Миссионерство и мусульмане Волго-Камья (последняя треть XVIII — начало ХХ в.)

Исхаков Р. Р. Миссионерство и мусульмане Волго-Камья (последняя треть XVIII — начало ХХ в.). — Казань: Татар. кн. изд-во, 2011. — 222 с.Исхаков Р. Р.
Миссионерство и мусульмане Волго-Камья (последняя треть XVIII — начало ХХ в.). — Казань: Татар. кн. изд-во, 2011. — 222 с.

ISBN 978-5-298-01963-7

Монография посвящена изучению развития политики христианизации мусульманского населения Волго-Камского края, форм миссионерской деятельности Русской Православной церкви, эволюции подходов религиозного просветительства в период с последней трети XVIII — начала XX в. В книге проанализированы методы борьбы мусульман за сохранение своей традиционной веры, причины роста влияния ислама в регионе, динамика движения крещеных татар за возвращение в мусульманство, рассмотрено формирование группы православных татар-кряшен. Издание рассчитано на широкий круг читателей.

Читать на ТАТКНИГАФОНД.RU

Оглавление

Введение 4
Глава I. Государственно-конфессиональные отношения в Волго-Камье в последней трети XVIII — первой половине XIX в. 9
1. РПЦ в имперской системе России 10
2. Религиозная политика в отношении мусульман Волго-Камья 20
Глава II. Православная миссия в Волго-Камье в последней трети XVIII — первой половине XIX в. 37
1. Православная миссия и религиозные движения среди крещеных татар 38
2. Система организации миссионерской деятельности в епархиях Волго-Камья 63
Глава III. Противомусульманская миссия в 18601890-е гг. 87
1. Становление миссионерско-просветительской системы Н. И. Ильминского 88
2. Миссионерские институты в Волго-Камском крае 104
3. Реализация миссионерской политики православной церкви в отношении мусульман 134
Глава IV. Кризис православной противомусульманской миссии 169
1. Миссионерские организации Казанского края после смерти Н. И. Ильминского (1891–1904 гг.) 170
2. Противомусульманская миссия в условиях свободы совести 190
Заключение 214
Приложение 217
Список сокращений 222

 

Ссылки

Источникhttp://www.tatknigafund.ru/boo...


 

 

Как писал Я. Д. Коблов, «влияние ислама между язычниками — чувашами и черемисами начинает прогрессивно обнаруживаться и дает себя почувствовать повсеместно, где они живут совместно с татарами или окруженными ими»5. Интенсивной исламизации продверглись жители чувашских селений Кукшим, Белая Волошка, Утеево-Биково, Сугуты Тетюшского уезда, Татарский Сунчелей, Солдакаево Чистопольского уезда Казанской губернии, Старое и Новое Суркино, Казябаш, Новое Сережино, Алексеевка, Абдикеево, Рысайкино, Старое Ганькино, Николькино, Булантамак, Сумели Степанкова, Нижний Нурлат, Вороний Куст, Иглайкино, Сабакеево, Калмаюр Самарской губернии6. «Отпадают» в ислам чуваши деревень Тенево (здесь была построена мечеть), Полевое Байбахтино, Водоял (Уты) Цивильского уезда Казанской губернии7, Старое Афонькино, Булантамак Самарской губернии; бесермяне селений Юкамень, Досос, Иманаево, Кащур Глазовского уезда Вятской губернии8. С 1905 по 1913 г. ислам приняли удмурты селений Новый Кумор, Малый Юмь, Иштуганов, Сутер, Вежешур, Нижняя Русь, Лыя Пойкино (573 чел.) Казанской губернии9.

С. 197.


 

49

Важнейшими формами борьбы с исламским влиянием среди местных народов стало ограничение «культурного и религиозного взаимодействия с татарами мусульманами. В 1830 г. Св Синод инициировал предложение по запрету участия крещеных «инородцев* в татарских национальных праздниках На территории Вят с кой епархии по инициативе местной духовной коно1стории был введен временный запрет на праздное аж «е татарского национального праздника — Сабантуя* В Сим бирской епархии, где наряду с массовыми «отпадениями* крещеных татар отмена ется усиление исламизации чувашей, по ходатайству епископа Анатолия в 1838 г вводится запрет на совершение местными «язычпмсами» государственной присяги по мусульманское обряду на Коране, муллам строжайше запрещается принимать чувашских детей на обучение в мусульмански© конфессиональные школы Для уем ления влияния православия в контактных зонах Св Синодом выделяются сродства на стро»ггельсгтво трех церквей и церковно приходских школ при них в смешанных татаро чувашских селениях' Еще более кардинальной мерой решения проблемы роста влияния ислама в регионе стал проект казанских миссионеров по массовому переселению «новокрещен» из тзтарехих деревень в «старорусские» селения1

