Христианизация

Весна народов: этнополитическая история Волго-Уральского региона: Сборник документов

Отчеты епархиальных архиереев в Синод являются важным источником изучения деятельности православной церкви в России. В настоящее время они хранятся в фондах Российского государственного исторического архива (РГИА, С. -Петербург) : ф. 796 — Канцелярии Синода, ф. 797 — Канцелярии обер-прокурора Синода. Также их копии имеются в фондах епархиальных консисторий, в данном случае это ф. 4 — Национального архива Республики Татарстан. Указом Синода от 1737 г. всем епархиальным властям предписывалось строго следить за религиозно-нравственным состоянием паствы, отмечать возникновение в народе различного рода суеверий, толков и два раза в год доносить высшему духовному начальству о состоянии епархий*. В дальнейшем неоднократно вносились дополнения в порядок архипастырских донесений. Тринадцатого сентября 1785 г. Синод предписал читать во всех церквях поучения, о чем следовало сообщать в высшее церковное ведомство**. Указ 17 марта 1828 г. требовал личного обозрения главами епархий состояния приходов, церквей, монастырей и др. *** Указом Синода от 21 октября 1847 г. была утверждена единая форма ежегодных отчетов архиереев, которая без особых изменений сохранилась вплоть до 1917 г. ****

Как происходили христианизация и исламизация, русификация и отатаривание чуваш?

Как происходили христианизация и исламизация, русификация и отатаривание чуваш?

Миссионерство и мусульмане Волго-Камья (последняя треть XVIII — начало ХХ в.)

Монография посвящена изучению развития политики христианизации мусульманского населения Волго-Камского края, форм миссионерской деятельности Русской Православной церкви, эволюции подходов религиозного просветительства в период с последней трети XVIII — начала XX в. В книге проанализированы методы борьбы мусульман за сохранение своей традиционной веры, причины роста влияния ислама в регионе, динамика движения крещеных татар за возвращение в мусульманство, рассмотрено формирование группы православных татар-кряшен. Издание рассчитано на широкий круг читателей.

Политика христианизации Русского государства и конфессиональное состояние чувашей Башкирии (до 1917 года)

Сухарева И. В. Политика христианизации Русского государства и конфессиональное состояние чувашей Башкирии (до 1917 года): Монография / И.В. Сухарева. — Уфа: РИЦ БашГУ, 2011. — 64 с.В работе рассматриваются политика царизма в сфере религии и конфессиональное состояние чувашей Башкирии вплоть до начала XX века, когда полностью сложилась религиозная картина, сохраняющаяся с небольшими изменениями до настоящего времени.
Для учителей и студентов, изучающих историю народов республики.

Татарский христианский шамаиль

Возникшее в христианской Византии и вернувшееся в восемнадцатом веке через Италию и Чехию на территорию Турции, а оттуда в связи с популярностью предметов турецкого импорта в татарской среде в девятнадцатом веке (распространившееся и на территории России), искусство шамаиля получило широкое развитие в татарской культуре и стало особым видом татарского искусства. В дальнейшем татарский шамаиль стал одним из способов национального самовыражения, возможность которого возникла в среде татар мусульман в связи с распространением идей движения джадидизма.

Христианизация нерусских народов Среднего Поволжья в отечественной историографии: вторая половина XIX — начало XX в.

В середине XIX в. начался процесс реорганизации христианизаторской политики, переживавшей с конца XVIII в. глубокий системный кризис. Перемены выразились в постепенном, но неуклонном переходе от административно-полицейских методов ведения христианизаторской деятельности к религиозно-просветительским. Для проведения данной реорганизации был необходим анализ прошлого миссионерского опыта. В середине XIX в. также значительно растет интерес исследователей к региональной истории и этнографии населявших страну нерусских народов. Эти обстоятельства и обусловили выделение истории христианизации нерусских народов Среднего Поволжья в качестве самостоятельного предмета исследования.

Причины и характер массового переселения чувашей в Башкирию в XVII — начале XX веков

В целом, описывая причины переселения чувашей на башкирские земли, исследователи обычно сходятся во мнении, что оно было вызвано ухудшением экономического положения крестьян: истощением почв на местах прежнего проживания, малоземельем, усугубившимся в результате естественного роста населения, сосредоточения наделяемых земель в руках сельской буржуазии и т. д. Главная причина переселений коренилась также в общественном устройстве, в угнетении и эксплуатации порабощенного класса крестьянства. Переселения чувашей были вызваны не только социально-экономическими факторами, но и причинами духовного, культурного характера. Сильнейшим фактором миграции стало насильственное обращение чувашей в христианство. Нельзя также забывать и о заинтересованности правительства в заселении окраин.

Культуросозидательная роль религии в процессе формирования чувашского этноса

...чувашская культура, как и всякая другая подобного рода система, являя собой неповторимую сущность, возникла и состоялась как устойчивая единица под воздействием религиозного фактора, который, хотя и нельзя назвать единственным оказавшим влияние на процесс ее становления, однако следует признать за ним важнейшую культурообразуюшую функцию...
В связи с полученными в ходе настоящего исследования результатами можно утверждать, что современная чувашская культура в своей основе есть культура православная, а потому у неё не может быть будущего вне православия.

Татарская нация: история и современное развитие

В книге собраны наиболее интересные публикации учёных и государственных деятелей Республики Татарстан последних лет, посвященные анализу проблем этнического развития татарского народа. Сборник подготовлен в связи с предстоящей Всероссийской переписью населения 2002 г. и позволяет глубже понять многие дискуссионные вопросы об истории, культуре татар, их этническом становлении. В работе содержатся и публикации, посвященные сценариям будущего татарской нации.

Причины отпадения старокрещеных татар Среднего Поволжья в мусульманство в ХIХ веке

Дифференцированный подход властей в решении административных и судебных дел, в проведении налоговой, социальной, религиозной политики, систематическое противопоставление крещеных к некрещеным и стремление к их изоляции от мусульман положили начало обособлению крещеных. Часть из них, прежде всего служилые, ассимилировались в русской среде, ясачное население начало терять прежнюю связь с мусульманским миром. Видимо, религиозный фактор сыграл свою роль и в формировании неоднозначного отношения татар-мусульман к крещеным. Обособленность крещеных татар закреплялась всеми институтами государственной власти. Пассивность старокрещеных татар в отпадении в мусульманство во многом объясняется внутриполитическим курсом царского правительства в ХVIII—ХIХ вв., когда произошло основательное «консервирование» религиозных верований крещеных татар и уменьшение влияния ислама.

Страницы

Subscribe to RSS - Христианизация