О волжско-камском и казанском этапах этногенеза чувашей

В. Д. Димитриев

По проблемам этногенеза чувашей опубликовано значительное количество литературы [1]. Авторами обоснованно выделены четыре этапа этногенеза чувашского народа: 1) центральноазиатский; 2) северокавказский; 3) волжско-камский; 4) казанский (с середины XIV в. до середины XVI в.). Первый и второй этапы глубоко и всесторонне разработаны В.Ф. Каховским и другими учеными. В исследовании третьего и четвертого этапов не учтены некоторые существенные обстоятельства. Вторгавшиеся в Восточную Европу до XI в. тюркские племена: болгары и сувары (огуры), гунны, авары, хазары, печенеги были р-л – язычными этносами. В середине XI в. вторглись з-ш – язычные кочевые кыпчаки (половцы), родственные татарам. Тюркоязычные татары известны в Тюркском каганате с 552 г., но они вторглись в Восточную Европу в составе войска хана Бату только в 1236 г. Кочевые племена могли ассимилировать лишь другие кочевые племена, а не оседлое население, которое было в состоянии ассимилировать только оседлое население. Во времена, когда не было школ, книг, журналов, газет, радио и телевидения, ассимиляция происходила лишь путем брачных связей и совместного проживания в одном населенном пункте. Единая татарская кочевая народность сформировалась в Золотой Орде в XIII– начале XV вв. путем объединения западных кыпчаков и татар. Оседание татар началось лишь в начале XV в. Рассматривая вопросы этногенеза чувашей на третьем этапе, авторы не прослеживали процесс формирования единой болгарской (древнечувашской) народности в X– XII вв., не подчеркивали, что у болгар был один – чувашский язык, служивший государственным языком, что никаких выдуманных казанскими лингвистами первого и второго стилей болгарского языка не было. Авторы не обращали внимания на опустошение Болгарской земли Золотой Орды во второй половине XIV– начале XVвв, положившее начало четвертому этапу этногенеза чувашей, а формирование современной чувашской народности из болгаро-чувашей рассматривали лишь в рамках территории Чувашской Республики.

В настоящей статье предпринята попытка изучить этнические процессы на третьем и четвертом этапах этногенеза чувашского народа, сделав некоторые предварительные замечания по предшествующим периодам.

Люди на Земле появились 3 миллиона лет назад на территории Южной Африки и, возможно, Индийского океана, когда здесь была еще суша, и постепенно расселялись на север. В Закавказье первые люди появились 700 тысяч лет назад.

На расселение людей по Земле большое влияние оказывали катастрофические изменения природно-климатических условий. Примерно 700 тысяч лет назад, то есть в то время, когда началось освоение людьми Кавказа, в Евразии, да и в Америке наступили резкие похолодания. Первый ледниковый период на территории России назван Окским. Около половины Европы оказалось под сплошным ледяным покровом, который простирался от Британских островов до Урала и занимал площадь около 5 млн. кв. км. Толщина льда достигала двух километров. Рядом с европейским ледяным щитом лежал второй, Таймырский, толщиной до 800 м., простиравшийся на 4 млн. кв. км. Через много тысячелетий льды таяли, наступала межледниковая эпоха. После Окского ледникового периода наступила Лихвинская межледниковая эпоха. Затем наступило Днепровское оледенение, когда ледники доходили до Суры. Его сменила Одинцовская межледниковая эпоха. Потом последовало Московское оледенение, за ним – Микулинская межледниковая эпоха. Последнее, Валдайское оледенение, было меньшим по сравнению с предыдущими. Оно отошло 15-12 тысяч лет назад. Только после последнего оледенения наступили современные природно-климатические условия.

В южных районах Среднего Поволжья первые люди появились 70-80 тысяч лет назад, но во время оледенения они могли оставить места проживания. Некоторые археологи считают, что заселение Среднего Поволжья первыми людьми произошло 30 тысяч лет назад.

Численность населения всей Земли ныне составляет около 6 миллиардов человек. На Земле насчитывается более 4 тысяч наций, народностей и этнических групп. Из них 325 наций численностью свыше 1 миллиона человек считаются крупными. К ним относятся и чуваши, которых в СССР, согласно переписи 1989 года, числилось 1839228 человек. 49,3 % чувашей проживало тогда в Чувашской Республике, остальные – в Татарстане и Башкортостане, Самарской, Ульяновской областях и многих других республиках, краях и областях. По своей численности чуваши в 1989 г. стояли на 125-м месте в мире и 4-м месте в России (теперь – на 5-м месте).