Конечно, усиление церковного контроля и административного давления само по себе не могло решить проблему «отпадений». Как совершенно верно отмечает современный исследователь Л А Тайн асов, данные действия не лечили болезнь, а загоняли ев внутрь. усилшая антицерковные настроения среди «новокрещен»4. Ужесточение контроля за крещено татарскими приходами привело к новому всплеску волны «уклонений» в ислам. В условиях, когда церковные и государственные структуры начали строго след»ггъ за исполнением предписаний православного вероучения, пресекать любые формы «двоеверия», «неофициальным» мусульманам становилось все тяжелее оставаться в своем прежнем религиозном состоянии Эти действия разрушали традиционный релитозный уклад их жизни, ставили вопрос о четком определении конфессиональной принадлежности Именно этим можно объяс нить тот факт, что новые «отпадения» принимали все более ожесточенный и бес компромиссный характер. «Отпавшие» не могли, как прежде, просто формально «вернуться* в православие, продолжая тайно исповедовать мусульманское вероу чение Теперь от них требовалось полностью отказаться от ислама и стать «насто ящими* христианами В ♦той ситуации «неофициальные» мусульмане, «отпав», уже ни при каких условиях не соглашались принимать православие

Попытки справиться с «отходом» в ислам старыми методами не приносили каких либо видимых результатов Это вынудило правительство вернуться к проекту казанских миссионеров по массовому переселению «уклонившихся», что фактичес ки означало возвращение к методам насильственной христианизации конца XVI

' Шара фут дииов ДР Исторически* корим и развитие традиционной культуры татарского народа а XIX начал* XX • I . %о веков 2004 Ив 1 С 207 > РГИА Ф 797 On 5 Д 20775 Л I в

* Можарогсшй А Ход миссионвроого дела по проса»щвимо камиежм* инородцев С. 190

* Тайиасов ДА К истории православного миссионерства в Срв»«вм Поволив утвереде*»а идей христиаисхого просвещения в Каынсвой епархии в юк*е XVII — начале XX в «ка Всероссийская иауч ная конференция «Волшв» шлп* в истории и кугьтуре России- URL Мв_ tflnf 2D0iJO*LrVLltflLBfe


 

197

лам дше» («Вероучение ислама»), напечатанная для «братьев, силою выведенных из ислама», в которой давались советы, как действовать при «отпадениях» от пра вославия. краткие сведения о вероучении ислама и главнейших обязанностях му сульманина’ Среди крещеных татар распространяются брошюры с разъяснениями основных положений указов о свободе совести с формами прошений о разрешении принятия ислама2.

Представители татарской буржуазии оказывали помощь в строительстве не четей и мектебе в контактных зонах, участвовали в организации релитозной жизни мусульман неофитов, помогали им материально1 Сами «новые» мусульнане при поддержке мусульманского духовенства старались распространить влияние ислама среди се о* IX односельчан, остававшихся в православии Активную миссионерскую деятельность среди 1. *естных народов вели представители суфийских братств (иша ны). приходские муллы и нугаллины'.

Заметное усиление влияния и слана оллечалось среди нести ых «язычников», проживающих вблизи мусульман Кзк писал ЯД Коблов, «влияние ислама между яэычнжами — чувашами и черенисани начинает прогрессивно обнаруживаться и дает себя почувствовать повсеместно, где они живут совместно с татарами или окруженными ими»* Интенсивной исламизации подверглись жители чувашсмх се пений Кукшим, Белая Волошка, Утеево Биково. Сугуты Тетюшоого уезда, Татарс кий Сунчелей, Солдакаеео Чистопольского уезда Казанской губернии. Старое и Новое Суркино, Казябаш, Новое Сережино, Алексеевка, Абдикеево. Рысайкино. Старое Ганькино, Николькино, Булантамак. Сумели Степанова, Нижний Нурлат, Вороний Куст. Иглайкино, Сабакеево. Калмаюр Самарской губернии*. «Отпадают» в ислам чуваши деревень Тенеео (здесь была построена мечеть). Полевое Байбахтино, Водоял (Уты) Цивильского уезда Казанской губернии'. Старое Афонькино, Буланта мак Самарской губернии, бесермяне селений Юкамень, Досос. Иманаево. Кащур Г лазовского уезда Вятской губернии* С 1905 по 1913 г ислам приняли удмурты селений Новый Кумор, Малой Юмь. Иштуганов, Сутер, Вежешур. Нижняя Русь. Лыя Пойкино (573 чел ) Казанской губернии*.

