Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей XIV—XVI вв.

Духовные и договорные грамоты князей великих и удельных [Текст] / под ред. С. В. Бахрушина; изд. Н. Н. Клочкова. — Москва : Тип. Вильде, 1909. — X, 11-148, [4] с.Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей XIV—XVI вв. / Подготовил к печати Л. В. Черепнин. Под ред. С. В. Бахрушина. — М. — Л.: Издательство АН СССР, 1950. — 585 с.

Духовные и договорные грамоты князей великих и удельных [Текст] / под ред. С. В. Бахрушина; изд. Н. Н. Клочкова. — Москва : Тип. Вильде, 1909. — X, 11-148, [4] с.; 27х18 см. — (Памятники русской истории, издаваемые под редакцией преподавателей русской истории в Московском университете: проф. В. О. Ключевского, М. К. Любавского, приват-доц. С. В. Бахрушина, Ю. В. Готье, А. А. Кизеветтера и А. И. Яковлева).

Скачать PDF, 25,7 MB

Ссылки




Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей XIV—XVI вв. / Подготовил к печати Л. В. Черепнин. Под ред. С. В. Бахрушина. — М. — Л.: Издательство АН СССР, 1950. — С. 439.

Во-первых, в духовном завещании Ивана IV (1572—1570 гг.) три народа (чуваши, черемисы и мордва) были названы жителями Горной стороны и они числились в ведомстве городов Свияжска и Чебоксар (Духовная и договорныя грамоты князей великих и удельных. Под ред. С. В. Бахрушина. — М., 1909. — С. 55—59). Во-вторых, в том же завещании говорится о «Царстве Казанском», имея в виду левобережную (Луговую) часть бывшего Казанского ханства. Среди жителей этой части «царства» названы: «Чюваша, Черемиса, Тарханы, Башкирда». «Чюваша» тут — это «ясачные чуваши» (ясачные татары), а «черемиса» — луговые марийцы. Тарханы, упоминаемые рядом с «башкирдою», это — служилая знать (феодалы) башкирского этноса. Отсюда и вывод о том, что в летописном сообщении за 1551 г. под «тарханами» имелись в виду башкиры.

Исхаков Д. М. К вопросу об этносоциальной структуре татарских ханств (на примере Казанского и Касимовского ханств ХV — сер. ХVI вв.) // Панорама-Форум — 1995. — Вып. 3.