На Земле живут люди трех основных рас (физических типов): негроиды, монголоиды и европеоиды. А настоящее время у 10,3 % чувашей преобладают монголоидные черты, причем около 3,5 % из них составляют относительно «чистые» монголоиды, 68,6 % относятся к смешенным монголоидо-европеоидным типам, 21,1 % чувашей – представители различных европеоидных типов, как темноокрашенных (преобладают), так и русоволосых и светлоглазых [2]. Это свидетельствует о сложности этногенеза чувашей.

При происхождении первых людей, разумеется, у них был один неразвитый язык. Тысячелетиями появились новые языки. Образовалось девять языковых семей. Было время ностратической стадии языков, когда люди появившихся позднее семи семей пользовались одним языком. Нынешние более 4000 языков входят в следующие 9 семей: 1) индоевропейская; 2) семито-хамитская (арамеи, евреи, арабы и др.), 3) яфетическая или иберийско-кавказская; 4) уральская; 5) алтайская; 6) сино-тибетская; 7) дравидская в Южной Индии; 8) банту в южной половине Африки; 9) малайско-полинезийская. Индоевропейская семья делится на группы (ветви) индо-иранскую, славянскую, балтийскую, романскую, германскую и др. В уральскую семью входят финно-угорские и самодийские народы, в алтайскую – тюркские (более 20 народов), монгольские, тунгусо-маньчжурские народы (в древности к ним близки были корейцы и японцы). Тюркские языки, в свою очередь, делятся на огурскую (болгарскую), кыпчакскую, огузскую, джагатайскую и др. подгруппы. Как уже указывалось, огурской подгруппе языков, которую С.Е. Малов называет древнетюркской подгруппой, характерен р-л-язык, всем языкам новотюркских подгрупп – з-ш-язык (чув. хӗр, тат. кыз «девушка», чув. тӑххӑр, тат. тугыз «девять», чув. кӗмӗл, тат. кемеш «серебро»). Яфетическая семья делится на абхазо-адыгейскую, картвельскую (грузины и другие 16 народов), чечено-дагестанскую ветви.

По признанию многих лингвистов (С.Е. Малова, Н.Н. Поппе, М.Р. Федотова и др.), чувашский язык сохранил древнейшие черты алтайской семьи. Ныне чувашский язык – единственный сохранившийся язык болгарской ветви тюркской группы алтайской семьи и отличается от всех других тюркских языков ротацизмом (звук р вместо з в других) и ламбдаизмом (звук л вместо ш). Это обстоятельство облегчает нам в исследовании этногенеза чувашей.

В Iтысячелетии до нашей эры часть территории Западной Сибири и всю северную и центральную части Восточной Европы, вплоть до земель нынешних Эстонии и Финляндии, занимали финно-угорские племена. Славянские и балтийские племена обитали на территории Польши, северо-западной части Украины, Литвы и Латвии. Огромные пространства южной Сибири, Средней Азии, территории нынешнего Казахстана, нижнего и Среднего Поволжья, Северного Кавказа и Украины были населены североиранскими племенами, на Кавказе – яфетические. Предки всех тюркских народов жили тогда в Центральной Азии, в составе племен хунну.

В Iтысячелетии до н.э. тунгусо-маньчжурские, монгольские и тюркские племена алтайской семьи кочевали на территории северной половины современного Китая, севернее Великой Китайской стены, построенной в III в. до н.э. для защиты от беспрестанных нападений кочевых орд на оседлые китайские поселения, и на территории Южной Сибири. 24 тюркоязычных племени входили в состав хунну – наиболее воинственных кочевников, сражавшихся с Китаем. У них тогда было патриархальное общество, переходившее в строй так называемой военной демократии. В конце III в. до н.э. полководец Модэ объединил хуннские племена в довольно мощную державу. Л.Н. Гумилев отмечает, что «социальный строй эволюционировал от родового до военной демократии. Хунну в Азии, в отличие от гуннов в Европе, считались наиболее культурными среди прочих кочевых племен» [3]. Уже в Iтысячелетии до н.э. тюркские племена Центральной Азии делились на огурские (племенное название от огур «бык»), говорившие на р-л-языке, и огузские (племенное название от огуз «бык»), говорившие на з-ш-языке. Эти племена занимались кочевым скотоводством, знали и примитивное земледелие. Огурская группа племен занимала западное крыло территории тюркских племен. Они общались с монголами, китайцами, южносибирскими ираноязычными скифами и европеодными финно-угорскими динлинами. Это общение и экзогамные брачные связи уже в то время оказали на огурские племена определенное воздействие. Из огурской общности, из-за вытеснения китайцами, в начале нашей эры отделилась группа племен и начала продвигаться в западном направлении через территории североиранских кочевых и оседлых племен саков, массагетов, савроматов. Во II– III вв. они достигли Северного Кавказа. Следует сказать, что з-ш-язычные тюркские племена, кочевавшие на территории нынешнего Северного Китая (севернее Великой китайской стены) и Южной Сибири, перекочевали на территории североиранских племен – Средней Азии и нынешнего Казахстана лишь в IV– VII вв. н.э., образовали в VIв н.э. Тюркский каганат. Тюрками североиранцы были вытеснены и ассимилированы. З-ш-язычные сельджуки проникли на Кавказ и Северное Причерноморье, как уже указывалось, в середине XI в.