Интересов наблюдения о причинах успеха татарской культурно релитозной пропаганды среди местных народов оставил известный этнолог, приват доцент Московского археологического инспттута С К Кузнецов, совершивший по поруне

' Ваши С А Пропаганда ислама путай пвшш Каш*, 1909 С 11 1 Том v»

• Баг мм С А 06 отпадаммм в наг ома тамс то крашеных ««юродива Казамсяой enapxw и приемах зтого печагъмого налета Кааамк. 1910 С 25

• О кмссмомарсгва Казан». 19Ю С 21 25

1 КоСооа ЯД О татармзаыии инсродцм Приеотского края,4 Миссианараие* съвда ■ г Казани О 26 «ас»«я 1910 года Каыиь, 1910 С 369

' ГАСО Ф 32 On 1 Д 3243. 3257, On 3 Д 36, CveiA «мородчвс»мх саящеиникое миссионеров Самарской anapxw. быеиавД 20 23 июня 1906 г в Самара н Самарские елархиагънме ведомости 1906 N» 17 С 790 798

г Коблов ЯД Указ соч С. 370

• ГАКО Ф 237 Оп 222 Д 463 Л 92 92 об

• НА РТ Ф 2 On 2 Д 3960 Л 25, 36


 

198

нню КвД в 1911-1912 гг. поездку в Вятосую, Казанскую, Пермскую и Уфимскую губернии1. По его мнению, наряду с другими факторами, способствовавшей успеху татаризации и исламизации «инородцев» в контактных зонах, низкой . эффективное ш православной миссии. было различие во взглядах на распространение релитоэ ного учения среди основных ноогтепей исламской и православной традиции в ретоне — татар и русских: «Русский простолюдин смотрит на крещеного инородца как на существо низшего порядка и относится к нему нередко с нескрываемым презре ни ем. находящим себе выражение в обидных для новокрещеного кличках и прозви щах Так»*! образом. принятие христианства не сближает инородца с русской сре дой, в то же время и прежние единоверцы осуждают его. как оставившего веру предков, и новокрещеный испытывает всю тягость нравственного одиночества Со вершенно иначе держат себя мусупьмаие в отношении обратившихся в ислам С переходом в ислам дпя новообращенной семьи наступает... особенно благолри ятиое положение Каждый мусульманин старается чем нибудь проявить свое распо поженив и любовь к прозелитам; они получают подарки и наперерыв пригпашзются в гост богатырш татарами, причем бывают примеры, что угощение тянется неделя ми. Если новообращенный вообще нуждается, мусульмане приходят ему на по мощь скатом, домашней птицей, хлебом и даже деньгами Мноше из татар стар а ют ся оказать такую помощь тайно, а потом сами отказываются признать ту или иную вещь своею, когда она им предъявляется Это так называемая «тайная милосты ня». которой мусульмане придают большое значение Вместе с тем. татары зорко следят за тем, чтобы новообращенный твердо соблюдал магометанам* обряды и даже внешним своим видом не напоминал о своем происхождении из другого пле мели»3. В то же время репитозный прозелитизм мусульман, по мнению С К Кузне цоеа. не встречал себе достойного противодействия со стороны православного ду ховенства. не проявлявшего должного усилия как по распространению христиан ства, так и по укреплению крещеных в примятой ими вере и не заботившегося о религиозно нравственном их просвещении К чюту причин, препятствующих успе хам православной миссии, ученый относил низкий уровень общего развития право славных пастырей, малочисленность православного духовенства по сравнению с количество».» мулл, взимание непосильной иногда для прихожан платы за требы, отсутствие организованности православного прихода при фактической слпоченнос ти общины мусульманской*.

