Савиры на Кавказе

Салмин А. К.
Савиры на Кавказе. // Лавровский сборник: материалы XXXIV и XXXV Среднеазиатско-Кавказских чтений 2010—2011 гг.: этнология, история, археология, культурология. — СПб., 2011.
 

Во второй половине II в. сувары, предки чувашей (в лингвистической форме Σαύαςοι), зафиксированы Птолемеем на Кавказе ниже аорсов и пагиритов [1, с. 287, 321]. Скорректировать территорию расселения помогает «География» Страбона. Начиная с северных народов, получается следующая картина: сарматы, затем скифы-кочевники, живущие в кибитках, потом аорсы и сираки, проживавшие до Кавказских гор. «Аорсы, впрочем, живут по течению Танаиса», — писал Страбон [2, с. 480]. Хотя Страбона и Птолемея разделяют два века, картина передвижения народов со второй половины I в. до н. э. до второй половины II в. кардинально не изменилась. Нетрудно определить пространство, занимаемое этими племенами от р. Танаис (Дон) до Рипейских (Уральских) гор по горизонтали и от низовий Итиля (Волги) до Кавказских гор по вертикали.

22

В V в. савиры как активные участники персидско-византийских войн оказались вовлеченными во взаимодействие с персами, восточными римлянами, племенами угров, аварами, армянами и аланами [3, с. 40, 139; 3, с. 87]. Стефан Византийский в V в. писал о сапирах/савирах, обитавших на реке Акампис между Колхидой и Персией [4, с. 325]. «Гунны, как плодовитейшая поросль из всех самых сильных племен, закишели надвое разветвившейся свирепостью к народам. Ибо одни из них зовутся альциагирами, другие — савирами, но места их поселений разделены», — писал Иордан о племенах, составлявших ядро гуннской конфедерации [5, с. 67]. На самом деле численность гуннов в их войсках была мизерной. Основную массу составляли союзники и покоренные племена.

Из-за постоянных войн между Ираном и Византией, особенно из-за выступления савиров то на одной, то на другой стороне, в 30-х гг. VI в. в савирском объединении образовались две группы — иранской и византийской ориентации. После смерти Аттилы в 453 г. и разделения гуннского союза по автономным племенам на Кавказе стала господствовать савирская конфедерация. Государство оногуров распалось, ему на смену пришел новый военно-политический союз во главе с савирами. Сюда же входили гунны и булгары. «Распад на Северном Кавказе первого гунно-булгарского объединения во главе с оногурами обусловил начало параллельного процесса объединения кочевников Восточного Предкавказья и становления нового военно-политического союза во главе с сабирами» [6, с. 69]. Поэтому верно утверждение, что в то время гунны Дагестана были частью савирских племен [7, с. 205], иначе говоря, распавшиеся гунны были поглощены савирами. В 463 г. савирское объединение напало на сарагуров и их союзников. Сарагуры, в свою очередь, вторглись в земли акациров. Во второй половине V в. савиры обосновались в районе р. Кума вдоль Каспийского моря.

В конце V — начале VI в. соседями савиров были племена аугар, бургар, куртаргар, авар, хазар, дирмар и др. Жили они все «в палатках, существуют мясом скота и рыб, дикими зверьми и оружием» [8, с. 114]. Племя савиров представляло собой ряд самостоятельных «колен». «Но уже в начале VI в. положение в савирском обществе изменилось. Из среды племенной знати выделилась

23

наследственная династия, претендующая на управление всеми савирами. Представители этой династии вступили в открытую борьбу с сепаратизмом племенных вождей» [9, с. 21]. В «Летописи» Феофана Византийца под 508 г. записано: «Гунны, называемые савирами, проникли за Каспийские врата, вторглись в Армению, опустошили Каппадокию, Галатию и Понт и остановились почти у самой Евхаиты» [10, с. 126]. Савиры были одним из сильнейших племен в регионе. Согласно Феофану и Малале, в VI в. савирские вожди могли одновременно выступить более чем с 120-тысячным войском. Можно предположить общую численность савиров, приплюсовав к числу воинов их жен, детей (не менее шести) и родителей. Получается более миллиона человек. Другой такой мощной силы в то время на Кавказе не было. Вместе с хазарами савиры «составляли одно и то же военно-политическое объединение, во главе которого, однако, стояли савиры, так как в первой половине VI в. в большинстве исторических известий именно их наименование служит для обозначения варваров, обитавших севернее Дербента» [11, с. 127]. В VI в. Прокопий зафиксировал «гуннов, которые называются савиры», на границе Иврии — в «конце Кавказского хребта». В 531 г. савиры выступили против византийцев, напав на их владения в Армении, на Евфрате и в Киликии. В 541 г. развернулись военные действия между Ираном и Византией в Лазике. Это был стратегический район для обеих сторон. Важным пунктом стала мощная морская цитадель Петра, построенная по приказу Юстиниана к югу от реки Фасис. «В начале 551 г., использовав помощь гуннов-савиров и преимущества византийской военной техники, военачальник Бесса овладел, наконец, Петрой» [12, с. 333]. При этом савиры применили тараны особой конструкции, что сыграло решающую роль в разрушении стен крепости. В кампании 554-555 гг. тяжеловооруженные савиры под предводительством «знаменитнейших у них людей» Башиаха, Кутилзиса и Илагера приняли активное участие в войне на стороне Византии и разгромили сильный отряд воинственных дилимнитов — союзников персов. В середине VI в. савиры владели Прикаспийским проходом, который армянские историки называют Чора и где позднее возник Дербент [13, с. 565-566]. «К середине VI в. савиры, являвшиеся наиболее сильным и многочисленным народом на Кав