Северокавказский этап, как и центральноазиатский, этногенеза чувашей обстоятельно исследован В.Ф. Каховским [4]. Историю болгар и сувар на Северном Кавказе, используя письменные и археологические источники, изучил Н.Я. Мерперт [5]. Статью о суварах на Северном Кавказе опубликовал Л.А. Таймасов [6].

Первое сведение о суварах на Северном Кавказе находим в сочинении географа II в. н. э. Клавдия Птолемея. Среди племен европейской Сарматии он называет «хунов», а по соседству с ними помещает «саваров» (савиров) — «ниже аорсов в соседстве с борусками до Рипейских гор». Л.А. Таймасов связывает Рипейские горы со Ставропольской возвышенностью – Северным Кавказом [7].

Вопрос о появлении болгар на Северном Кавказе разрешен Н.Я.Мерпертом. Он пишет: «Древнейшие упоминания болгар относятся еще к догуннской эпохе. Замечательный армянский историк VII в. Моисей Хоренский в своей «Истории Армении» сохранил фрагменты из более раннего источника, принадлежавшего перу сирийского историка III в. «старца» Мар-Абас-Котины. Последний уже хорошо знал имя болгар и повествовал о проникновении болгар переселенцев в Закавказье». Сообщение Мар-Абас-Котины о проникновении болгарских в Армению в 127-114 гг. до н.э. признается анахронизмом. Но в III в. н.э. переселения имели место. «… Переселенцы сохранялись в Закавказье и во времена самого Мар-Абас-Котины. «Жили они на луговых землях близ пределов Шарая, в древности называемых «Верхним и безлесным» Басеном, которые впоследствии были заселены переселенцами Вхидур Болгар¢а, Вунд¢а, по имени которого названы Ванаид¢ом. Селения до сих пор называются именами братьев и потомков его» (История Армении Моисея Хоренского. Перевод Н.О. Эмина. М., 1893. С. 55-56). Таким образом, Мар-Абас-Котина знал, как отдельные группы болгарских переселенцев, так и основной, находившийся к северу от Кавказа, массив их племен, от которого эти переселенцы отделялись. Характерно, что в Закавказье болгары селятся на «луговых землях», как и подобает кочевникам… Сведения Мар-Абас-Котины… подтверждаются сведениями другого письменного источника, совершенно независимого от сочинений сирийского историка. В греческом хронографе 354 г., латинский перевод которого доведен до 257 г., дан список народов, обитавших севернее Кавказа. Этот список завершается болгарами (Vulgares). Характерно, что в обоих источниках речь идет о совершенно конкретной группе племен: имя болгар не приобрело еще широкого значения общего наименования причерноморских кочевников, которые придали ему некоторые историки в послегуннскую эпоху. С другой стороны, наличие одного племенного названия в двух независимых и разноязычных источниках позволяет считать, что еще в первые века, задолго до появления в Европе основной массы гуннов, через Северный Прикаспий в восточные районы предкавказских степей проникает из Азии группа тюркоязычных племен, именовавших себя болгарами. Здесь они кочуют по соседству с саварами и аланами, причем, как будет показано ниже, последние оказали на болгар значительное культурное воздействие» [8]. В исследованиях В.Ф. Каховского, Н.Я. Меркерта, Л.А. Таймасова и других ученых аргументировано показано, что с вторжением в Восточную Европу в конце IV в. тюркоязычных (не монголов, как считают некоторые авторы) воинственных гунских племен болгары и сувары были подчинены им и участвовали во многочисленных войнах с Римской империей и другими народами, понесли значительные потери, в V в. входили в состав эфемирной державы Аттилы. Вследствие подчиненности болгар и сувар гуннам письменные источники нередко причисляют их к гуннам, т.е. называют и сувар, и болгар гуннами. В V– VI вв. шел процесс постепенного оседания болгар и сувар, их приобщения к земледелию. Источники VII в. показывают болгар и сувар в основном оседлыми, земледельческими племенами, сохранившимися еще значительные кочевнические пережитки. В ходе продолжительного соседства с ираноязычными сарматами и аланами болгаро-суварские племена испытали их заметное влияние в областях хозяйственных занятий, материальной и духовной культуры.

Болгарские племена в VI в. обитали в степях Предкавказья, по соседству с утургурами и савирами, от Азовского моря до Западного Прикаспия. В середине VI в. болгарам и суварам пришлось отразить

Источник: Сайт фонда «Волжская Болгария».