Наряду с дальнейшим усилением исламского влияния в ретоне, перед право славной церковью остро встала проблема борьбы с ростом антикперккапьных на строений среди представителей местных народов Под влиянием соц»«ал демократической пропаганды в ходе рееопюционных событий 1905 1906 гг среди учителей миссионерских школ набирают силу подпольные кружки «левого» направления, рас пространяются антицеркоеные настроения Как отмечалось в резолюции съезда свя щемникое национальных приходов Буинского уезда Симбирской губернии (1906 г.),

• РЖА Ф 621 On 133 Д 576 Л 332 об

* Таи мл Л 334 об 335 об 1 Таи ж* Л 336 ЗЭб об


 

199

«есгн» раньше учитель был первым помощником священника, то теперь положение изменилось. Агитаторы не оставили в покое учителей инородческих школ, раслрос траняя среди них отрицание авторитета святой церкви, ненависть к религии»1 Ветре чались случаи, когда молодые учителя миссионерских школ вместо христианам просеетитепьской деятельности вели среди крещеных татар аг»ггац»«о атеистичес ких убеждений. По утверждению крещеного татарина с. Молькееео Цивильского уезда М. Егорова, к нему явились 8 мая 1907 г. учителя министерской школы Вол ков (воспитанник КЦКТШ). Баймурзинской и Новобуинской мисаюнерских школ Фи липпов и Петухов и начал»* убеждать его самого и его гостей, «что Бога нет. а Иисус Христос был простой, но очень умный человек»-'

Прот»«а клерикал»«зации образовательного процесса, за развитие светских зна ний и культуры все настойчивее выступали представ»« те ли инородческой интелпи генции В гг ой связи довольно интересны публ»*слц»«и в чувашской газете «Хыпар», издававшейся в Казани в начале 1906 г. На ее страницах развернулось обсуждение перспектив развития чувашской культуры, образования, науки, популяризовались идеи чувашского иациоиал»«з». «э, проскальзывали критические высказывания против односторонней миссионерской направленности чувашских школ, в которых не было места для светских знаний По мнению чувашского священника А Иванова. «оруд»«е (родной язык), служившее могущественным средством христианского просвещения иноверцев и сближения их с великим русским народом, в руках их (имеется в виду редакция журнала Р И) обратилось в средство борьбы с этим просвещением Этим орудием он»« начал»« нападать на святое, дорогое для каждого христианина патриота, ослаблять в инородцах чувство преданности к вере Христовой»5

Все эти факторы способствовал»« дальнейшему нарастанию кризисных явле ний в системе православно»« мисси»« В наиболее тяжело».» положении оказалась протиео». *усулы»анская миссия Как признавал»« cola» миссионеры, после объявле ния свободы совести она была полностью парализована4 По замечанию П. Знамен ского. «в современных условиях Православной церкв»« приходится... отказаться от всякой наступательной борьбы с исламом «« ограи»«ч»гться борьбой л»«шь оборон»« тельной, сласая от iлу супь» «а некой пропаганды и отступничества от православия хоть то небольшое число своих чад. какое она успела приобрести в течение пре жмет о долгого времени, при более благоприятных обстоятельствах»*.

Изменение межконфессиональной ситуации в реп» он в. усиление исламского влияния сред»« местных народов пр»«ввл»« к смене курса в школьной и м»tcci»онерс кой политте Под влияние»« внешних обстоятельств правительство вновь отдало пр»«оритет раэвитю о»сте». «ы НИ Ильминосого В мае 1905 г. по распоряжению м»« нистра народного просвещения В В Глазова под председательством члена совета

* ГАУО Ф ДО. On 7 Д 799 Л 7*

- ОРРК Ф 7. On 1 Д 9 Л 82

* Иаэмоа А О неотложной мужда инородческой плстмраюй шссим П Миссмомврсяоо обозрв ми в 1907 Nt 11 С 1600

* Багии С А Об от»дамии а магоматамстао «ращены* 1мородцае Кламсаой апарю*) и приемах •того пачагъмого яал»м»а Ки»>, 1910 С 23

« Знамансхий П В Каыххиа татары Ка>*». 1910 С 35


 