24

казе, захватили всю Северную Албанию (Ширан и Аран) в зоне Дербенд-Кабала, бывшую центром савирских поселений, и пробыли там более 100 лет. <... > По-видимому, в это время часть савиров перешла к оседлой жизни, ассимилируясь с коренным населением страны» [14, с. 62]. Во второй половине VI в. савиры также встречаются на реке Техури в Западной Грузии. Агафий, в частности, писал: «Наемники же из гуннов, которых называют савирами <. > расположились лагерем у Археополя и прилегающих местностей» [15, с. 108]. Как видим, почти весь VI в. савиры беспрепятственно мигрировали в пространстве от Северного Кавказа до Малой Азии. В конце VI в., согласно Менандру, римские военачальники заставили савиров и алванов переселиться на р. Кура [16, с. 95]. Таким образом, византийцы хотели удержать эти племена на своей стороне.

Установлено, что Прокопий, Феофан и другие историки называли гуннами на Кавказе и савиров, и аваров, и болгар, а также другие племена. На самом деле савиры (Σαβίνωρας) — это народ, родственный по происхождению гуннам, булгарам, хазарам, аварам, мадьярам, альциагирам, гузам, барсилам, оноуграм, беленджерам. В кавказский период своей истории эти племена постоянно смешивались между собой. Савиры до аварского нашествия составляли значительную часть аристократии Хазарии и пользовались в стране авторитетом [17, с. 24]. Можно полагать, что эти родственные народы понимали речь своих соседей. Однако причислять их к одной языковой группе достаточно опрометчиво. Например, известно, что «язык хазар не похож ни на какой другой известный язык» [18, с. 35]. Также неверно говорить о гуннах как о конгломерате тюркоязычных масс, ибо гунны, как известно, окончательно сложились в Южном Приуралье непосредственно из гуннов и местных угров и сарматов. Следует учитывать мощный пласт иранской культуры у этого народа. М. Алиханов-Аварский, комментатор «Дербенд-наме», полагал: гун/хун/кхун на языке лаков или кумухов имеет то же значение, что и hun и hune на древнесеверных наречиях немецкого языка, т. е. «высокий», «великан». Авары (обры), по всей вероятности, составляли одно из гуннских племен. В латинских и немецких источниках часто упоминались «Huni Abari dicti», т. е. гунны, называемые аварами.

25

В Нагорном Дагестане по соседству с гуннами-кумухами жило большое племя аваров, бывшая столица которых носила название Хунзах — «Крепость хунов». Между прочим, слова obr, obrin на языке славян, живущих в Германии, тоже имели значение «высокий», «великан» [19, с. 57]. Таким образом, гуннский союз — это конфедерация собственно гуннских, а также тюркских, иранских, финно-угорских и других племен. В связи с этим следует указать на одну работу Берната Мункачи, в которой автор, основываясь на булгарских заимствованиях в венгерском языке, заключал, что кавказские булгарские племена говорили на разных диалектах. Естественно, следует говорить не о диалектах булгарского языка, а о заимствованиях мадьярами из языков своих соседей и родственных племен — гуннов, хазар, сувар и булгар [20, с. 131-135].

В 658 г. окончательно распался Западно-тюркский каганат. Одновременно в северо-восточных предгорьях Дагестана на основе раннефеодальных отношений образовалось государство Сувар со столицей Варачан. По инерции армянские источники продолжали называть его царством гуннов, а арабские хронисты — Джиданом. С середины V в. до конца VII в. савиры занимали в Восточном Предкавказье господствующее положение.

