Савиры

Они же — савары, сабиры, сувары вышли из Западной Сибири в составе гуннов. Впоследствии заняли обширную территорию вдоль западного побережья Каспийского моря вплоть до Дербента. Много савир переселилось в Закавказье.

По всему Кавказу и Передней Азии они были известны как искусные воины. Мастерство савиров в сооружении осадных орудий оригинальной конструкции поражало видавших виды греков и персов. Набеги и воины были основным занятием савир, их услугами нередко пользовались в Иране и Византии (военное отходничество), и, как считается, значительная часть мужского населения савир погибла на чужбине.

Об этническом происхождении савир ничего не известно, так как их язык не сохранился. Полагают, что они — отюреченное (обулгарившееся) финно-угорское племя*. Во всяком случае, они долго находились, что важно отметить, во главе булгаро-хазарского союза, впоследствии сами оказались в составе хазар, поэтому в источниках, говоря «савиры», подразумевали и «хазары», и наоборот.

Историки VI в. Прокопий Кесарийский, Агафий и другие средневековые авторы живших на Северном Кавказе гуннов называют савирами14, а армянские и византийские источники северокавказских савир — гуннами. Поэтому не случайно дагестанское «Царство гуннов» исследователи называют «савирским». Наши замечания, сделанные относительно языковой принадлежности дагестанских гуннов, в равной мере нужно отнести и к дагестанским савирам. Хотя об этнической и языковой принадлежности савир ничего определенного и не известно, но, судя по данным источников, и не без основания, савир принято относить к булгарскому племени15

* Правда, есть основание предположить, что савиры, во всяком случае те, которые под натиском авар вышли из Западной Сибири, были уграми. Среди тобольских татар было распространено предание, что до них территорию по Среднему и Нижнему Иртышу занимал народ савыр или сибир. А слово сипир является синонимом этнического имени манси вогул. Судя по этому в древности савирами или сабирами называлось угорское население Западной Сибири, само название которого восходит к их имени (Артамонов М. И. История хазар. — С. 66.).