200

МНП АС Будмлов»«ча было организовано «Особое сое видами в по вопросам обраэо вами я восточных инородцев», призванное выработать комплекс мер по усилению «руссио православного влияния в инородческой массе*, определиться с дальне»! шим направление* « школьно»'« политики в Восточной России В состав этого совеща тельного органа были включены известные деятели инородческого просвещения — Н А Бобровшков. С. В Смоленский (Казань). И. Я Яковлев (С»«мб*»рск), А А Воскре^ сенский (Букеееская Орда). прото»«ерей ФД Соколовский. И А Износков (Самкт Петербург). П Н. Луп лов (Вятка). Монастырям (Крым). Экспертами выступили уче ные востоковеды Н Ф Катаное. М А Машанов. баром В Р Роэен, этнограф С В Ч»«че рина' Состав совещон»1Я. практически полностью состоявший из сторонников тра диции Н И Илы !инекого, предопределил общую направленность примятых им реко мендаций Большинство его членов с некоторым»« оговорками высхазапись за сох ранен»«е применения системы НИ Ильминского в образовательно»« и миссионерехо»« деятельности. Предлагалось не только восстановить, но и расширшъ ее ислальэова ние. в частности, разрешить преподавание Закона Божьего и катехизиса на иащю мольных языках в старших отделениях инородческих уч»тищ: Признавая у а «ление позищв» ислама. рост тзтаризации ■ инородцев•. члены совещания сч»ггали необхо димы».» активно бороться с эти». *» явления» в» посредством раэв»т»я школьно»« сети В от личие от крещеных «инородцев» для татар мусульман было рекомендовано разе»« ватъ систему «патриотического* образования, строившегося на руа»ф»«каци»« обраэо вательмого процесса, организации русско татарсшх училищ, подчиненных МНП*

На основе решений съезда был»« разработаны «Правила о мерах к обрэзоеа н»1Ю населяющих Россию инородцах», утвержденные 31 марта 1906 г4 Вскоре после «Особого совещания» был»« сняты со своих постов попечители Казанского и Орен бург скот о учебных округов С. С Пешков и Н. Зайончжоесхий На их места были наз начены последователи иде»'< Н И Илы. в»нсхого — АН Деревицкий (КУО) и Н И Боб ровн»жов (ОУО).

Не менее знач»мые изменения про»«зошл»« в системе местной церковной орга н»«зац»«и Был переведен с Казанской на Одесскую кафедру архмеш»схоп Д»и «итрии Укаэо».» от 8 февраля 1906 г. Св Синод реко». «ендовал архиереям Повопжско Уральс ких епархий расширить применение в национальных приходах богослужения на род но*.» языке прихожан, уееличиъ количество на1#»ональных священнослужителей за счет посвящения в сан «наиболее преданных церкви» уч»ггелеи м» tea» оперся» х школ* Предписывалось провести реорган»«зз1*»ю мисаюнерского дела, «дав ему постанов ку. пр»« которой оно не являлось бы делом прав»ае/ъствемной власти, и мусульмоне не». «огли бы. указывая на мисаюнерое. получающих содержание от казны, ссылать

* Труды особого совещания по кхросам обра»оеам4я юсточмых иморадняе под ряд А С Буди ловича СПб. 1905 С 3

•' Т а»I «в с 22 •Таим С в5

* Свод аакоиоа и циркуляров и справочных сведений по народному овраюеаюяо в переко^ый период М. 1908 С 1» 160

« Лсовлев И Я Усва соч С 216

* ГАУО Ф 134 On 7 Д 799 Л SO об


 

217

Приложение

Слисок селений «отпавших» в ислам крещёных татар (1827—1911 гг.)

Вятская губернии

Гпяхжжий >вх?

Верхнее Нокемоюе (Муплыо) (м) ГорДММОСОе (и К Зяглудское (м)

Кеспекжое (н)

Над ре**юй Иажмой <и>

Иияя» Сопиуросоя iMitnwi»! > (м)

Сюрлиисжое (и) Укекшуросое (м; Ютрсшуроюе (и>

Влвбумошй >«*3

Амш Бетоемес Бориссео (с) ' Кадрам (и)

Кырммдм (И)

Мукшур (Татарский) (и) Сушам (и

Tofcu (и)

Турда/w (и) Хорошие Кг*оч» (и) Л»ур»я»о (и)

Шлишжпк/ ) **6

Ншояе! Шумя

Кушбаш (с)

Сардэбаш

С*рагт> гъсхий >«э6

Ижееси»й иеод

Киаисия губермия

Клмнский >*J<3

Алан Шепшемк (и) Алахзео (С)

Баремэеи (и)

Большие Битаманы (н) Большие Меигеры (и) Верхмиа Аж* (и) Дувыиы (и)

Кар аду* ам (е)

Мнений Алт (с)

Нурма «Средняя Атмя) (и) Сельцо Иеансесхое (и) Сосмак Гкиемер (м) Турмалм (и)