Хазарский каганат в Прикаспийских степях с самого начала включал сувар, булгар и собственно хазар. Впрочем, хазары составляли в нем этническое меньшинство. Из письма хазарского кагана Иосифа узнаем о родословной этого народа. Иосиф возводил свой род к Иафету. Хазары же восходят к сыну сыновей Иафета Тогарму. У Тогарма было десять сыновей. В их числе прочитываются Авар, Хазар, Савир и Булгар [21, с. 74, 91-92]. К концу VII в. хазары в Восточном Предкавказье начали диктовать свои условия. Под их власть попала и страна гунно-савиров. Как свидетельствуют археологические исследования хазарского времени в Фанагории, хазарское общество находилось на более высокой ступени экономического развития, чем гунны или Тюркский каганат. «Это было полуоседлое или оседлое общество, хотя кочевой образ жизни еще имел место (особенно в степной полосе, где не было больших рек). Для кочевых племен также уже обнаруживаются тенденции к оседлому земледелию, соединенному с охотой и рыболовством» [22, с. 439-440].

26

В VIII в. военно-политическая ситуация меняется в пользу Хазарии. Хазары налагают дань на сувар и булгар. Страна Сувар становится хазарским федератом со столицей Хазарии Семендер в низовьях р. Терек. Однако в середине VIII в. Дербент был в руках арабов. Хазары не могли с этим смириться, они предприняли несколько попыток одолеть крепостные стены, но безуспешно. Халиф отдал приказ правителю Дербента Езиду восстановить старые укрепления. Были восстановлены и населены несколько разрушенных ранее крепостей, в том числе и Сувари. Кроме того, Езид поставил на границах, особенно в крепости Сувари, по тысяче караульных. Таким образом, все укрепления вокруг Дербента были переполнены войсками, а город огражден от хазар [19, с. 83-84]. Как видим, задолго до VIII в. рядом с городом Дербентом была крепость Сувари, первоначально построенная савирами/суварами.

Во второй половине IX в. Ибн-Хордадбэх фиксирует царство Сувар на северной стороне от Баба (Дербента) [23, с. 17]. Сувары начали устанавливать тесные взаимоотношения с окружающим миром: в 863 г. обитавшие в пределах Северный Кавказ — Дон сувары двинулись вверх по Итилю. Таким образом, савиры пробыли на Кавказе ровно семь веков.

Библиография

1. Птоломей Клавдий. Руководство по географии // Античная география. М., 1953.

2. Страбон. География в 17 книгах. М., 1994.

3. Прокопий Кесарийский. Война с персами. Война с вандалами. Тайная история. М., 1998; Дестунис Г. С. Сказания Приска Панийского. СПб., 1860.

4. Стефан Византийский. Описание племен // Вестник древней истории. 1948. № 3.

5. Иордан. О происхождении и деяниях геттов. СПб., 2001.

6. Джафаров Ю. Р. Гунны и Азербайджан. Баку, 1985.

7. Кляшторный С. Г., Султанов Т. И. Государства и народы Евразийских степей. СПб., 2009.

8. Митиленский Захарий. Из сирийской хроники // Вестник древней истории. 1939. № 1.

9. Федоров Я. А. Хазария и Дагестан // Кавказский этнографический сборник. М., 1972. Вып. V.

27

10. Феофан Византиец. Летопись от Диоклитиана до царей Михаила и сына его Феофилакта. М., 1884.

11. Артамонов М. И. История хазар. Л, 1962.

12. Удальцова 3. В. Внешняя политика Юстиниана. Попытки реставрации империи на Западе. Войны с Ираном. Византийская дипломатия // История Византии. М., 1967. Т. 1.

13. Мерперт Н. Я. Кочевые племена в степной полосе Восточной Европы // Очерки истории СССР. III—IX вв. М., 1958.

14. Ашурбейли С. Государство Ширваншахов (VI-XVI вв.). Баку 1983.

15. Агафий Миринейский. О царствовании Юстиниана. М., 1996.

16. Менандр Византиец // Византийские историки. Рязань, 2003.

17. Семенов И. Г. Этнополитическая ситуация в Хазарии в 830— 850 гг. // Восток. 2008. № 3.

18. Заходер Б. Н. Каспийский свод сведений о Восточной Европе. М., 1962.

19. Мухаммед-Аваби Актант. Тарихи Дербенд-наме. Тифлис, 1898.

20. Munkаcsi В. A diо szo I I Keleti Szemle. Budapest, 1927. Т. XX.

21. Коковцев П. К. Еврейско-хазарская переписка в X веке. Л, 1932.

22. Добровольская Е. В. Археозоологические исследования в Фанагории хазарского времени // Проблемы истории, филологии, культуры. М.; Магнитогорск; Новосибирск. 2010. Вып. 1.

23. Ибн-Хордадбэ. Книга путей и царств // Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Тифлис, 1903. Вып. 32.

28