Почему среди чувашей много кучерявых?
К концу I тысячелетия до нашей эры степные просторы от Байкала до Алтая буквально заполнили вновь сформировавшиеся здесь племена предков болгар, тувинцев, шорцев, хакасов, уйгуров и других тюркоязычных народов, названных впоследствии племенами «хунну» — сложившимися здесь путем смешения динлинов (белокурых и синеглазых европеоидов) с пришлыми из Северо-Западного Китая беглыми рабами «сюнну», или «хунну», ставшими известными в Европе под названием «гунны». Пришельцы северные холодные места, как уже отмечалось выше, стали именовать «сивӗ ҫӗр» (холодная земля), что в латинской транскрипции звучало как «seveser» или «sever».
С этого времени китайское название «лесных людей» (ди, динлины) стало постепенно исчезать из исторических документов, потому что вновь сложившиеся здесь племена стали именовать динлинов по названию холодной местности «савирами», то есть просто «северянами».
К началу IV века до нашей эры эти «северяне» (савиры) объединились и в составе десяти племен вторглись «а земли, занимаемые пламенами «хунну», и покорили некоторых из них, превратившись на многие века в их новую племенную знать.
Дикий бык (тур), как мы уже отмечали выше, лопал в Прибайкалье из Приднепровских степей, во время последнего (Днепровского) оледенения Евразии, где и стал отличительным племенным знаком (тотемом) некоторых (покорившихся динлинам) племен «хунну» (гуннов).
Истинно благородных «господ» китайцы называли «цзюн-цзы». Символом бескультурья, варварства и рабства в их понятии были северо-западные их соседи, которых они именовали «сюнну», то есть рабами. Так и савирская племенная знать, возвышая себя, покоренные племена с тотемным, племенным знаком дикого быка (тура) стала именовать «турками». В течение длительного времени название «тур» (турок) у савирской аристократии продолжало нести понятие «тёмный народ» (чернь, простолюдины), пока те впоследствии не отделились от савиров, присвоив себе тотем, теперь уже не дикого, а домашнего быка — «огуза», сформировавшись впоследствии в самостоятельную огузскую ветвь тюркоязычных народов.
Завоеватели-савиры, состоявшие в основном из воинов, переженились на женщинах побежденных племен. Известно, что навыки речи у ребенка вырабатываются матерью ребенка, а не его отцом. Поэтому язык завоевателей-мужчин обычно в течение нескольких поколений успевает раствориться в языке побежденных. Такое в истории наших предков случалось не раз. Пример тому — история формирования горно-марийцев и бесермян, сложившихся в результате ассимиляции марийцами и удмуртами булгарских воинов, отступивших к марийцам и удмуртам после сокрушительного их поражения от монголов. Наиболее яркий пример ассимиляции наших предков другими народами — это история формирования дунайских болгар, которые спустя два столетия после покорения ими части южных славян полностью растворились в их среде, потеряв при этом свою старую культуру и свой протоболгарский, родственный чувашскому, язык.
В результате завоевания билу-пулейских племен савирамн язык савирской знати из-за многочисленности гуннов стал быстро растворяться в языке тюркоязычных гуннов.
Известно, что в чувашском языке древнетюркское «з» превращается в звук «р». Звук «у» чередуется с «а» или «о». Звук «к» превращается в «х», а звук «н» в «м». Все эти странные превращения называются ротацизмом.
Чувашско-булгарский язык, являясь огурской ветвью тюркских языков, из-за этих превращений настолько своеобразен и настолько отличается от всех остальных родственных тюркских языков, что при изучении его невольно возникает вопрос, почему могло возникнуть такое своеобразие этого языка, не связано ли оно с какой-то загадочной историей происхождения чувашского языка. Некоторые исследователи даже склонны считать огурскую ветвь тюркских языков, к которой относится и чувашский язык, искусственным образованием.
Для того, чтобы с принципами ротацизма с интересом ознакомились и несведущие наши читатели, поняв его смысл без применения всяких математических формул, рассмотрим одну из гипотез .происхождения искусственной (огурской) ветви тюркского языка. По этой гипотезе, один из предков верховного вождя гуннов (шаньюя) Тоуманя, обеспокоенный тем, что язык савирской знати стал совершенно схож с языком простолюдинов (тюрков), приказал обособить язык савирской знати.
Аналогично тому, как русские аристократы, чтобы отличаться от «черни» (простолюдинов), обучали своих детей французскому языку, превратив его постепенно в язык знати, так и приближенные шаньюя для выполнения этой цели приняли решение перейти на новый алфавит (руническое письмо), вместо китайского, переняв его у соседних восточноазиатских скифов (юэчжей).