Урматы (Татароше) (и)

Хайеем (Старьё) (н)

Чиржхи (и)

Шуми (с)

Шулабаш <и)

Ширил (и) Юремгуши (и) Яааши (и)

' В спK3tах учты** селения (старокрещеные и иоеокращеиые (подберезенская группа креще»мх татарЦ, где наряду с •отаешмео проживали и православие татары кряшеиы. бясермяноие и чуваш схие население пункты а хсторых «отпавшие» были замосены в о4»*имаг**»ы* документах (волостные сгыски» как татары РГИА Ф 021 On 6 Д 797 799. On 133 Д 4W. 772; НА РТ «• 4 On 1 Д 12167. ГАКО Ф 237 On 222 Д 316. 463. Обзор Казанском губармы за 1905 1906 гг Прилояенне к вселаддэи нелиему отчету казанского губернатора Казань. 1905 1906 Прилаж Nt 3 Обзор Вятской губернии за 1905 1906 гг Приложение к всеподданнейшему отчету вятского губернатора Вятка. 1905 1906, Слиски инородчески* селений Казанского учебного округа Прибааления к карте иисрод>«схого иаоялехыя СПб . 1660. Малое Е А Статмстичеоа»е сведения о крашеных татарам Казана ей и некоторых других епархия в Волжском бассейна Казань. 1666. Ом же Статистические сведения о арещеных татарах Казанской и некоторых других епархий а Волжской бассейне II М»соиамярст»о сред» мухашхедан и крещеных татар сб ст Казань. 1692 С 329 462. Никольский ИВ Наиболее ааж»е*я статистические сведения об инород мах В остовой России и Западной Сибхфи. подаержяхяхых шпмьтто ислама под рад епископа Андрея Казань. 1912. Он же Крешере татары Статистические сведения за T911 год Казань. 1914.

1 (и) моеохрешеные татары 1 (с) старохрешаные татары.

218

Паишткхий узд

Бордебяьоеы Четны (и)

КзаакЛЫ | и)

Кябяк Ко»« (Богъшие) (с) Кибякоео (и>

Кл»ь»чееео (м) Kyrap^i (и) С*е*ялвй (я) Тааияры (и)

Татарские Агайбашя (я) Таутврмвнь (я) ЯЪишеео |н)

АГлмебышский ) Ю (3

Берсу’ Елга (с, м) Бияр (с)

Большая Меша (н) Верхние Яш (и) Верди»** Армящи (с) Верхняя Ош гор ка (и) Егвяоеео (С)

Исхебаш (Нижхий> (и) Кумами (Новый) (и) Камсар (с)

К упор (м)

Кумаааи (Старый) <м) Нихамие Билятгы (и)

Новая дареаия (я)

Отары (с)

Ou/тормабаш (с)

Сабанчи (и)

Салтык Ерья/ы (я)

Сарбаш (и)

Саггыгая Ключ (с)

Секемес (и)

Собачимо (н)

Средние Арняши (Кааая/ъ»> (с) Старая Иад/урма (с)

Старый Горелый Егьии* <и) Сыиур (и)

Тавпарово (и) Томасов Почин о» (с) Тожта1ы*шеео (я)

Тря Сосны (с)

Ураабзктино (я) Шаидер . и) Швмуртбаия» (с) Шеиордэ^ (с) Чабви Сабы (м) Чыбын Чуричи <М| Цмг»4 (и)

5W»« <с)

Стияжкий ) вз<9

Айдарово (м)

Ад вг и го во (м)

Алыюноеео (и)

Атжоаиио Aj6®6 (и) Бакар**» (и)

Большие Ачкыры (и) Большие Капицы (и) Большие Кушмэны (и) Большие И^фдаиы (и) Буааеео <м)

Бурумду» (м)

Вааокоео (и)

Верхнее Атхо»«ио (м) верхние У р лег ути (и) Городище (и)

Замостыая (Мамадои) (и) Иижш Буртасы (и)

Исламово (я) Караосары (и)

Коргуа (м)

Кугушвво <м)

К v сеево (и)

А»алое Рус олово (я) Marve Ачосыры (я) Маты в Кушманы (и) Marwe и. «рдамы (и) Mai идиш Алмлово (и) Молвмио <н)

Мураты (mi Наратгы (и)

Нижние Ур услуги (и) Новое Бамметъево (я) Нурпаты (я) Салтыгамоео <м)

