От савиров к венграм или мадьярам

Китайские летописцы историю тюркоязычных народов делят на два периода. Первый—от легендарного родоначальника гуннов Шуньвэя до «шаньюя» Тоуманя (? — 209 г. до и. э.) и второй период — от «шаньюя» Тоуманя до распада империи гуннов. Первый период формирования тюркоязычных племен и народов мы уже рассмотрели. Второй же период мы начнем со времени правления верховного вождя «шаньюя» Тоуманя. Он имел двух сыновей от разных жен. Для того чтобы сделать наследником младшего, «шаньюй» решил пожертвовать старшим Маодунем (Модэ) и отправил его заложником к восточноазиатокцм скифам (юэчжам). Затем Тоумань напал на юэчжей, рассчитывая на то, что те убьют Маодуня, но он не погиб, он украл коня и прискакал к своим. Его отец, чтобы сгладить свою вину, выделил Модэ несколько сот кочевий, где тот собрал себе дружину из молодых воинов и которым привил железную дисциплину.

По преданию, если Модэ выпускал стрелу в любую цель, все сопровождающие его .воины обязаны были также поразить эту цель. Как-то Модэ, проверяя дисциплину своих воинов, выстрелил в своего любимого коня; несколько его приближенных замешкались, т. к. не осмелились стрелять в любимца своего повелителя. И им немедленно отрубили головы.

Спустя некоторое время Модэ пустил стрелу в свою любимую жену, и снова тех, кто не осмелился повторить выстрел вождя, Модэ приказал казнить. И когда мишенью стал конь его отца, «робких» уже не оказалось; не было их и тогда, когда Модэ на охоте пустил стрелу в своего отца — в него вонзились стрелы всех приближенных Модэ. Так Модэ убил мачеху, младшего б|рата, старейшин, не пожелавших ему повиноваться, — и стал правителем «хунну» (гуннов). В конце III века до нашей эры под его руководством возникло крупное племенное объединение держава хунну, верхушку которой составляла савирская племенная знать.

Хунну (гунны) разводили лошадей, мелкий и крупный рогатый скот, держали вьючных животных — верблюдов, ослов, лошаков. Подсобную роль в их хозяйстве играли охота, бортничество и рыболовство. Хуннское оседлое население Южной Сибири знало и земледелие, которым в основном занимались военнопленные— восточноазиатские скифы (юэчжи). Сеяли больше всего просо, по краям плантаций которого нередко выращивали хмель, культуру возделывания которого потомки савиров (предки чувашей) впоследствии с предгорий Алтая донесли до берегов Волги.

Держава хунну состояла из 24 племен, подразделявшихся и а восточных и западных. Каждому племени принадлежала определенная территория для кочевий.

Во время войн и набегов хунну порабощали тысячи пленных. Большинство захваченных в плен работали в качестве рабов.

Хуннское войско (Представляло собой конницу. Воины-ополченцы пользовались большим почетом. Войско подразделялось на тысячи, сотни и десятки, во главе которых стояли «тысячники» (ӗмпӳ), «сотники» (ҫӗрпӳ) и «десятники» (вунпӳ или вӑнтӑрри). Во главе «тысяч» и «сотен» находилась савирская племенная знать, а во главе «десятки» ставились рядовые савиры и именовались они «вентрами» (десятниками). Конные отряды хунну производили молниеносные налеты на неприятеля, окружали его со всех сторон, осыпая тучами стрел, затем пускали в ход копья и мечи Боевые стрелы хунну снабжались костяными шариками с отверстиями — сотни свистящих стрел наводили ужас на врагов и пугали их коней.

К III—II векам до нашей эры гунны подчинили себе многие индоиранские племена и включили в свою державу низовье Иртыша и Енисея, Семиречье, а также междуречье Амударьи и Сырдарьи.

По названию своего тотемного животного быка (ӳкор, угор) они сами себя стали называть «уграми», а свой союз именовали «десятиплеменными уграми», царствующей династией которых стала савирская племенная знать из стана или «Дома Модэ», что в древнем их языке произносилось как «Модэҫӗр» или «Модэер», от которого и произошло самоназвание венгров «Мадьер» или «Мадьяр». Это название венгров «Модэер» (вотчина Модэ или стан Модэ) аналогично названиям «Чӑвашьен» или «Марий Эл» («Чувашский край» или «Марийская сторона»). Официальное название «сторона» (ер, эл, ень) появилось при правлении Модэ, когда он свою державу разделил на три части, назвав их «сторонами».