Согласно произведенным реформам, савирам-аристократам пришлось параллельно изучать новый язык общения аристократов, впоследствии названный огурской ветвью тюркского языка. В этом искусственном языке древнетюркский звук «р» превращался в «з», звук «а» в «у», а звук «к» превращался в «х».
Наиболее почитаемыми у савиров были четыре вещи (предмета): «бык» — их тотемный племенной знак; «гостеприимство» — это их традиционно почитаемый ритуал; «девушка» — предмет вожделения воинов-савиров; и, наконец, «котел» — это их символ единения, «чем больше котел, тем больше группа, кормящаяся от него» — говорили они.
Согласно принятому савирами нововведению, название их тотемного животного «огуз» (бык) превратилось в «огур», если «з» заменить на «р». Символ их единения «казан» (котел), превратилось в чувашское «хуран», если заменить «к» на «х», «а» на «у», «з» на «р». Точно таким же образом слово «кунак» (гость) превратилось в чувашское «хӑна», а слово «кыз» превратилось в чувашско-булгарское «хӗр» (хир).
Ввиду своего искусственного образования огурская ветвь тюркского языка после распада Державы хунну тоже быстро распалась, сохранились лишь около трех десятков слов этого языка в монгольском и чувашском языках, что хорошо прослеживается ниже (приводятся взаимопревращения чувашских и татарских (кыпчакских) слов:
татар. |
казан |
ӳгез |
кунак |
кыз |
каен |
чуваш. |
хуран |
вӑкӑр |
хӑна |
хӗр |
хурӑн |
русск. |
котёл |
бык |
гость |
дева |
береза |
татар. |
кара |
узун |
кала |
карама |
корт |
чуваш. |
хура |
вӑрӑм |
хула |
хурама |
хурт |
русск. |
чёрный |
длинный |
город |
вяз |
червь |
татар. |
кайгы |
капка |
кабык |
утаз |
|
чуваш. |
хуйхӑ |
халха |
хуп |
вӑтӑр |
|
русск. |
горе |
ворота |
кора |
тридцать |
|
татар. |
алма |
каз |
кап-кара |
кызыл |
|
чуваш. |
улма |
хур |
хуп-хура |
хӗрлӗ |
|
русск. |
яблоко |
гусь |
пречёрлый |
красный |
|
В результате произведенного нововведения язык савирской аристократии изменился до неузнаваемости. Название их тотемного животного «огуз» превратилось в «ӳкор» (огур)41. В дальнейшем савирские племена с отличительным племенным знаком (тотемом) быка (вӑкӑр, ӳкор) стали называться «огурами», сложившись в союз огурских племен, из которых в дальнейшем возник господствующий слой империи гуннов. Подчиненные же савирам племена гуннов продолжали называться «огузами» или пренебрежительно «турами», или «турками» (при этом подчеркивается их низкое происхождение).
Вторгшиеся к гуннам с севера упомянутые выше десять савирских племен в разные периоды именовались по-разному. Одни народы продолжали их называть обобщенно «савирами», то есть «северянами». Другие же по числу племен стали их именовать «десятиплеменными уграми», что на языке гуннской «черни» звучало как «уногуры», где «ун» в их языке означало число десять, а в языке аристократов название их союза «десятиплеменные угры» звучало уже как «вӑнгуры» .или «вунгуры», то есть «венгры, которых в свою очередь из-за смещения их с хуннами именовали «хуннскими уграми», или сокращенно «hunuguri» (хунграми). Это подтверждается тем, что некоторые народы до сих пор продолжают страну потомков угров — Венгрию называть Хунгарией.
К III—II векам, до нашей эры гунны подчинили себе многие соседние ираноязычные племена юэчжей (восточно-азиатских скифов), в результате чего в конце III века до нашей эры возникло крупное 24-племенное объединение — Держава хунну, верхушку которой составляла савирская (венгерская) племенная знать.
Во времена войн с предками восточноазиатских скифов (юэчжами) гунны поработили тысячи плененных юэчжей, которые работали в качестве рабов на савирскую племенную знать при содержании ими большого количества скота.
Впоследствии завоеванные племена и рабы, кучерявые люди ближневосточного физического типа — носители шумерской культуры—вошли в состав савирских племен, завершив процесс формирования здесь «чешийских племен» — предков чувашского народа в составе динлинов — людей европеоидного физического типа, хунну — типичных монголоидов и восточноазиатских скифов (юэчжей) — кучерявых людей ближневосточного физического типа. Поэтому среди чувашей встречаются и типичные кучерявые арабы, и белокурые, синеглазые европеоиды, и типичные (монголоиды.
- Версия для печати
- 5927 просмотров