Санчелеево (я) Сатамашвво (я) Старые Чвскабы (я) Сухие Курмаля (я)

Т авшвеа (я) Танаево (и> Татародае Аавли (и) Тебердииово (я) Токаево (м> Урмаево (1 в) (и) УЬмаеео <2 в) (и) Шигаево |м) Шушерма (н)

Чукры Аланово (я) Чутевво (я)

Л»ГИЛЬДИМОвО (я)

Спжсжий ) «>б

Am»i (м)

Бибаевы Четны (и)

Верхнее Алмееео (м) Kaoanvri* (я»

Кутельбаево (Тугутъбаеео) (и) Рысаковы Поляны |м)

Салман (я)

Среднее Агьсееео (и) Среднее Бмктеавфово (я) Средние Юрткули (и) Старые Барат (и)

Сухие Куриал»

Татароое'1 Студамвц (и) Татарское Муп/ыио (и)

Татароое Тюгел*6аево (я) Чувашский Брод (я)

Шибаш (я)

Лт*о (я)

Тштюшотй > ох?

Атабаево (и) Ааимово (м) Алебердино (и) Алькеево (и) Алмамдерово (и) Аластово (я)

Аюгтургаи (я) Байгулово (и) Бэй»*) р jhmo (и> Байряшаво (и) Балгачево (и) Баргуамио (и)

Барышеео <н)

Бекеево <я)

Белая Волопл (м) borvu**e Атрясы (я) Богъшие Баорч» (я) Богъшие Болтояры (и)

219

Большие Буртэсы (и) Большие К мри (и) Большие Ксжузы (м) Булын Булы) 041 1 м) Бурил шее (Саутык) (и) Буртасы <и)

Быкоеко (м| Деелекеяео (и)

Г*еуа ^*вО <и)

Идх>ос Теммкееео <н) Избахтино (и) Ишамоео (и)

Камеео (и)

Камамиый Брод (и) Какънимо (и) Каробаеео (и) Карабурмашеео (и) Кара ««гъ (и)

К арат оси (и)

Карпаты (и Krweetf (Суык су» (н) Кляиеео (м)

Курмашаво (и)

Куштоео (м)

Кыртан (и)

Лащм (и)

Мамеяео (и)

Мальм Атрясы (и) Магме Б авар (и) Малые Богхояры (и) Малые Кокуаы (и) Малое 1. 1аратго>иио (и) Мамотовею (м) Mypaino (н)

Ноеый Кугмош (м) Новый ме^эб (м . Полевм Бува (и) Старые Еноты (м)

Старые Карнапы (и) Старые Купмиши (и) Старое Кыяхеео (и)

Таной Тураево (и)

Три «абак (Бишелат) (м» Т утэеао (и)

Уроатно <м>

Утееео (и)

Челбаш (и)

Череалшан (2 А) <н> Чвре*еиан (Эй» (м)

Чирки Б»и6ееео <м)

Чирки Ишмяков (и)

^Уп <и>

Чюрю Бараше во (и) Шаыбугыл'е» (и) Юсарыгы (м)

Ясаияеяе Барышаео (м)

Чистополсяий > ех?

Абдуготоео <и)

Адегьшимо (и)

Агексооеха (и)

Байтярмоео <м)

Богдашкиио Большие Тигаиы (и)

Булдмрь (и)

Верхнее Никиткино (и) Верхние Кир «мети (и) Верхняя Keuama (и) Веиж*еесе (н)

Вол^и татарские еыселки (и) Елта** (и)

Ерыклы (и)

Калееео in)

Каидрат (и)

Kapateuueeo (м)

Карее (н)

Ккязпм (и)

Кугъбеаво Мараса (м)

Кут» (и)

Кутлуииино (и)

Малая Б ох та (и)

Мордовские Боганы (м) Мусгкмжвею (н)

Нар от Елга (и)

Нижняя Ка>мм». а (и»

Ноем Какенка (и)

Новое Альж»егъево (и)

Новое Демшио (и)

Новое Йбрай»мно (и)

Новое Кадееео (и)

Новое Умво (mi Новый Татарский Ада».» <м) Поляны Богдашоыо (и) Поч»ыо* Красный Яр (и) Пригород Ноеошвш»«•<* <м) Пригород Стгроимшмиисх (и) Ромошкнио (м)

Тааегы (с)

Тархамо (м)

