций личности заключается в их взаимообусловленности ситуацией, а также в том, что в каждом случае ситуацию определяет тот или иной субъект со своей точки отсчета ценностей. Личность деятельна во всех случаях преобразования мира.

В ходе эволюционного развития человеческой жизни меняется мировоззрение, мироощущение человека, вместе с тем меняются и его ценностные ориентации. Современный чувашский этнос в основном ориентируется на те ценности, которые были сформированы их предками на протяжении многих столетий. Однако переломные моменты в истории народа внесли некоторые коррективы в ценностные представления. Принятие христианства на рубеже XVI—XVII вв. было одним из таких переломных моментов, потому что оно было чуждым природной религии чувашей. В результате этого полное приятие жизни у чувашей постепенно сменяется отчуждением. Отчуждение личности от окружающей природы, от самой себя, имеющее место в современном обществе, обусловлено отсутствием веры в жизнь, которая тесно взаимосвязана с верой в Бога, природу, родных, семью, друзей. К тому же в результате реформ 90-х годов XX века изменились ценностные представления о природе, труде, семье, жизни в целом. У человека на первый план выступает достижение успеха, и он придерживается чувственных наслаждений, преследует корыстные цели, стремится к деньгам. Вместе с тем появилась возможность самореализации, выбора вероисповедания, профессии, образа жизни. Наряду с этим древние чувашские традиции постепенно забываются, устное народное творчество не передается из поколения в поколение. Поколением XXI в. некоторые ценности традиционного общества уже не усваиваются. Забывая свои исконные ценности, личность хочет их заменить западными. В связи с этим особо подчеркивается, что ценностные ориентации каждой личности должны исходить из ее собственного нравственного опыта. Внешние и внутренние факторы жизнедеятельности взаимообусловлены: изменение ценностных представлений личности детерминировано определенным развитием общественной жизни, а изменение внутреннего мира личности, ее мироощущения, в свою очередь, меняет представление о мире.

В данной работе мы ограничились исследованием ценностных ориентаций личности в устном народном творчестве чувашей. В перспективе предполагается сравнительный анализ ценностных ориентаций личности в фольклоре чувашей и других народов с целью выявления общего и особенного, осмысления многовекового знания народов.

Литература

1. Абаев, Н. В. Чань-буддизм и культурно-психологические традиции в средневековом Китае / Н. В. Абаев. Новосибирск : Наука. Сиб. отд-ние, 1989. — 272 с.

2. Ананьев, Б. Г. О проблемах современого человекознания / Б. Г. Ананьев. СПб.: Питер, 2001. — 272 с.

3. Аристотель. Этика / Аристотель. М.: ООО «Издательство ACT», 1994. -492 с.

4. Ашмарин, Н. И. Сборник чувашских песен, записанных в губерниях Казанской, Симбирской и Уфимской / Н. И. Ашмарин. -Изв. ОАИЭ. 1900. — Т. 16, вып. 3. Казань : Типо-литография Императорского Университета. — 91 с.

5. Ашмарин, Н. И. Ваттисем калана самахсем. Сборник чувашских пословиц / Н. И. Ашмарин. Шупашкар : Чувашиздат, 1925. — 56 с.

6. Ашмарин, Н. И. Словарь чувашского языка / Н. И. Ашмарин. Чебоксары : Руссика, 1994-2000. — Т. I-XVII.

7. Бердяев, H. A. Смысл истории. Опыт философии человеческой судьбы / H. A. Бердяев. Париж, 1969. — 357 с.

8. Василенко, В. А. Ценность и ценностные отношения / В. А. Василенко // Проблема ценности в философии. M. -JI.: Наука, 1966. -С. 41-49.

9. Волков, Г. Н. Чувашская этнопедагогика / Г. Н. Волков. -Чебоксары, 2004. 488 с.

10. Гречаный, В. В. К построению общей концепции ценностей /

11. B. В. Гречаный // Машины. Люди. Ценности. Курган : КГУ, 2006. 1. C. 85-87.

12. Гусейнов, A. A. О совести (Слово в одной полемике) / A. A. Гусейнов // Человек. 1995. — № 4. — С. 108-И 1. 114

13. Доброштан, В. М. Аксиологические основы мировоззрения личности : автореф. дис. д. культурол. наук : 24. 00. 01 / Доброштан Виталий Михайлович. СПб., 1999. — 36 с.

14. Дробницкий, О. Г. Ценностные ориентации / О. Г. Дробницкий // Философский энциклопедический словарь. М. Советская энциклопедия, 1989. — С. 732.

15. Желтов, М. П. Проблема принятия решений / М. П. Желтов -Чебоксары : Изд-во журнала «Мудрость народная», 2001. 95 с.

16. Желтов, М. П. Отношение «человек земля» / М. П. Желтов. — Йошкар-Ола : Map. гос. ун-т, 2005. — 211 с.

17. Здравомыслов, А. Г. Потребности. Интересы. Ценности. / А. Г. Здравомыслов. М.: Политиздат, 1986. — 223 с.

18. Зыбковец, В. Ф. Происхождение нравственности / В. Ф. Зыбковец. М.: Политиздат, 1974. — 126 с.

19. Ильин, В. В. Аксиология / В. В. Ильин. М.: Изд-во МГУ, 2005. — 216 с.

20. Исмуков, H. A. Национальное измерение культуры (философско-методологический аспект) / H. A. Исмуков. М.: МПГУ «Прометей», 2001. — 272 с.

21. Кондратьев, М. Г. Чувашская давра iopä и его татарские параллели / М. Г. Кондратьев. Чебоксары : ЧГИГН, 1993. — 80 с.

22. Коржова, Е. Ю. Развитие личности в контексте жизненной ситуации / Е. Ю. Коржова // Психология социальных ситуаций. -СПб.: Питер, 2001. С. 279-285.

23. Крюков, М. В. Что такое счастье? (Опыт диахронного исследования социальной психологии в древнекитайском обществе) / М. В. Крюков // Советская этнография. 1982. — № 2. — С. 128-139.

24. Ластухина, Н. В. Межличностные нравственные отношения в конфликтных ситуациях : автореф. дис. канд. филос. наук : 09. 00. 11 / Ластухина Наталия Валерьевна. Чебоксары, 2003. — 24 с.

25. Леонтьев, Д. А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции / Д. А. Леонтьев // Вопросы философии. 1996. — № 4. — С. 15-26.

26. Маслоу, А. Новые рубежи человеческой природы / Абрахам Маслоу. М.: Смысл, 1999. — 425 с.

27. Маслоу, А. Мотивация и личность / Абрахам Маслоу. -СПб: Питер, 2006. 352 с.

28. Месарош, Д. Памятники старой чувашской веры / Дюла Месарош. Чебоксары : ЧГИГН, 2000. — 360 с.

29. Милькович, К. Быт и верования чуваш Симбирской губернии / Капитон Милькович. Изв. ОАИЭ. — 1906. — Т. 22, вып. 1. Казань : Типо-литография Императорского Университета. -С. 34-67.

30. Михайлова, Р. В. Духовность крестьянства России XX века. (Социально-философский анализ) / Р. В. Михайлова. Чебоксары : Чуваш, кн. изд-во, 1997. — 222 с.

31. Нарский, И. Н. Противоречие как движущая сила развития научного познания / И. Н. Нарский // Философские науки. 1981. -№ 1. -С. 65-70.

32. Никитин, В. П. Табуированный пантеон чувашской религии // В. П. Никитин. Проблемы национального в развитии чувашского народа. — Чебоксары : ЧГИГН, 1999. — С. 248-259.

33. Никитина, Э. В. Чувашский этноменталитет : сущность и особенности / Э. В. Никитина. Чебоксары: Новое время, 2005. -184 с.

34. Петрова, Г. Д. Народная мудрость (социально-философский анализ на основе самобытности национальных культур Среднего Поволжья) / Г. Д. Петрова. Чебоксары : ЧГИГН, 2005. — 225 с.

35. Родионов В. Г. О типах чувашского национального мышления / В. Г. Родионов // Известия Национальной академии наук и искусств Чувашской республики. 2000. — №1. С. 18-25.

36. Романов, Н. Р. Чувашские пословицы, поговорки, загадки / Н. Р. Романов. Чебоксары : Чуваш, кн. изд-во, 1956. — 360 с.

37. Росс, JI. Человек и ситуация. Уроки социальной психологии / J1. Росс, Р. Нисбетт. М.: Аспект Пресс, 2000. — 429 с.

38. Ручка, A. A. Ценностный подход в системе социологического знания / A. A. Ручка. Киев : Наук, думка, 1987. -156 с.

39. Салмин, А. Духи требуют жертв : Система традиционных обрядов чувашей / Антон Салмин. Чебоксары : Чуваш, кн. изд-во. 1990. — 167 с.

40. Салмин, А. Система верований у чувашей / Антон Салмин. -Чебоксары : ЧГИГН, 2004. 208 с.

41. Силэм, Ю. А. Человек и его судьба в мифологии / Ю. А. Силэм // Вестник Чувашского университета. 2006. — № 4. С. 110-115.

42. Скворцов, Ю. И. Хёрлё макйнь Красный мак. / Ю. И. Скворцов. Шупашкар : Чаваш кёнеке изд-ви. 2003. -415 с.

43. Степанов, А. Г. Традиции коллективизма чувашского народа как социокультурный феномен : автореф. дис. канд. филос. наук : 09. 00. 11 / Степанов Алексей Георгиевич. Чебоксары, 2003. — 19 с.

44. Соловьев, B. C. Оправдание добра / B. C. Соловьев // Сочинения в 2 т. Т. 1. М.: Мысль, 1988. — 892 с.

45. Татаркевич, В. О счастье и совершенстве человека / Владислав Татаркевич. М.: Прогресс, 1981. — 367 с.

46. Тимофеев, Г. Т. Тйхйрьял Девятиселье. / Г. Т. Тимофеев. Шупашкар : Чйваш кёнеке изд-ви, 2002. — 431 с.

47. Трофимов, A. A. Чувашская народная культовая скульптура / A. A. Трофимов. Чебоксары, 1993. — 237 с.