Татарская Багаиа (и)

Татарская Майна (И Татарские Сарсы (м> Татарское Утяшяимо (м) Тогеиш i. SoTikiuie) (и) Сааимово (и)

Седалкино (mj Слобода Георгневсхоя (и) Служипм Шептала (и) Солдакоево (и)

Средние Чел»«< (и)

Старое Альметьеео (м) Старое Ибрайюею (м) Старое Кадееео Старым Татарский Аден (и) Степные Швмтаг* (и) Черибатыреео (и)

Шона (и)

Щарбеиь <и)

Луилпмо (и)

Люиж» (И)

Нижегородская губерния

Серсачашй >ехЗ

Грибанове (и)

Семеновская (и)

Уразовка (м)

Красный 9\> (и) Пошатова (и)

Три Озера (и)

Шубнмо (и)

Влеи/ъсурслы >езд

Андреевы (и)

Базлово (и)

Ишеево (и)

220

Самарская губернии

5) £) /ыдимсяии >м)

Абднкееао

Абрамова (Кааабаш!

Алъиетъвво Верхняя Кар малка

Верхняя Чвгатайка Поуолесхый Угиимы

6>г>р>сламский >ек?

Стара* Кутрумбетм*о

Николм—схий j*j (?

Березовые Луем Березово Деизм збаеао Имилееео

Книмгулоао

Кочиеюво

Муратщммо

Татароо* Kycrvie»o*o

Утвкавво

Хосяново

Но*о> з*»С*ий >*зд

Роаим

Самарский ) *з<5

Мутовка

Новым Салзван (с)

 

Ставрогю/ьский >*><Э

Абдрееао Ег*о*ый куст Лабятоео Нкяни* Нурлаты

Новое Игг*ь»мио Ноаме Ур*»бошм Сабанееве Старые Уронбашм

Теплее! стаи Фмлмчяо Лодно*

Симбирская губерния

Ьучлккий >•*)

Ада** Тулуибавао (м)

Асамово (н)

Бакар*е< (и)

Бммгурасы (и)

Ьисчорлма Враг (м)

Болтамо Уразлмео (н)

Большая Акса (с)

Бунина (Ентутамоео) (и)

Бюрхаиы (и)

Верхи!»в Лаиа* (и)

Верхний Наратбаш (м)

Во гм* (с)

Всгъмый Стам (Ч*лисы) <и) Долгий Остро* |и>

Игы «втъ»*о (В*р»«ие Чегъасы) (н) Иш адово (и)

Ишмурзино Суримсжоа (С) Кайбиии (и)

Какими) Брод (Ниже Четкасы) (с) Кош кушай (и)

Малая 1><лена (и)

На*ар У боев о (и)

Нияымй Наратбаш (м)

Новая Задорсвка |м>

Ново* Дувамово (и)

Новое Чвкурское (н)

Новыв Ишли |И>

Новыв Какврли (и)

Новь. 1 Дро мамой Куст (м) Пимурзмм? <м)

Полввмв Ычшдпси (и)

Сеушвво (и)

Сорок Сайдак (с)

Старое Дувамово (и)

Старое Чв*урс*ое (и)

Старые Ишли (и)

Стары* Т»ычаг»1 (и) Старые Чукалы (и) Старый Студемем (м) Татарам* С угу ты (и) Татарам* Шатрашамы (и) Татарам* Шуруты (м) Тр*к Болтмво (и)

Три Избы Уте**о (с)

Чшмлкдвеео (с) Чичкамо*о (с)

Череламоео (и)

Швмуршм (и)

Шлами (и)

■^4 ту Г ЛИС* о (и)

ЯЬГГЪN (0*0 <и)

221

К) ркшшсжий >«x?

Большое Рмбуше*»о (и)

Пггряксы (и)

Красны» Остров (и> Медян (м)

Цмибмли (и)

Сиибирошй уезд

Богдяшиио (и) Большая Цигъма (м) Большие т арханы (и) Bow (м) Елкоеоозермое (и) Кабсмию (и)

Малый Погреб (и) Ноеомрквево (и)

Новые Маклаушм («> Погребовоз*е Выселки <и) Старое Шаймураммо (н) Сюндокоекэ (м)

Татарская Бвовныа (и) Татарская Задоровка (м) Урусово (и)

Утяиышево (м)

Апатырсш ии >•»?

Дувшей (и)

Кемушвво (Жаб»ыо> (н)