48. Тугаринов, В. П. Марксистская философия и проблема ценности / В. П. Тугаринов // Проблема ценности в философии. М. -Л.: Наука, 1966. С. 14-24.

49. Филименко, Ю. И. Отношение к пространству как функция подсознания / Ю. И. Филименко // Психология социальных ситуаций. СПб.: Питер, 2001. — С. 385-403.

50. Феизов, Э. З. Мозг, психика, физика / Э. З. Феизов. М., 1994. — 625 с.

51. Федотов, В. А. Нравственные традиции этноса как социокультурное явление (на материале устно-поэтического творчества тюркоязычных народов) : автореф. дис. д. филос. наук : 09. 00. 1 1 / Федотов Василий Артемьевич. Чебоксары, 2003. — 37 с.

52. Франк, С. Л. Сочинения / С. Л. Франк. М.: Правда, 1990. -373 с.

53. Хузангай, А. П. Тексты, метатексты & путешествия / А. П. Хузангай. Чебоксары, 2003. — 388 с.

54. Чекушкин, В. И. Трагедия личности. Попытка историко-философского осмысления / В. И. Чекушкин. Чебоксары : Изд-во Чуваш, ун-та, 1994. — 404 с.

55. Чаваш халах пултарулахё : Мифсем, легендМсем, халапсем Чувашское народное творчество : Мифы, легенды, предания. / Шупашкар : Чйваш кёнеке изд-ви, 2004. 567 с.

56. Чйваш халйх пултарулахё : Пилсемпе кёлёсем Благословения и молитвословия. / Шупашкар : Чаваш. кёнеке изд-ви, 2005. 446 с.

57. Чаваш халйх сймахлйхё : Тёпчевсемпе текстсем Чувашский фольклор : Исследования и тексты. / Шупашкар : ЧГИГН, 1989. 115 с.

58. Чаваш юмахёсем Чувашские сказки. / Сост. Г. Ф. Юмарт. Шупашкар : Чаваш кёнеке изд-ви, 1982. — 144 с.

59. Чувашские народные песни : 620 песен и мелодий, записанных от Гаврила Федорова / Сост. Ю. А. Илюхин. -Чебоксары : Чуваш, кн. изд-во, 1969. 351 с.

60. Чувашские сказки / Сост. С. Г. Григорьев. М.: Художественная литература, 1971. — 222 с.

61. Чухина, JI. A. Феноменологическая аксиология М. Шелера / J1. A. Чухина // Проблема ценности в философии. M. -JI.: Наука, 1966. — С. 181-193.

62. Шалютин, С. М. Ценности, абсолюты, оптимумы / С. М. Шалютин // Машины. Люди. Ценности. Курган : КГУ, 2006. — С. 49.

63. Шелер, М. Избранные произведения / Макс Шелер. М.: Гнозис, 1994. — 490 с.

64. Яковлев, Ю. В. Обособленный человек как тип личности, недостающей чувашской культуре / Ю. В. Яковлев // Проблемы национального в развитии чувашского народа. Чебоксары : ЧГИГН, 1999. — С. 206-219.

65. Meszaros, G. Gyiijtotte es feldolgozta d-r Meszaros Gyula Собрания чувашского устно-поэтического творчества. / Gyula Meszaros. Budapest, 1912. — 540 s.

66. Источники из фонда Научного архива Чувашского государственного института гуманитарных наук

67. Отд. I, ед. хр. 28, инв. № 2729. С. 16.

68. Отд. I, ед. хр. 13, инв. № 670. С. 318.

69. Отд. I, ед. хр. 75, инв. № 3630. 68. Отд. I, ед. хр. 102.

70. Отд. I, ед. хр. 131, инв. № 4295. С. 547.

71. Отд. I, ед. хр. 136. С. 190.

72. Отд. I, ед. хр. 195. С. 465.

73. Отд. I, ед. хр. 207. С. 441.

74. Отд. I, ед. хр. 254. инв. № 5932. С. 69. 74. Отд. I, ед. хр. 650.

75. Отд. III, ед. хр. 16, инв. № 126. С. 267.

76. Отд. III, ед. хр. 28, инв. № 2735.

77. Отд. III, ед. хр. 53, инв. № 437.

78. Отд. III, ед. хр. 68, инв. № 661. С. 46.

79. Отд. III, ед. хр. 180, инв. № 1454. С. 164.

80. Отд. III, ед. хр. 211, инв. № 1719. С. 47.

81. Отд. III, ед. хр. 218, инв. № 1864.

82. Отд. III, ед. хр. 311, том 1.

83. Отд. III, ед. хр. 311, том 2.

84. Отд. III, ед. хр. 311, том 3.

85. Отд. III, ед. хр. 311, том 4.

86. Отд. III, ед. хр. 311, том 5.

87. Отд. III, ед. хр. 441, инв. № 4201. С. 7.

88. Отд. III, ед. хр. 658, инв. № 5179. С. 225.

89. Отд. III, ед. хр. 761, инв. № 5323. С. 72.

90. Отд. IV, ед. хр. 2. С. 305.

91. Кн. пост. № 13, ед. хр. 6693. С. 117.